Пожарная безопасность для младших дощкольников | Казюлина Людмила Александровна . Работа №292264
Автор: Казюлина Людмила Александровна
По статистики пожары возникают в основном по вине детской шалости. Родители разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой, которую нередко дети приносят с собой даже в детский сад. Так как малыши очень любознательный народ и любят всё то, что нельзя – это и приводит к беде. Поэтому уже на дошкольном этапе развития ребёнка нужно начинать заниматься этой проблемой. Детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения. Данный проект направлен на решение вопросов по ознакомлению детей с пожарной безопасностью.
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 117»
Проект по теме: «Пожарная
безопасность
для младших дошкольников»
Подготовила : воспитатель
1 квалификационной категории
Казюлина Людмила Александровна
г. Оренбург 2021г
Тема: «Пожарная безопасность»
Тип проекта: игровой, информационный.
Сроки реализации: 22.11 по 03.12.2021г
Участники проекта: дети 3-4 лет группы «Пчелки», их родители, воспитатель.
Проблемный вопрос: «Пожарные» - кто они? Слабые знания детей о профессии пожарный, об огне и пожарной технике.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель проекта: дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред; закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар; углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара; познакомить детей с номером «01»; закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности
Актуальность темы:
По статистики пожары возникают в основном по вине детской шалости. Родители разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой, которую нередко дети приносят с собой даже в детский сад. Так как малыши очень любознательный народ и любят всё то, что нельзя – это и приводит к беде. Поэтому уже на дошкольном этапе развития ребёнка нужно начинать заниматься этой проблемой. Детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения. Данный проект направлен на решение вопросов по ознакомлению детей с пожарной безопасностью.
Задачи:
1. формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности;
2. формировать основы пожарной безопасности у дошкольников, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!»;
3. формировать правила пожарной безопасности; сформировать чувство опасности огня;
4. воспитывать у детей ответственное отношение к своей безопасности;
5. распространить педагогические знания о правилах пожарной безопасности среди родителей.
Формы реализации:
• занятия по познавательному развитию;
• беседы с детьми;
• игровая деятельность;
• выполнение работ по художественно-эстетическому развитию.
Принципы реализации проекта:
1. Создание условий для стимулирования интересов детей;
2. Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
3. Единство содержания форм и методов работы;
4. Мотивация деятельности детей, используя игровые методы и приемы;
5. Принцип доступности;
6. Принцип системности и последовательности.
Продукт проекта: • Фотовыставка
Предполагаемые результаты проекта:
1.Сформировалось чувство опасности огня.
2.Закрепляются знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар.
3.Систематизируются знания детей о причинах возникновения пожара.
4.Закрепляются навыки правильных действий в случае пожара.
Методы и приёмы:
Создание игровой ситуации.
Вопрос.
Указание.
Художественное слово.
Показ.
Объяснение.
Индивидуальная помощь.
Работа детей (практическая деятельность).
Поощрение.
Анализ.
Игровые методы.
Напоминание
Используемые виды деятельности:
чтение художественной литературы
чтение
стихотворений
рассматривание иллюстраций
театрализация
просмотр
м
\ф
беседы
рисование
аппликация
дидактические игры
Наблюдение
Труд
безопасность
Ресурсное обеспечение проекта:
Уголок ПДД в группе .
ИКТ, флэшка, колонка, телевизор.
Канцелярские принадлежности (альбомные листы, цветные карандаши,
пластилин)
Влажные салфетки
Наглядный материал:
а) иллюстрации;
в) дидактические игры;
Работа с родителями.
1.Беседа с родителями о реализации проекта, о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
2.Консультации для родителей « Помогите ребенку запомнить правила пожарной безопасности », « Если в доме начался пожар…».
3. Буклет « Правила пожарной безопасности ».
4. Советы для родителей «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»
5. Подборка стихов для чтения дома. Оформление накопительных папок по правилам пожарной безопасности.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный – сбор материала для реализации идеи.
2. Организационный – составление плана проекта, определение сроков реализации. Консультации для родителей, разработка конспектов.
3. Формирующий – проведение занятий, совместная работа с родителями по оформлению выставок по теме. Проведение конкурсов.
