Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Положительная мотивация на уроках - средство повышения качества знаний в начальной школе | Рыжевич Ольга Владимировна. Работа №355313

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и  усиливающим роль эмоций. Чтобы  добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.      

 

 

 

 

 

 

Положительная мотивация на уроках - средство повышения качества знаний в начальной школе

 

 

 

 

 

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №7 им. И.В. Мокроусова с углубленным изучением английского языка», г. Симферополь

Рыжевич Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

 

Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться

В.А.Сухомлинский.

Перед школой всегда стоял вопрос о мотивации учения, но в современное время мотивация - центральный вопрос, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Именно младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, недаром ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Разберем, что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация - это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Очень важно поэтому, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и усиливающим роль эмоций. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Рассмотрим виды мотивации:

1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности:

а) отрицательная – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

б) положительная:

- социальные устремления (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими);

- узколичные мотивы (одобрение окружающих, путь к личному благополучию).

2. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности:

- цели учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора);

- процесс учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)

Фундамент мотивации учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:

- сосредоточение внимания на учебной ситуации,

- осознание смысла предстоящей деятельности,

- осознанный выбор мотива,

- целеполагание,

- стремление к цели (осуществление учебных действий),

- стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий),

-самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации, зная ее тип. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл.

Общая структура мотивации к учению в этом возрасте:

Познавательная мотивация

Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.

Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке.

Мотивация достижения успеха

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации

Престижная мотивация

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.

Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.

Мотивация избегания неудачи

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.

К окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания неуспеха приобретает значительную силу. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

Компенсаторная мотивация

У неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

В школу ребенок, в основном, приходит положительно мотивированным. И чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений. Для этого учителя постоянно ищут способы оживления урока:

влечённое преподавание;

-проблемное обучение;

овизна учебного материала;

-создание ситуации успеха;

вязь знаний с судьбами людей;

-нестандартные уроки (деловые игры, соревнования, конкурсы, игры, аукционы), в которых происходит отказ от шаблона в организации урока, вовлечение учащихся в активную деятельность на уроках, развитие коммуникативной функции развития речи;

- применение мультимедийных презентаций;

- доброжелательный настрой урока,

В заключении следует еще раз подчеркнуть, что формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×