Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Похвала как средство воспитания | Павленко Юлия Викторовна. Работа №338082

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается похвала как средство воспитания детей.

Похвала - это устное поощрение. Похвала так же является простейшей формой поощрения, она сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Поощрение похвалой возможно при заинтересованном отношении к успехам и неудачам воспитанников. Она так же как и одобрение вызывает в ребенке положительные эмоции и стремление к более высоким достижениям и результатам.

Как мы можем выделить, роль похвалы – один из способов положительной стимуляции учащихся на повышение интенсивности обучения, ее особенности - это уникальность, которая заключается в беспроигрышном употреблении похвалы как улучшения настроения учащихся.

Похвала как метод воспитания

 

Похвала входит в число средств, используемых для поощрения – метода, который в воспитании применяется для стимулирования деятельности и поведения, формирования у ребёнка мотивации правильных действий. Для похвалы не нужны финансовые затраты, она не требует от нас особых талантов и усилий. Казалось бы, что может быть проще? И вам нетрудно, и человеку приятно! Почему же тогда похвала не всегда вызывает у человека желание трудиться, не всегда приносит ему радость и не всегда способствует улучшению его результата? Эффективная похвала – одно из главных стимулирующих средств. Обычно это происходит от неумения педагога хвалить своих детей. Простота похвалы – кажущаяся. На самом деле, не всё так просто! Чтобы она была действительно эффективной, необходимо соблюдать следующие правила, в которые реализуются требования справедливости, позитива и разнообразия.  

Похвала должна быть справедливой.

Конечно, речь не о какой-то абсолютной справедливости, а о том, что похвала должна быть заслуженной в глазах ребёнка и его сверстников. Для этого важно…

1. Хвалить за действия, а не за личностные качества.

Да, педагог воспитывает личность. Но личностные качества человека постепенно формируются и проявляются в ходе его деятельности. Правильные действия – это те элементы деятельности, которые и формируют положительные качества личности. Такие действия и нужно поддержать с помощью похвалы.

2. Хвалить за старание.

Люди имеют разные способности к той или иной деятельности: новое умение один приобретает практически сразу, а другой – после нескольких неудачных попыток; кто-то легко добился хорошего результата, а кому-то такой результат дался ценой продолжительных усилий. Старательность, работоспособность, целеустремлённость – те качества, которые позволят преодолеть трудности не только в учёбе, но и в любой деятельности. Поэтому хвалить ребёнка за старание не менее справедливо, чем похвала за результат. И она просто необходима тому, у кого пока не очень-то получается, ведь иначе он разуверится в своих силах и бросит начатое дело.

3. Чётко связывать похвалу с конкретным действием или результатом.

Это правило дополняет два первых. Речь некоторых педагогов настолько изобилует словами «молодцы», «умнички» и т.п., что практически полностью теряется их «хвалебный» смысл. Это неправильно! Когда мы говорим «ты молодец!», то ребёнок должен точно знать, почему именно в данной ситуации он молодец. Тогда он сможет гордиться своим достижением и повторить именно то, за что его похвалили. А если непонятно за что хвалят, если он всегда «умничка», то и эффект похвалы близок к нулю.   Только позитив!

Похвала в целом предназначена для положительного подкрепление, поэтому позитив – то, что выделяет её среди прочих средств стимулирования. Требование позитива реализуется в следующих правилах.

4. Хвалить безоговорочно.

Никаких «но», принижающих результат ребёнка, типа: «гораздо лучше, чем было, но всё равно это слабый результат». Представьте ситуацию, когда вам что-то дали – и тут же снова забрали. Оговорки при похвале создают такое же ощущение.

5. Сравнивать нежелательно, противопоставлять недопустимо!

Всегда можно найти такое сравнение, при котором действия и результаты наших детей будут казаться очень хорошими. Или наоборот, очень плохими. Смотря с кем или с чем сравнивать. Только вот объективность оценки от этого неизбежно пострадает. И эффект похвалы тоже. А очное противопоставление детей («хороших» и «плохих») к тому же чревато тяжёлой конфликтной ситуацией в детском коллективе.

Сравнивать ребенка с другими детьми – это вообще занятие непродуктивное, и в особенности в таком деликатном деле, как похвала. Если ребенка хвалят, превознося над другими детьми – велик риск вырастить заносчивого зазнайку.

Обычно это выглядит так: «Ты у меня такая красавица – да тебе в подметки никто не годится!», «Ты так хорошо учишься – куда там до тебя всем твоим одноклассникам!». В результате получим «пуп земли», который будет железно уверен, что он – «круче всех», а с таким мировоззрением жить ой как непросто…

Особенно плохо, если фраза типа «Какой ты молодец, не то, что Юрка/Машка!» Это порождает нездоровое соперничество между детьми и провоцирует дополнительные конфликты. Но еще хуже, если между детьми в семье, группе закрепляются устойчивые роли: один – «молодец», второй – «неудачник». Как правило, увы, эта модель остается на всю жизнь.