4. Итоговый – Анализ результатов деятельности. Выставка детских работ.
План мероприятий по реализации проекта
Дата проведения
Тема
Содержание деятельности детей
Понедельник
22 ноября
«Пожарная безопасность»
Беседа: «Пожарная безопасность»
Цель: познакомить c основами пожарной безопасности и самосохранения человека, научить пользоваться правилами пожарной безопасности
Дидактическая игра: «Пожарная тревога»
Просмотр мультфильма «Кошкин дом» Цель : Закреплять знания детей о безопасности через чтение отрывка произведения «Кошкин дом».
Рассматривание иллюстраций по пожарной безопасности
Вторник
23 ноября
«Можно - нельзя»
Беседа «Огонь добрый и злой»
Цель: Дать детям представление о том, какой бывает огонь, о том, какое значение он имеет в жизни людей.
Дидактическая игра: «Можно, нельзя»
С/р игра «Семья» Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. Лепка «Пожарная лестница» Цель: формировать умение лепить палочки приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладошек, соединять детали, сглаживать пальцами поверхность вылепленных предметов; прививать желание лепить; воспитывать дружелюбие в процессе работы.
Среда
24 ноября
«Тушение огня»
Беседа «Огонь – друг, огонь – враг».
Цель: дать детям понятие о пользе и вреде огня; развивать понятие быть всегда осторожными с огнем.
Игровое упражнение «Тушение огня» (метание мешочков в горизонтальную цель). Чтение С. Я. Маршак «Пожар» Цель: Познакомить детей с произведение С. Маршака «Пожар».
Раскраски пожарных машин
Четверг
25 ноября
«Опасные предметы»
Беседа «Опасные предметы дома»
Цель: знакомство с источниками опасности дома.
Д/ игра «Найди опасные предметы»
Цель: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья.
Загадки про огонь
Пятница
26 ноября
«Что горит, что не горит»
Беседа «Быть послушным – хорошо»
Цель: закрепление правил поведения в детском саду, дома, на улице. Развивать любознательность и наблюдательность.
Д/ игра «Что горит, что не горит» Цель: Давать детям представление о пользе и вреде огня.
Консультация д/родителей на тему: «Безопасность ребёнка в быту».
Понедельник
29 ноября
«Спички не тронь»
Беседа : «Спички не тронь в спичках огонь».
Цель: дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.
Д/ игра «Четвёртый лишний» Цель: закреплять знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара; развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Чтение стихотворения «О спичках».
Раскрашивание раскрасок « Спички и огонь»
Вторник
30 ноября
«Опасные предметы»
Беседа : «Предметы, требующие осторожного обращения».
Цель: Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожарных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности.
Ди/ игра «Чем тушат пожар»
Цель. Закреплять знания детей о предметах, с помощью которых можно потушить пожар.
Чтение: К. И Чуковский «Путаница»
Среда
1 декабря
«Пожарный»
Беседа «Кто они пожарные!»
Цель: Дать понятие о пожарнике, ознакомление с одеждой пожарника.
Д/ игра «Сложи пожарную машину»
Цель: Развивать мелкую моторик рук, формировать умение соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развивать память, мышление, внимание.
Сюжетно-ролевая игра «Отважные пожарники»
Цель: Формирование у детей выполнение правил пожарной безопасности
Рисование «Пожарная машина»
Цель: познакомить с изображением пожарной машины; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу рисования; формировать представления об орудиях труда пожарного; побуждать вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.
Консультация для родителей на тему: «Пожарная безопасность для детей»
Четверг
2 декабря
«Что такое хорошо, что такое плохо»
Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо» Цель: воспитывать умения правильно общаться друг с другом, совершать хорошие поступки.
Д/ игра «Хорошо - плохо»,
Цель: Закрепляет представление об огне, умение определять его хорошие и плохие стороны.
Конструирование «Гараж для пожарных машин» Цель: Упражнять в строительстве гаража любыми усвоенными способами. Развивать конструктивное творчество, предлагая самостоятельно придумывать и строить дополнительные сооружения. Развивать речевое и игровое общение.
