Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Полифункциональность символа дождя" | Морозова Любовь Андреевна. Работа №336303. Номер работы: №336303

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«Дождь — это неотъемлемый элемент в художественной литературе. Он является символическим, эмоциональным и важным аспектом, который передает и выражает различные чувства и состояния героев. Дождь может быть использован как метафора, элемент сюжета и создатель атмосферы, придавая произведениям глубину и эмоциональность». [1]Дождь в литературе часто используется как символ. Он может олицетворять грусть, меланхолию, одиночество, сожаление и потерю. Многие писатели используют образ дождя, чтобы передать чувства героев или создать тревожную атмосфер. Дождь помогает создать определенное настроение в художественной литературе. Так, авторы могут использовать его, чтобы передать тоску, печаль или меланхолию героев. Они описывают звук капель, стук дождя по окну или шум мокрых улиц, чтобы погрузить читателя в атмосферу произведения. В художественной литературе образ дождя уникален и своеобразен.

«Полифункциональность символа дождя в художественном произведении»

(по рассказам Р. Брэдбери)

 

 

 

Содержание

Введение

Основная часть

Глава 1. Категории «сквозных образов»: образы природного мира (акустические, растительные, анималистические, природные стихии). Многозначность символов.

Глава 2.Ассоциации, связанные с понятием дождя у наших предков.

Глава 3. Динамика символа дождя в русской литературе.

Глава 4.Дождь как смысл жизни (по рассказам Р.Брэдбери)

Заключение

Список литературы и Интернет- ресурсов.

Приложение (результаты исследования текстов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В литературе существуют «сквозные «образы: образы природного мира (акустические, растительные, анималистические, природные стихии), сюжетно - композиционные (повествователь, рассказчик), пространственно- временные (город, усадьба, суточное время, сезонное время), образы, отражающие мир человека (образы - вещи, книжный код, костюмный код), образы - характеры, образы - типы (архетипы), символические образы (путь, дорога, звезда, дом, ключ, лестница,). Мы рассмотрим символический образ природной стихии – образ дождя- и попытаемся выявить его смыслообразующую роль в художественном произведении.

Какие же функции выполняет этот символ? С какой целью авторы его используют? Насколько важен он в раскрытии образов героев, понимании авторской позиции, создании композиционного рисунка произведения.

Актуальность исследования: моё исследование направлено на выявление смыслообразующей функции дождя в художественном произведении.

Объект исследования: устное народное творчество, произведения русской и зарубежной литературы.

Предмет исследования: смыслообразующая роль символа дождя.

Цель исследования: выявление примеров использования символа дождя, его роли в раскрытии образов и построении произведения.

Задачи:

прочитать

произведения;

познакомиться с символом дождя

, выявить, к какой категории символов они относятся;

провести анализ

сказок, рассказов и стихотворений с целью выявления в н

их роли символа дождя

Гипотеза: если я исследую особенности произведений с целью выявления в них роли символов дождя, то смогу выявить его смыслообразующую и композиционную функции. Полученные выводы можно использовать на уроках литературы.

Метод исследования: метод анализа и синтеза, чтение произведений, знакомство с литературоведческими терминами, поиск информации в сети Интернет, изучение различных источников по теме, проведение исследования текста.

Предполагаемый результат: найти связь художественных образов, композиционного построения текста с символом дождя.

Практическая значимость: данная работа может быть использована как дополнительный материал к урокам литературы или на занятиях литературного кружка.

 

Глава 1. Категории «сквозных образов»: образы природного мира (акустические, растительные, анималистические, природные стихии). Многозначность символов.

Символ применяется в качестве многозначного иносказательного образа, основой для создания которого выступает подобие, сходство или общность предметов и явлений, происходящих в жизни. Образами-символами достаточно часто пользуются при написании литературных произведений: лирики, эпоса и драматургии. Правильно истолковав символы, можно глубоко и верно прочесть художественные тексты. Символы бывают традиционные, устойчивые, однозначные, классические, например, оливковая ветвь - символ мира; радуга - символ надежды; роса - славянский символ грусти; хлеб-соль - русский символ гостеприимства. «Общелитературные, классические символы традиционны и однозначны и потому понятны, не вызывают разночтений»1

