Политехническая подготовка школьников в курсе черчения | Зариев Владимир Владимирович. Работа №308197
Учителя черчения призваны внести свой ощутимый вклад в формирования политехнического кругозора учащихся. Решая графические задачи с технологическим содержанием, учащиеся определяют перечень операций, необходимых для изготовления того или иного изделия, анализируют его форму, осуществляют контроль размеров и т.д. Для усиления роли курса черчения в политехнической подготовке школьников необходимо более обстоятельно осветить связанные с этим вопросы в учебнике и методических пособиях для учителей.
Учителя черчения призваны внести свой ощутимый вклад в формирования политехнического кругозора учащихся. Речь идет, прежде всего, об овладении ими основными графическими и общетехническими понятиями, определёнными программой, технико-технологическими знаниями, умением применять их на практике. Этому с успехом служит решение графических задач с технологическим содержанием, на конструирование объектов по исходным графическим данным, заданий, моделирующих различные производственные ситуации и др.
Решая графические задачи с технологическим содержанием, учащиеся определяют перечень операций, необходимых для изготовления того или иного изделия, анализируют его форму, осуществляют контроль размеров и т.д. Такого рода задачи связаны и с воссозданием пространственного образа детали на основе изменения исходных данных (к примеру, на связь чертежа с разметкой), но они используются реже, в основном при опросе и закреплении нового материала.
Отметим и то, что в методике черчения ещё не до конца выяснены и разработаны принципы, определяющие сложность графических задач, связанных с различного вида преобразованиями объекта. Не ясно, за счёт каких способов преобразования исходных данных в задаче обеспечивается постепенное нарастание умственной нагрузки школьников. Усложнение графических задач часто выражается в излишнем применении проектора или мультимедийной доски, что создаёт лишь видимость активизации мыслительной деятельности, а на деле искусственно сдерживает этот процесс.
Думается, что на первоначальном этапе необходимы простые задачи с технологическим содержанием, в том числе и проекционного характера, которые должны постепенно усложняться, приближаясь по своей структуре к производственным.
Современная практика обучения черчению не отвечает задаче развития технического мышления учащихся. Первое место в обучении занимает формирование пространственных представлений и чисто исполнительская графическая деятельность. Однако, если всё обучение черчению сводить лишь к выполнению графических изображений, то эффективность его с точки зрения политехнического развития учащихся становится весьма сомнительной.
Причина низкого уровня формирования технического мышления учащихся на уроках черчения кроется ещё и в отсутствии или недостаточности технико-технологических знаний и производственного опыта у учителей. Многие из них, на наш взгляд, чрезмерно увлечены геометрической, проекционной и графической стороной курса в ущерб его технической сущности.
Известно, что для обстоятельного чтения чертежа кроме знания материала из курса черчения требуются и другие, специальные сведения. Это следует учитывать при отборе объектов.
Следует сказать и о том, что наглядный и дидактический материал, используемый на уроках черчения, часто не отражает с необходимой полнотой основные идеи политехнического обучения, не моделирует общие приёмы умственных действий, которыми должны овладеть учащиеся, для того чтобы успешно решать задачи производственного содержания.
Для усиления роли курса черчения в политехнической подготовке школьников необходимо более обстоятельно осветить связанные с этим вопросы в учебнике и методических пособиях для учителей.