Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Положения о тьюторском сопровождении детей с ОВЗ | Косьминова Людмила Александровна. Работа №254277

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Косьминова Людмила Александровна
Цель работы тьютора заключается в создании условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду школы, в поддержке и сопровождении его образовательной деятельности, основываясь на принципах индивидуализации и индивидуального подхода.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

 

 

 

 

 

 

Положения о тьюторском сопровождении

детей с ОВЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2017-2018 учебный год

 

Положения о тьюторском сопровождении детей с ОВЗ

1. Общие положения

Успешное обучение детей с разными способностями в обычном классе – это в первую очередь гуманистический путь к развитию нашего общества и воспитанию молодого поколения в духе толерантности и ответственности за жизни и судьбы тех детей, которым в силу их особенностей труднее жить, чем другим. Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с особыми нуждами, в некоторых случаях – дети с инвалидностью) требуют к себе особого подхода, который включает в себя как создание толерантной среды в детском коллективе, так и использование особых коррекционно-методических подходов в работе. Обеспечение успешности обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья строится, прежде всего, на создании благоприятных, комфортных условий в образовательной среде школы или дошкольного учреждения и развитии у ребенка большей самостоятельности в учебной деятельности. Комфортные условия – это такие условия, при соблюдении которых ребенок с особенностями развития сможет осваивать адаптированную для него учебную программу в удобном темпе и в соответствующем объеме. Развитие большей самостоятельности у ребенка предполагает поступательное движение от зависимости от тьютора к максимальной самостоятельности ребенка в школьной жизни. При этом тьютор может оставаться рядом, но его функционал будет максимально приближен к функционалу тьютора, сопровождающего обычных детей.

Настоящее положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением о дошкольном общеобразовательном учреждении, Профессиональным стандартом тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы (Проект).

2. Цель и задачи тьюторского сопровождения в школе

Цель работы тьютора заключается в создании условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду школы, в поддержке и сопровождении его образовательной деятельности, основываясь на принципах индивидуализации и индивидуального подхода. Достижение этой цели – создания условий успешности включения ребенка с особенностями развития в образовательную среду школы или детского сада – возможно при решении следующих групп задач:

создание условий для успешного обучения ребенка;

создание условий для успешной социализации ребенка;

максимальное раскрытие потенциала личности ребенка

2.1. Согласно ФГОС ДО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в частности, предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация АОП и/или ИОМ сопровождается поддержкой тьютора.

2.2. Деятельность тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты).

2.3. В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.

3. Содержание деятельности тьютора

В школе тьютор в работе с ребенком (группой детей) с ограниченными возможностями здоровья:

совместно с завучем, учителем и при участии родителей ребенка участвует в составлении индивидуального образовательного плана (ИОП) и его регулярной корректировке;

способствует обеспечению учебной дисциплины учащимся (группой) и отслеживает режим посещения подопечными учебных занятий в соответствии с расписанием и ИОП, включающим дополнительные занятия (кружки, секции);

создает образовательную развивающую среду для подопечного в рамках коллектива класса;

взаимодействует со школьным психологом, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, другими специалистами по возникающим проблемам и их решению в учебе и

общении подопечного (группы);

осуществляет организационную и методическую помощь учителю в обучении детей с особыми образовательными нуждами в инклюзивном классе;

адаптирует учебную программу под соответствующие образовательные возможности учащегося с особ

ыми образовательными нуждами.

для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащегося с осо

быми образовательными нуждами;

осуществляет индивидуальное обучение учащегося с особыми образовательными нуждами в соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение ученика

в классе временно невозможно;

по необходимости оказывает помощь учащемуся в самообслуживании (туалет, пе

ремещение по школе, питание);

осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует их о достижениях подопечного, советуется с ними, оказыва

ет им консультативную помощь;

ведет дневник наблюдений;

при необходимости ведет коррекционно-развивающую работу с подопечным.

 

4. Средства, формы и методы работы тьютора

Цель и задачи работы тьютора достигаются следующими средствами:

организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места; места отдыха и др

угих мест, где бывает ребенок;

выявление

тьютором

и учителем (воспитателем) зон ближайшего развития ребенка с ОВЗ, опоры на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптации учебного материала, адаптации учебных пособий.

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью технологий, наиболее соответствующих природе и содержанию тьюторского сопровождения:

портфолио;

проектной технологии;

информационных технологий;

технологии консультирования.

Тьютор вправе использовать любые воспитательные и образовательные технологии, приемлемые для него лично и эффективные с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения.

5. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации

Результатами работы тьютора в школе являются:

адапта

ция ребенка к среде школы

, изменение поведения ребе

нка;

развитие коммуник

ативных способностей ребенка;

динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития ребенка, развитие самостоятельности ребенка.

Фиксация результатов работы тьютора отражается:

в портфолио ученика;

в дневнике наблюдений

тьютора

.

6. Организация тьюторской деятельности

Специализация труда тьютора может происходить по двум основаниям:

тьютор

зак

репляется за группой учащихся;

тьютор

закрепляется за одним ребенком.

Деятельность тьютора регламентируется должностной инструкцией, тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждения образования и другими необходимыми документами.

7. Документация тьютора

Документация тьютора включает в себя:

план работы на год, четверть

индивидуальная карта ребенка (или ИОП);

дневник наблюдений.

 

 

 

 

Принятые сокращения:

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья

ОП – образовательная программа

ООП – основная образовательная программа

АООП – адаптированная основная образовательная программа

ЦПМПК – Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (МЦКО)

ИПРА – индивидуальная программа реабилитации (для детей-инвалидов)

ПП консилиум – психолого-педагогический консилиум Школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×