А бывают символы многозначные, они появляются тогда, когда в одно и то же слово вкладываются разные смыслы. «Индивидуальная символика может создаваться в рамках одного литературного произведения, может оказаться свойственной данному автору в определённых циклах произведений или вообще пронизывать всё творчество данного автора. Они могут быть неожиданными, многослойными, многозначными. И потому разными по степени своей определённости - неопределённости».2

Образы воды и дождя связывают писательскими ассоциациями душевную жизнь человека с природой. Дождь сопровождает лирических героев, создаёт поэтичность в описании картин природы и раскрывает черты характера героев. Этот поэтический образ обладает неоднозначностью, даёт необъятный простор для авторской фантазии.

Вода как соседствующая с людьми стихия всегда привлекала к себе внимание «Вода – один из четырех первоэлементов, из которых состоит мир».3 Иногда человек ждёт воду, нуждается в ней, а иногда бежит от неё, от дождей, ливней.

Анализируя текстовую роль пейзажной единицы «дождь», мы пытаемся понять её функциональную значимость в создании художественного образа.

«Животворящая сила неба исключительно приписывалась божествам весенних гроз: поскольку зима налагает оковы на дожденосные облака, весной Перун разбивает эти оковы своим молотом, и дожди возвращают земле силу плодородия, словно воскрешая от зимней смерти к новой жизни. Отсюда и появилось верование, что весенний дождь дарует силу, красоту, здоровье. По мнению А.Н. Афанасьева, именно на этой основе возник миф о «живой» воде, исцеляющей раны, наделяющей крепостью. Русские народные сказки называют ее еще «сильной» или «богатырской» водой.4

Дождь можно назвать и звукосимволом, он шумит, стучит, барабанит, бьёт. «Под звукосимволизмом в лингвистике подразумевают обычно наличие непроизвольной связи между звучанием и значением слова».5

Глава 2.Ассоциации, связанные с понятием дождя у наших предков.

Дождь в представлении славян-язычников - это небесная мужская сила. Именно дождь орошает землю и делает её плодородной. Земля-женское начало, мать, рождающая живых существ. В фольклоре, связанном с сельским хозяйством, отражается каждый временной период. Прошел сезон дождей, ожидают другое явление - теплую погоду. Уже и песни, стихи направлены на это: «Солнышко-ведрышко, Выгляни, высвети! Перебей дождя!» Или «Радуга-дуга, не давай дождя!»

Вопрос о происхождении этого слова остается спорным. Существует несколько интересных версий, которые рождают дискуссии. Слово «дождь» родственно норвежскому «моросить» dysja»), баварскому «изморось» («dusel»), шведскому «мелкий дождь» (« reqn-dusk»). По другой версии, слова «дождь» произошло от праславянского «dъzdzb» и славянского «dъжdb», имеющих общий индоевропейский корень «dheus», что значит «распыляться в воздухе». Есть еще версия о происхождении слова: «дождь» имеет общий корень с древнегреческим словом «dus» в значении «плохой, дурной», присоединенном к слову «djus»- «день». В результате сращения получилось слово «dus-djus», означающая «плохое небо» или «дурное небо». Против этой гипотезы говорит тот факт, что для наших предков дождь всегда был не бедствие, а благодать. Есть мнение, что «дождь» - это видоизмененное «даждь» (древнеславянское «дай»), обращение к самому могущественному древнеславянскому божеству, Даждь - богу, позже перекочевавшее в молитву «Отче наш». В древние времена люди зависели от погодных условий, поэтому это объяснение выглядит правдоподобно.

«Древние славяне произносили «дежчь», позднее стали говорить «дожж», «дожжик», «дозжик». Самый мелкий дождик славяне называли «ситничком». Это мягкий, легкий дождь. Ещё мельче величали «морось» или «бус». «Косохлестом» или «подстегаем» именовали косой дождь, а «гигер», «лепня», «дрепня», «хижа» - дождь со снегом».6

Глава 3. Динамика символа дождя в русской литературе.

Образ дождя в художественном стиле всегда служил и служит источником вдохновения для людей искусства, отражением настроения персонажа, зеркалом его души. Иногда дождь смывает всю боль, обиду, горечь и разочарования героя, а в других же случаях вдохновляет людей, подкрепляя их веру, надежду и счастье.

