Показания к применению логомассажа | Гайнуллина Эльвира Зайнулловна. Работа №230090
Автор: Гайнуллина Эльвира Зайнулловна
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ.
КОМУ И ЗАЧЕМ ПОКАЗАН
Что нужно для
логомассажа
1 знание анатомии и физиологии периферического речевого
аппарата;
2.умение определить состояние мышечного тонуса различных групп
мышц речевого аппарата;
3.подбор соответствующих приемов массажных движений и
установление определенной последовательности массажных
движений в каждом конкретном случае,
4.включение в массажный комплекс всех групп мышц, которые
оказывают влияние на состояние нарушенной двигательной
функции.
Специальность 031800 «Логопедия» дает право проводить массаж
(ручной, зондовый) в структуре логопедического
Сеансы точечного и длительного массажа по расширенной схеме
требуют дополнительную подготовку.
Показания к применению
логомассажа
1.
Воздействие на мышечный тонус в речевой мускулатуре с целью
нормализации
(сложная
дислалия , дизартрия, ринолалия , нарушения голоса,
заикание, афазия, ДЦП, дисфагии, миофункциональных нарушениях,
Дауна.
2. Улучшение межанализаторной связи, стимуляция
проприорецептивных ощущений массажно гимнастическим
комплексом детям при Оральной апраксии, диспраксии с общим
недоразвитием речи (ОНР), ЗПР, с алалией, РАС.
3. Неуточненное ЗРР
4. Ускорение результатов логопедической работы
5. Детям с ОВЗ
Виды массажа
Активирующий Расслабляющий
Классический ручной массаж.
–
применяется без учета рефлекторного воздействия .
Основные приемы ручного классического массажа это:
поглаживание, растирание, разминание и вибрация.
Для выполнения данных приемов при массаже языка могут
использоваться зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели.
Т
очечный массаж разновидность лечебного массажа, когда
локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим
способом на биологически активные точки (зоны)
соответственно показаниям при заболевании или нарушении
функции.
Аппаратный массаж
проводят с помощью вибрационных,
вакуумных и других приборов.
Зондовый массаж
(по методу Новиковой
Е.В.).
Самомассаж.
Массаж ребенок(пациент) делает себе
сам: массаж лица руками, массаж языка с
помощью губ, зубов.
После массажа
пассивная гимнастика
формирующая правильное
артикуляторное укладывание.
Эффект массажа усиливается, если к нему
добавить упражнения для кистей рук, ног
и аурикулярный массаж, массаж
волосистой части головы , а также
сочетание приемов массажа и пассивной
гимнастики.
Принцип
регулярность массажного
воздействия
Зондовый массаж
(по методу Новиковой
Е.В.).
Самомассаж.
Массаж ребенок(пациент) делает себе
сам: массаж лица руками, массаж языка с
помощью губ, зубов.
После массажа
пассивная гимнастика
формирующая правильное
артикуляторное укладывание.
Эффект массажа усиливается, если к нему
добавить упражнения для кистей рук, ног
и аурикулярный массаж, массаж
волосистой части головы , а также
сочетание приемов массажа и пассивной
гимнастики.
Принцип
регулярность массажного
воздействия
Подбор индивидуальной схемы массажа. Чек
лист
Нарушение
губно губных, смычных согласных ( п, б, м и их мягкие
варианты), лабиализованных гласных (о, у, ) связано с нарушением
функционирования круговой мышцы рта
Нарушение произношения согласных звуков группы
переднеязычных,
требующих активного движения кончика языка связаны с парезами
мышц языка и шейных мышц,
звукопроизношения
заднеязычных звуков ( г, к, х,) усреднение гласных
среднего и нижнего подъема ( э, о, а) связана с
поражением шилоязычной, шилоподъязычной, двубрюшной мышц
,
что вызывает нарушения движений корня языка назад и вверх
боковое произнесение
согласных обязано поражению мышц языка с
одной из сторон.