6. Хвалить «от своего имени», использовать «Я-послания».

Этим приёмом педагог сразу «убивает двух зайцев»: 1) переводит общение в более доверительное русло, что способствует сближению с ребёнком; 2) расширяет сферу использования похвалы; такая похвала изначально не обязывает педагога быть строго объективным в оценивании ребёнка, и бывает просто необходима, когда никаких реальных достижений у ребёнка нет, и он особенно нуждается в учительской похвале.   Разнообразие форм и средств похвалы.

Однообразие надоедает, а однообразие позитивных оценок ещё и расслабляет. К тому же не будем забывать о возрастных и индивидуальных особенностях, которые требуют варьировать педагогические действия и средства. Чтобы добиться разнообразия похвалы, нужно…

7. Подкреплять слова невербальными средствами.

Невербальные средства общения – это жесты, мимика, интонация, знаки-символы и т.д. Хваля, очень важно транслировать положительные эмоции. Похвала, высказанная ребёнку невыразительным тоном, с «каменным» лицом, будет уже не столь эффективна. А в ряде случаев невербальные средства вполне могут заменить слова (поднятый вверх большой палец, кивок, одобрительная улыбка и т.д.).

8. Хвалить за то, что ребёнку особенно важно.

Разумеется, для этого надо знать специфику возраста и индивидуальные особенности своих детей. Если младшего школьника обрадует похвала за исполнительность, то подростку важней получить признание своей самостоятельности; кроме того, в подростковом возрасте эффект похвалы усилится, если педагог подчеркнул в ребёнке то, что ценится среди наиболее авторитетных сверстников.

9. Соблюдать меру.

Не перехваливать. Не преувеличивать сверх меры достоинства и заслуги ребёнка, но и не преуменьшать его достижения. Важно, чтобы ребёнок чувствовал «шкалу», отражающую уровень его достижений, например: "педагог похвалил меня за то, что я правильно выполнил задание – ничего особенного, в группе многие заслужили этой похвалы"; "педагог на занятии отметил, что я первым решил ребус – сегодня я лучший в группе";

Если буквально за каждый шаг дитя осыпают комплиментами, если каждый чих сопровождается умиленными комментариями в духе «ах, ты ж моё золотко/лапочка/птичка/рыбка!» – похвала, скажем так, девальвируется – падает ее значимость в глазах ребенка. В самом деле, если и поход в магазин, и помощь в приготовлении обеда, и уборка в комнате – все это награждается такими же обильными словоизлияниями, как и, скажем так, полезное неделание чего-либо: не нашкодил, не изрисовал обои в коридоре, на намочил штанишки, не мучил кота, не отобрал у брата машинку – то кто станет напрягаться? Когда похвалу получить слишком легко, ценность ее существенно снижается.

10.Хвалить слишком редко

Эта ситуация противоположна предыдущей. Есть взрослые от которых доброго слова не дождешься, какие бы подвиги ребенок ни совершал: научился колготки надевать, сам записался в секцию или кружок, победил на олимпиаде по математике – все воспринимается как должное и не удостаивается специальных «знаков одобрения». Однако посудите сами, дорогие взрослые, как вы чувствовали бы себя при начальнике, который, что бы вы ни делали, не повышал бы зарплату, не начислял премий, не устраивал бы праздников и даже банальное «спасибо» цедил сквозь зубы? Правильно, желания работать – никакого. Так же чувствует себя и ребенок в аналогичной ситуации – у него просто нет стимула для того, чтобы вести себя хорошо. А взрослые еще и приговаривают: «А за что его хвалить-то? Все равно никогда ничего хорошего не делает»…

11.Похвала, звучащая как оскорбление.

Наверное, каждый из нас когда-нибудь слышал что-то вроде: «Вот, можешь же, если захочешь, балбес эдакий!» или «Наконец-то и ты стал похож на нормального человека!». И каждый, кто это слышал, наверняка помнил, как от таких слов… правильно, коробит, а отнюдь не хочется сделать что-то ещё. Здесь истинный смысл «родительского послания» состоит не в том, что ребенка хвалят и отмечают его достижение, а в том, что все-таки, несмотря на это, считают недотёпой.

 

Главное заключается в том, что, если в голосе звучат тепло и доброта, то похвала достигает своей цели – стимулирует ребенка стать еще лучше…

Поэтому, уважаемые педагоги, давайте следить за тем, что и как мы говорим, и почаще задумываться о том, хотели ли бы мы услышать нечто подобное в свой адрес.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×