Описание дождя в художественном стиле сопровождает как глубокую грусть, так и невиданную радость лирического героя в зависимости от средств выразительности, которые используются в тексте. При этом автор усиливает нужный акцент многочисленными эпитетами, метафорами и олицетворениями, которые придают эпизоду характер и заставляют читателя глубже прочувствовать все происходящее в произведении.

В русской литературе образ дождя встречается очень часто. Например, в стихотворении А.Майкова «Капли дождевые скатывались с игол», у Ф. И. Тютчева «Повисли перлы дождевые» создаются яркие картины русской природы, важной деталью которой является дождь как символ прекрасного. Он раскрывается по- разному: в раннем творчестве поэта- это нектар, напиток бессмертия, который пролит богиней Гебой прямо из облаков, а в более позднем- людские слезы, уподобленные дождевым струям. Тютчев признается в любви к весенней грозе, которая для поэта не просто явление природы. Ее он воспринимает с философской точки зрения, считая, что теплый майский дождь приносит земле очищение и заставляет ее окончательно пробудиться после зимней спячки. Весеннюю грозу и майский дождь поэт отождествляет с молодостью.

В стихотворении И. А. Бунина «Летний дождь» дождь выступает другом и товарищем лирическому герою, к нему он обращается, называя «старик». В поэзии Серебряного века эпитеты и метафоры становятся индивидуальными, некоторые даже трудно понять. У Саши Чёрного дождь- «поливалка колючая», у Маяковского «дождь обрыдал тротуары», «всех пешеходов морда дождя обсосала». Дождь представляется личностью, и к нему неоднозначное отношение.

Образ дождя создан и в прозе. К. Паустовский в произведении «Какие бывают дожди» передал свои личные впечатления и ощущения от разных видов дождя. Он восхищается силой стихии, которая обрушилась на мир. Писатель называет дождь живительным, благодатным. Он объединяет людей, вызывает схожие чувства, рождает родство душ.

Таким образом, символ дождя неоднозначен, роль дождя очень разнообразна, дождь сопровождает героев, усиливает лирическое настроение, раскрывает как метафора черты характера и передаёт внутреннее состояние.

Глава 4. Дождь – символ мира, тишины, существования цивилизации) по рассказу Р.Брэдбери «Будет ласковый дождь»)

Необычную, особенную роль дождя, мне кажется, показал Рэй Брэдбери. Рэймонд Дуглас Брэдбери- американский писатель, известный по антиутопии «451 градус по Фаренгейту», автор предвидит будущее. 451 градус – это температура, при которой горит бумага. Речь идёт о запрете на свободу слова, о сжигании книг. О гибели культуры в условиях тоталитарного режима. Люди, читающие книги, объявляются сумасшедшими. Вместо них появляются манекены, бездушные существа. В цикле рассказов «Марсианские хроники» говорится о космической войне близкого будущего. За свою жизнь Брэдбери создал более восьмисот разных литературных произведений, в том числе несколько романов и повестей, сотни рассказов. Его фантастическая проза поэтична. В ней звучит не только предостережение человечеству, боль и печаль за судьбы людей, но и надежда.

В своих фантастических рассказах писатель обращает внимание на будничные события. Его рассказы – это не научная фантастика. Р.Брэдбери писал: «Главное для меня- это не то, что движет ракетами, а то, что движет людьми».

В некоторых рассказах символом несбывшейся мечты является дождь, а его прекращение - смысл жизни, надежда на обновление.

Для анализа символики дождя я выбрал рассказ Р.Брэдбери «Будет ласковый дождь» из цикла «Марсианские хроники», который он написал в1950 году. События происходят в 2026 году. Мир потерял людей, произошла вспышка, и всё исчезло. Уцелел после ядерного смерча один дом. И он продолжает жить как раньше. Автоматические системы дома готовят завтрак, убирают, заправляют постели, моют посуду, напевают, нашёптывают, скандируют, обращаются к людям и не подозревают, что хозяев нет совсем. От них остались только белые тени на стенах, почерневших от неожиданной вспышки. Дом охраняется автоматически, сам отгоняет птиц, случайно оставшихся живыми. А вечером система предлагает хозяевам послушать стихи и, не получив ответа, декламирует любимые строчки из стихотворения Сары Тисдейл «Будет ласковый дождь».