При расстройстве функции
мышц мягкого нёба (нёбно язычной, нёбно
глоточной дуг и др.) не происходит полное смыкание мягкого нёба с
задней стенкой глотки, и голос приобретает носовой оттенок.
парез мышц губ или языка приводят к
замене взрывных звуков
и аффрикатов на щелевые
В зависимости от того, какой характер нарушений
произносительной стороны речи имеет ребенок, можно сделать
предположение о месте и характере патологических изменений
и составить план работы « ЧЕК ЛИСТ».
СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
Неврологический синдром нарушения артикуляционной моторики:
Первичный
осмотр
Динамика
спастический парез
тонические нарушения управления типа ригидности
гиперкинезы
атаксия
апраксия
ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА: сглаженности носогубной складки, опущенного уголка рта, расширенной или
суженной глазной щели, наличии постоянно приоткрытого рта,
кожные покровы.
гипомимия
Тонус лицевой мускулатуры: N
нарушение мышечного тонуса лица:
спастичность
гипотония
дистония
сглаженность носогубных складок
асимметрия лица
гиперкинезы лица
ОБЩАЯ МОТОРИКА:
Сформированность основных двигательных навыков:
Постуральный контроль
удержание вертикального положения стоя, на одной ноге, на двух
(у опоры / самостоятельно)
Прыгать один
ноги в стороны;
два
ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
три
ноги в стороны;
четыре
ноги перекрещены (правая нога впереди левой).
прыгать по предложенному взрослым образцу;
соблюдать ритм, заданный счётом;
перекрещивая ноги, он разворачивает таз.
нарушение походки
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
КИС ТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК:
направление руки к предмету
захват предмета, его удержание в руке
простейшие манипуляции с предметами
свободное манипулирование предметами
дифференцированные движения пальцев рук
«Представление, что при любом двигательном тренинге
упражняется не рука, а мозг, вначале казалось
парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание
педагогов».
Н.А. Бернштейн.
Анатомия и физиология периферического
речевого аппарата
5
пара Тройничный (смешанный) содержит двигательные и чувствительные
волокна, иннервирует кожу головы (кроме затылочной области) и лица. ветви
иннервируют мимические мышцы лица, кожу головы, затылочную часть
затылочно лобной мышцы, мышцы ушной раковины, частично мышцы дна
полости рта и подкожную мышцу шеи.
•
верхнечелюстной (подглазничный) нерв , иннервирующий кожу нижнего
века, боковой поверхности носа и верхней губы, слизистую оболочку щеки,
верхней губы, верхние зубы, десну;
•
нижнечелюстной (подбородочный) нерв , иннервирующий кожу лица ниже
угла рта, переднюю часть языка, нижние зубы и десну, слюнные железы,
жевательные мышцы.
•
7 пара Лицевой нерв ( двигательный) разветвление, называемое большой
гусиной лапкой.
•
9 пара языкоглоточный
•
10 пара блуждающий нервы обеспечивают иннервацию слизистой оболочки
глотки, надгортанника, корня языка, мягкого нёба, способствуют акту
глотания и артикуляции
•
12 пара нервов (лицевой нерв)
Черепно
мозговые нервы
•
При псевдобульбарном параличе
повреждаются нервные пути от коры
к ядрам продолговатого мозга. Этот
путь соединяет ядра черепно
мозговых нервов (VII, IX, X и XII пары)
с корой головного мозга, поэтому,
помимо тяжелых расстройств общей
моторики, а также актов жевания и
глотания, наблюдается расстройство
речевой моторики.
•
тонус повышенный
Язык.
Строение языка:
тело и корень языка.
все мышцы языка расположены симметрично, их делит продольная борозда
на правую и левую части. Под продольной бороздой находится
соединительно тканная (фиброзная) пластинка, которая проходит сквозь
толщу языка.
мышцы языка расположены в трех направлениях:
продольно (от кончика к корню),
поперечно (от боковой части к середине),
вертикально (сверху вниз).
c2a441190e90923d2b3c098e0f685c6c.pdf