Буклет «Правила пожарной ьезопасности»
Пятница
3 декабря
« Дым»
Беседа «Чем дым опасен для человека»
Цель: Дать детям представление о причинах возникновения пожара, о том, как дым затрудняет работу пожарных.
Д/ игра «Найди нужный предмет».
Цель: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики
Фотовыставка для родителей по проекту
Результат проекта:
Ребенок проявляет интерес к
пожарной безопасности.
2. Узнает и называет
части пожарной машины, костюм пожарного.
Учится сравнивать
профессию пожарного с другими профессиями.
Активно проявляет желание участвовать в играх
.
У детей создано радостное, настроение; сформирован интерес к совместному творчеству, установились партнерские отношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.
Разработаны рекомендации для родителей.
Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
ВЫВОД: Я считаю, что, работая над проектом: « Пожарная безопасность», расширила представления детей об окружающем мире. На протяжении всей деятельности дети были заинтересованы. В ходе проект способствовал тому что, уровень интереса детей младшего возраста в познании правил противопожарной безопасности значительно вырос. Повысилась социальная компетентность детей. У детей появилось желание соблюдать правила, появился интерес и стремление к взаимодействию в играх.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с определенными знаниями и правилами, формировать познавательное отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Этот проект открыл возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка во взаимодействии с окружающим миром. Вовлечение родителей в совместную деятельности в рамках реализации проекта создали атмосферу тепла и оказали огромную помощь в работе с детьми.
Литература:
1. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
2. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. – М.: Детство-пресс, 2010. – 128 с.
3. Кононова И. В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников – 2-е изд. - М. : «Айрис пресс, 2007 – 128 с.
4. Максимчук Л.В. Что должны знать дети о пожарной безопасности. - М.: Центр педагогического образования, 2008
5. Пикулева Н. Пожарная безопасность //Дошкольное воспитание. – 2007 - №4
6. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности //Дошкольное воспитание. 2006. №5. - С.39
7. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: Сфера, 2013. – 64 8.В.А. Степанов «Азбука в загадках». 9.С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
10.Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
11.Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».
12.К. Чуковский «Путаница».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятия по рисованию для детей 3-4 лет «Пожарная машина»
Программные задачи:
1. Дать детям понятие о назначении пожарной машины; правильно использовать в речи название предметов; закреплять звукопроизношение звуков (у, (ш, (б).
2. Воспитывать умение называть, узнавать и различать геометрические фигуры.
3. Развивать пространственное воображение при составлении силуэта предмета из отдельных частей.
Материал: игрушка – пожарная машина; на каждого ребенка1/2 альбомного листа и набор геометрических фигур (круги черные -3,квадраты: 1 красный, 1 другого цвета, прямоугольник- 1, картинки по теме пожарной безопасности.
Ход занятия
-Ребята, посмотрите, какая новая игрушка появилась у нас в группе (машина).
-Кто догадался, как называется эта машина (пожарная).
-По каким признакам вы догадались, что это пожарная машина (машина красная, у нее наверху прикреплена лестница).
-А как вы думаете, почему пожарная машина красного цвета (чтобы ее было видно издалека).
-Верно ребята. Красный цвет- цвет тревоги, цвет огня.
Рассмотреть машину: колес много, они большие; кабина удобная, из нее видно все; сверху прикреплена лестница, а на кабине сверху- сирена.
-А как едет пожарная машина, быстро или медленно (быстро).
-Почему быстро (нужно быстрее приехать на место пожара, потушить пожар, спасти людей).
-Когда машина едет по дороге, ее не только видно, но и сильно слышно (включить магнитофонную запись сирены)
-Вот она сирена, прикреплена сверху на кабине.
-Ребята, а вы знаете, что лежит в кузове пожарной машины (инструменты: шланги, огнетушители, топоры, лопаты и т. д. (показать некоторые из них)
-Чем тушат пожар (водой)
-Как шипит вода, выливаясь из шлангов (сначала медленно ш-ш-ш. потом быстро ш-ш-ш).
-Пожарная машина от слова «пожар».
-А людей, которые работают на пожарных машинах, как называют?
(пожарниками).
-Какие люди работают пожарниками (сильные, смелые и т. д.).
-Да, много пожаров происходит от неосторожного обращения с огнем.