Будет ласковый дождь, будет запах земли,

Щебет юрких стрижей от зари до зари,

И ночные рулады лягушек в прудах,

И цветение слив в белопенных садах;

Огнегрудый комочек слетит на забор,

И малиновки трель выткет звонкий узор,

И никто, и никто не вспомянет войну:

Пережито – забыто, ворошить ни к чему,

И ни птица, ни ива слезы не прольёт,

Если сгинет с Земли человеческий род.

И Весна…и Весна встретит новый рассвет,

Не заметив, что нас уже нет.

Но вдруг возникает пожар. Системы не смогли спасти дом, он сгорел. Автор изображает технику живой, чувствующей, но какая цель у неё? Без человека она беспомощна. Дом просит помощи, но человека нет. Остался один автомат, который без остановки повторяет: «Сегодня 5 августа 2026 года…» Человек виноват в разрушении природы и мира, он своими изобретениями принёс страшные последствия. Главная тема - тема бездушности систем, которые не смогут заменить человека.

Почему же автор использовал стихотворение, по первой строке которого и назвал рассказ? «Будет ласковый дождь…» История, рассказанная в стихотворении, можно сказать, завершает события, описанные в рассказе, и вызывает щемящую тоску по человеческой жизни, символом которой является ласковый дождь, рулады лягушек, стрижи, малиновка, белопенные сады слив. Или предвосхищает их. В рассказе используется приём параллелизма, жизнь природы, частью которой является человек, сопоставлена, точнее, противопоставлена жизни техники, автоматов, систем.

Дождь – это звукосимвол тишины, мира, спокойствия жизни человека. Это выражено в стихотворении в эпитетах: «ласковый дождь», «юркие стрижи», «огнегрудый комочек». Звукосимволизм – это закономерная, непроизвольная, фонетически мотивированная связь между фонемами слова».

«Будет ласковый дождь», мир полностью не разрушен. Земля не станет хуже от перемен, нанесённых деятельностью человека. Природные процессы на земле восстановятся. А вот людям пока не поздно нужно позаботиться о своём выживании. Дождь, идущий на землю без людей, в произведении Бредбери – это итог разрушительной деятельности человека.

Тихий звук приносит отчаяние, капельки падают, как слёзы, природа волнуется, тысячи судеб - тысячи капель. Здесь уместны слова одного из современных авторов:

Я глухой, я слепой, я немой, я метал.

Я был ангелом раньше, а теперь – по делам.

Суета- западня, я давно не летал.

В шелесте дождя печаль и горе, он как реквием по исчезнувшим людям. Но название «Будет ласковый дождь» можно рассматривать как символ надежды, нового мира с особой атмосферой добра, любви и самосохранения. Дождь – это уникальная мелодия, которая вселяет уверенность в лучшее.

Глава 4. Дождь как утраченный смысл жизни, символ несбывшейся мечты (по рассказу Р.Брэдбери «Всё лето в один день»)

Рассказ Р.Брэдбери «Всё лето в один день» был написан в 1954 году. В основе сюжета печальная история девочки Марго, прибывшей с родителями на Венеру пять лет назад с планеты Земля. Она помнит солнце и ждёт его появления, эта надежда украшает её жизнь. Другие дети считают её изгоем. Они не верят ей, потому что не могут даже представить себе день без дождя. «Лил дождь. Он лил, не переставая, семь лет подряд». Дождь для Марго – это тяжёлое испытание, которое она с трудом переносит. Для других детей дождь – это среда, в которой они живут, иной обстановки они просто не представляют. Они «только и знали, что вечный дождь, дождь, дождь». Дождь в рассказе кажется просто фоном, на котором разворачиваются печальные события. Дети завидуют Марго и проявляют жестокость и ненависть. Во время игры они запирают её в комнате. Но дождь прекратился, дети радуются солнечным лучам, а про Марго все забыли. Долгий дождь – это опасность для существования всей цивилизации.

