Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Положительное воздействие классической музыки на нервную систему и сознание детей | Силютина Татьяна Сергеевна. Работа №343935

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается положительное воздействие классической музыки на нервную систему и сознание детей. Описаны основные психофизиологические эффекты, которые классическая музыка оказывает на детский организм, её влияние на эмоциональное состояние, когнитивные функции и развитие творческих способностей. Особое внимание уделено тому, как классическая музыка способствует снятию стресса, улучшению концентрации внимания и способствует гармоничному развитию личности ребёнка.

Ключевые слова: классическая музыка, нервная система, дети, психофизиологические эффекты, эмоциональное состояние, когнитивные функции, стресс, гармоничное развитие.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ И СОЗНАНИЕ ДЕТЕЙ
Силютина Татьяна Сергеевна, учитель музыки
МБОУ "СОШ № 128" г. Барнаул
Аннотация. В статье рассматривается положительное воздействие классической музыки на нервную систему и сознание детей. Описаны основные психофизиологические эффекты, которые классическая музыка оказывает на детский организм, её влияние на эмоциональное состояние, когнитивные функции и развитие творческих способностей. Особое внимание уделено тому, как классическая музыка способствует снятию стресса, улучшению концентрации внимания и способствует гармоничному развитию личности ребёнка.
Ключевые слова: классическая музыка, нервная система, дети, психофизиологические эффекты, эмоциональное состояние, когнитивные функции, стресс, гармоничное развитие.
Классическая музыка на протяжении веков считается одним из мощных инструментов воздействия на человека, и особенно на детей, чья нервная система ещё находится в стадии формирования. Прослушивание классических музыкальных произведений положительно влияет на эмоциональное и психическое состояние ребёнка, улучшает когнитивные функции, способствует расслаблению и снятию стресса. В условиях современной школьной и социальной нагрузки, когда дети сталкиваются с множеством стрессовых факторов, классическая музыка становится одним из способов поддержания психологического равновесия и гармоничного развития.
Влияние классической музыки на нервную систему детей заключается в её способности воздействовать на вегетативную нервную систему, которая контролирует работу внутренних органов и отвечает за состояние спокойствия или тревоги. Прослушивание медленных и спокойных музыкальных произведений, таких как "Лунная соната" Бетховена или "Маленькая ночная серенада" Моцарта, способствует снижению уровня возбуждения в нервной системе, нормализует дыхание и сердцебиение, что помогает ребёнку расслабиться и справиться со стрессом. Музыка с плавным ритмом и гармоничными мелодиями создаёт чувство покоя, что особенно полезно для гиперактивных детей или тех, кто испытывает повышенную тревожность.
Одним из ключевых аспектов воздействия классической музыки на детей является её способность улучшать эмоциональное состояние. Музыка помогает детям выражать и осознавать свои эмоции, а также справляться с негативными переживаниями. Например, прослушивание произведений, таких как "Весна" из "Времен года" Вивальди или "Рапсодия на тему Паганини" Рахманинова, вызывает у детей положительные эмоции, создаёт у них радостное и спокойное настроение. Эмоциональное воздействие музыки способствует улучшению психоэмоционального состояния ребёнка, помогает ему справляться с внутренними конфликтами и напряжением.
Когнитивные функции детей также улучшаются под влиянием классической музыки. Исследования показывают, что регулярное прослушивание классической музыки способствует развитию памяти, внимания и мышления. Это связано с тем, что музыка активирует работу разных отделов головного мозга, отвечающих за восприятие, анализ и обработку информации. Например, произведения Моцарта активизируют работу участков мозга, ответственных за пространственное мышление и координацию, что особенно полезно для детей, изучающих математику или естественные науки. Этот феномен получил название "эффект Моцарта", и хотя его влияние может варьироваться у разных детей, он подчёркивает важность музыкального образования в развитии когнитивных способностей.
Кроме того, классическая музыка помогает улучшить концентрацию внимания у детей. Музыкальные произведения с чёткой структурой и гармонией способствуют развитию у ребёнка способности сосредотачиваться на задачах и удерживать внимание в течение длительного времени. Это особенно полезно для детей, которым трудно концентрироваться на уроках или домашних заданиях. Например, прослушивание классической музыки перед учёбой может улучшить производительность и помочь детям быстрее справляться с учебными задачами.
Снятие стресса и тревожности — ещё одно важное воздействие классической музыки на нервную систему детей. Современные дети часто сталкиваются с множеством стрессовых факторов — экзамены, насыщенные учебные программы, конфликты в коллективе и другие жизненные ситуации. Классическая музыка создаёт успокаивающую атмосферу, помогает снизить уровень кортизола (гормона стресса) и улучшить общее эмоциональное состояние. Например, медленные и мелодичные произведения, такие как "Адажио" Альбинони или "Лебедь" Сен-Санса, способствуют релаксации, помогают справиться с тревогой и создать ощущение внутреннего комфорта.
Творческое развитие детей также поддерживается благодаря классической музыке. Прослушивание разнообразных музыкальных произведений стимулирует воображение, помогает детям развивать способность к абстрактному мышлению и художественному самовыражению. Классическая музыка стимулирует творческое восприятие, дети учатся ассоциировать звуки с образами, сюжетами и эмоциями, что положительно сказывается на их художественных способностях. Например, прослушивая симфонии Бетховена или балеты Чайковского, дети могут представлять сцены из природы, движения или истории, что стимулирует их креативное мышление.
Классическая музыка способствует гармоничному развитию личности, формирует у детей способность ценить прекрасное, понимать тонкости и нюансы искусства, что обогащает их внутренний мир. Регулярное прослушивание музыки помогает детям развивать чувство красоты и гармонии, воспитывает их эстетические чувства. Например, произведения Баха, такие как его фуги и прелюдии, учат детей ценить сложную музыкальную структуру, что способствует развитию эстетического вкуса и глубины восприятия.
Роль учителя и родителей в процессе знакомства детей с классической музыкой крайне важна. Важно, чтобы учителя и родители создавали условия для регулярного прослушивания классических произведений, включали музыку в повседневную жизнь ребёнка. Это может быть как музыкальное сопровождение во время выполнения домашних заданий, так и посещение концертов, театров или просмотр музыкальных фильмов. Совместное обсуждение произведений после их прослушивания помогает детям лучше понять музыку и развивать их эмоциональные и когнитивные способности.
Таким образом, можно сказать, что классическая музыка оказывает благотворное влияние на нервную систему и сознание детей, помогая им справляться с эмоциональными нагрузками, развивать когнитивные функции и творческие способности. Прослушивание классических произведений способствует улучшению внимания, памяти, мышления и общего эмоционального состояния. Важно создавать условия, где дети смогут регулярно знакомиться с классической музыкой, чтобы её положительное воздействие способствовало их гармоничному развитию.
Список литературы
Лукьянова Н.В. Музыка и дети // Наука и образование сегодня, 2018. – 5 с.
Петровская И. А. Роль классической музыки в жизни ребенка. Методическое пособие, МБОУ ДО ДДиЮ Факел, г. Томск – 14с.
Чечина С.Н. Приобщение к классической музыке. Каким оно должно быть? // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×