-Огонь опасен.
-И, чтобы не было беды, надо хорошо знать правила.
-Сейчас мы все вместе повторим правила маленьких детей.
(Рассматриваем картинки, развешанные на спецподставках).
-Спички нельзя…. (брать)
-Электроприборы нельзя….(включать)
-Костер нельзя…. (разжигать)
-Если случился пожар, надо….(сообщить взрослым , позвонить в пожарную….(службу)
-Ребята, постарайтесь запомнить эти правила и всегда их соблюдайте.
-Давайте мы сейчас построим пожарные машины (дети проходят к столам и выполняют задание по образцу воспитателя).
-Из чего вы построили машины (из геометрических фигур).
-Какую форму имеют колеса (круглую)
-Почему для колес вы взяли круги (круги легко катятся).
-А кабину из какой геометрической фигуры вы сделали? Какого цвета кабина (квадрат, красная).
-Почему вы не стали использовать квадрат другого цвета (потому, что пожарная машина красная).
-Ребята, сегодня мы с вами говорили о пожарной машине. А в нашей жизни есть еще много разных машин: скорая помощь белого цвета,полицейские машины- синие, в службе газа машины желтые.
-Давайте мы с вами поиграем в игру, которая называется: «Разноцветные машины»!
У нас машины разные -би-би-би,
И желтые, и красные- би-би-би.
Машины за машинами -би-би-би,
Шуршат своими шинами -би-би-би.
(дети «уезжают из группы»)
Конспект занятия по лепке для детей3-4 лет «Пожарная лестница»
Тема: «Пожарная лестница»
Цели: учить лепить палочки приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладошек, соединять детали, сглаживать пальцами поверхность вылепленных предметов; прививать желание лепить; воспитывать дружелюбие.
Оборудование: интерактивная доска, призентация «Пожарная машина» ; пластилин, дощечка для пластилина, стеки, влажные салфетки.
Предварительная работа
: беседа о пожарной безопасности, рассматривание иллюстраций, пожарной машины.
Ход занятия:
Воспитатель:
01 — номер всем известный,
Набираем мы его всегда,
Когда где-то случится беда. (2 слайд)
Вот опять прозвенел звонок.
Что горит? Высотный дом? (3 слайд)
Высылаем машину к вам. (4 слайд)
Мчится красная машина,
Торопится, спешит. (5 слайд)
Люди ее дожидаются,
Огонь уж доходит до них.
Приедет машина и быстро
Огонь водою зальет,
К людям протянет лестницу,
И всех их вовремя спасет. (6 слайд)
Рассматривание и называние частей пожарной машины.
Рассказать детям для чего нужны: шланги, лестница, мигалка с сиреной.
Ой-ой-ой, на тушение пожара приехала машина, у которой нет лестницы (7 слайд). Что-же делать, как быть? Дом-то высотный. Срочно нужна лестница. Ребята, давайте слепим лестницу для пожарной машины.
Рассматриваем лестницу (8-9 слайды)
У лестницы есть длинные палочки и короткие.
Сколько длинных палочек? (2)
А коротких сколько? (много)
Сначала разделим кусок пластилина пополам. Затем 1 половинку поделим еще пополам. Из этих кусочков пластилина получатся длинные палочки.
Воспитатель показывает детям приемы раскатывания палочек прямыми движениями ладоней.
Осталось только сделать короткие палочки-перекладины и соединить их вместе.
Разделим второй кусок пополам, и каждую половинку еще пополам. Из каждого кусочка пластилина получится короткая палочка. Посмотрите, как это делается.
Воспитатель показывает детям приемы раскатывания палочек прямыми движениями ладоней и присоединения коротких палочек к длинным.
Дети раскатывают длинные и короткие палочки и лепят лестницы.
Воспитатель. Вот как хорошо мы потрудились! Много сделали лестниц. Если их соединить в одну, то получится длинная пожарная лестница. Теперь-то уж точно она достанет до самого последнего этажа, и пожарные успеют спасти людей и потушить пожар. (10-11 слайды)
Воспитатель:
Но помнить надо всегда:
Огонь это беда!
Спички в руки не бери,
С огнем не играйся и не шути!(12 слайд)