Дождь стал границей между добром и злом, завистью, непониманием, обидой и беззащитностью доброго сердца. Снова льёт дождь, но ребята стали уже другими. «Они выпустили из чулана Марго, которая так и не увидела золотое солнце. Может быть, теперь дождь плачет вместе с нею. А ребята получили урок, они испытывают стыд за свой поступок. Дождь для них теперь как живая вода, которая лечит их души и смывает ненависть и вражду к человеку. Дождь – активный участник событий. Но он уже воспринимается читателем по- другому, автор провёл героев и читателя по тёмному пути к просветлению. В композиции произведения проявляется оппозиция, как и в описании портретов ,и психологического состояния героев, и описания среды.

В описании дождя использовано много глаголов. «Лил, шумел, барабанил, звенел хрустальными брызгами, низвергался сплошными потоками…» Дождь живёт настроением героев, монотонный шум передаёт тоску и печаль. Его разрушительное действие видим в эпизоде, когда снова полил дождь. «И небо почернело, будто разом настала непроглядная ночь, потом дождь полил вовсю». Разрушена надежда Марго, утрачен смысл жизни, разрушено представление о добре и зле. «Под холодный шум дождя они медленно прошли по коридору. Под рёв бури и раскаты грома перешагнули порог и вошли в ту дальнюю комнату, яростные синие молнии озаряли их лица». Человечество обретёт счастье и спасение, если будут ведущими такие качества, как любовь, милосердие, доброта.

Теперь дождь стал для них началом перерождения, дети поняли, что были несправедливы к Марго, и они только встают на путь доброты. Финал рассказа открытый, развязки рассказа нет. Это даёт возможность читателю надеяться на лучшее. Это положительный ракурс предстоящих событий сопоставлен с отрицательным их ходом. Меняется пространство из недружелюбного в дружелюбное.

В рассказах Бредбери присутствует двойственность сюжетных линий, где события представлены в оппозиции. Читатель видит жизнь и события реальные и им же противопоставлены возможные или произошедшие позже. Так у читателя складывается представление о двух линиях жизни, нормальной и отклоняющейся от нормы.

«Двойственность происходящего, неоднозначность картины событий, наличие нескольких трактовок присущи практически всем рассказам Рэя Брэдбери, даже и тем, которые явно не относятся к фантастическому жанру. Именно «двойственное видение» описываемых событий является характерной чертой рассказов Брэдбери»7.

 

 

 

 

 

Заключение.

«Дождь — это неотъемлемый элемент в художественной литературе. Он является символическим, эмоциональным и важным аспектом, который передает и выражает различные чувства и состояния героев. Дождь может быть использован как метафора, элемент сюжета и создатель атмосферы, придавая произведениям глубину и эмоциональность». 8Дождь в литературе часто используется как символ. Он может олицетворять грусть, меланхолию, одиночество, сожаление и потерю. Многие писатели используют образ дождя, чтобы передать чувства героев или создать тревожную атмосфер. Дождь помогает создать определенное настроение в художественной литературе. Так, авторы могут использовать его, чтобы передать тоску, печаль или меланхолию героев. Они описывают звук капель, стук дождя по окну или шум мокрых улиц, чтобы погрузить читателя в атмосферу произведения. В художественной литературе образ дождя уникален и своеобразен. Это тоска, печаль, что – то разрушительное и страшное. Но это и чистота, очищение, радость и надежда. Здесь появляется своеобразный образ дождя - образ времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников.

1.ВалгинаН.СТеория текста. Москва, Логос. 2003. 

2. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Авт.-сост. В Андреева и др. – М., 2002. – С. 92).

Список Интернет-ресурсов

1.https://l.120-bal.ru/voda/8500/index.html?page=5

2.https://liconism.com/images/documents

3. https://school-science.ru/3/10/31739

4. https://yandex.ru/search/?text дождь как символ в художественной литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВалгинаН.СТеория текста. Москва, Логос. 2003. http://evartist.narod.ru/text14/18.htm

ВалгинаН.СТеория текста. Москва, Логос. 2003. http://evartist.narod.ru/text14/18.htm

Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Авт.-сост. В Андреева и др. – М., 2002. – С. 92).

https://l.120-bal.ru/voda/8500/index.html?page=5

https://liconism.com/images/documents

https://school-science.ru/3/10/31739

https://proza.ru/2012/07/16/1056

https://yandex.ru/search/?text=дождь как символ в художественной литературе.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×