Положения о тьюторском сопровождении детей с ОВЗ | Косьминова Людмила Александровна. Работа №254277
Автор: Косьминова Людмила Александровна
Цель работы тьютора заключается в создании условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду школы, в поддержке и сопровождении его образовательной деятельности, основываясь на принципах индивидуализации и индивидуального подхода.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Положения о тьюторском сопровождении
детей с ОВЗ
Москва
2017-2018 учебный год
Положения о тьюторском сопровождении детей с ОВЗ
1. Общие положения
Успешное обучение детей с разными способностями в обычном классе – это в первую очередь гуманистический путь к развитию нашего общества и воспитанию молодого поколения в духе толерантности и ответственности за жизни и судьбы тех детей, которым в силу их особенностей труднее жить, чем другим. Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с особыми нуждами, в некоторых случаях – дети с инвалидностью) требуют к себе особого подхода, который включает в себя как создание толерантной среды в детском коллективе, так и использование особых коррекционно-методических подходов в работе. Обеспечение успешности обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья строится, прежде всего, на создании благоприятных, комфортных условий в образовательной среде школы или дошкольного учреждения и развитии у ребенка большей самостоятельности в учебной деятельности. Комфортные условия – это такие условия, при соблюдении которых ребенок с особенностями развития сможет осваивать адаптированную для него учебную программу в удобном темпе и в соответствующем объеме. Развитие большей самостоятельности у ребенка предполагает поступательное движение от зависимости от тьютора к максимальной самостоятельности ребенка в школьной жизни. При этом тьютор может оставаться рядом, но его функционал будет максимально приближен к функционалу тьютора, сопровождающего обычных детей.
Настоящее положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением о дошкольном общеобразовательном учреждении, Профессиональным стандартом тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы (Проект).
2. Цель и задачи тьюторского сопровождения в школе
Цель работы тьютора заключается в создании условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду школы, в поддержке и сопровождении его образовательной деятельности, основываясь на принципах индивидуализации и индивидуального подхода. Достижение этой цели – создания условий успешности включения ребенка с особенностями развития в образовательную среду школы или детского сада – возможно при решении следующих групп задач:
создание условий для успешного обучения ребенка;
создание условий для успешной социализации ребенка;
максимальное раскрытие потенциала личности ребенка
2.1. Согласно ФГОС ДО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в частности, предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация АОП и/или ИОМ сопровождается поддержкой тьютора.
2.2. Деятельность тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты).
2.3. В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.
3. Содержание деятельности тьютора
В школе тьютор в работе с ребенком (группой детей) с ограниченными возможностями здоровья:
совместно с завучем, учителем и при участии родителей ребенка участвует в составлении индивидуального образовательного плана (ИОП) и его регулярной корректировке;
способствует обеспечению учебной дисциплины учащимся (группой) и отслеживает режим посещения подопечными учебных занятий в соответствии с расписанием и ИОП, включающим дополнительные занятия (кружки, секции);
создает образовательную развивающую среду для подопечного в рамках коллектива класса;
взаимодействует со школьным психологом, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, другими специалистами по возникающим проблемам и их решению в учебе и
общении подопечного (группы);
осуществляет организационную и методическую помощь учителю в обучении детей с особыми образовательными нуждами в инклюзивном классе;
адаптирует учебную программу под соответствующие образовательные возможности учащегося с особ
ыми образовательными нуждами.
для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащегося с осо
быми образовательными нуждами;
осуществляет индивидуальное обучение учащегося с особыми образовательными нуждами в соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение ученика
в классе временно невозможно;
по необходимости оказывает помощь учащемуся в самообслуживании (туалет, пе
ремещение по школе, питание);
осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует их о достижениях подопечного, советуется с ними, оказыва
ет им консультативную помощь;
ведет дневник наблюдений;
при необходимости ведет коррекционно-развивающую работу с подопечным.
4. Средства, формы и методы работы тьютора
Цель и задачи работы тьютора достигаются следующими средствами:
организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места; места отдыха и др
угих мест, где бывает ребенок;
выявление
тьютором
и учителем (воспитателем) зон ближайшего развития ребенка с ОВЗ, опоры на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптации учебного материала, адаптации учебных пособий.
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью технологий, наиболее соответствующих природе и содержанию тьюторского сопровождения:
портфолио;
проектной технологии;
информационных технологий;
технологии консультирования.
Тьютор вправе использовать любые воспитательные и образовательные технологии, приемлемые для него лично и эффективные с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения.
5. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации
Результатами работы тьютора в школе являются:
адапта
ция ребенка к среде школы
, изменение поведения ребе
нка;
развитие коммуник
ативных способностей ребенка;
динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития ребенка, развитие самостоятельности ребенка.
Фиксация результатов работы тьютора отражается:
в портфолио ученика;
в дневнике наблюдений
тьютора
.
6. Организация тьюторской деятельности
Специализация труда тьютора может происходить по двум основаниям:
тьютор
зак
репляется за группой учащихся;
тьютор
закрепляется за одним ребенком.
Деятельность тьютора регламентируется должностной инструкцией, тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждения образования и другими необходимыми документами.
7. Документация тьютора
Документация тьютора включает в себя:
план работы на год, четверть
индивидуальная карта ребенка (или ИОП);
дневник наблюдений.
Принятые сокращения:
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
ОП – образовательная программа
ООП – основная образовательная программа
АООП – адаптированная основная образовательная программа
ЦПМПК – Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (МЦКО)
ИПРА – индивидуальная программа реабилитации (для детей-инвалидов)
ПП консилиум – психолого-педагогический консилиум Школы