Польза плавания для детей с ограниченными возможностями | Виктория Сергеевна Чернигина. Работа №286154. Номер работы: №286154
Автор: Виктория Сергеевна Чернигина
Плавание – это одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств адаптивной физической культуры. Дети с ОВЗ, занимающиеся плаванием, лучше адаптируются к самостоятельной жизни, у них быстрее происходит коррекция психофизического развития. Физические упражнения являются важным средством для успешной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество.
Плавательные упражнения оказывают на организм оздоровительное действие, развивая сердечнососудистую и дыхательную системы; укрепляя мышцы, обеспечивая гармоничное развитие тела и правильную осанку; приспосабливая организм к действию холода, резким колебаниям температуры и др.
Плавание как лечебногреабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокине-зотерапии. Термин, образованный от греческих слов «вода», «движение», «лечить» наиболее полно отражает сущность данного метода. В его основе лежит применение с лечебной целью физических упражнении в воде в сочетании с подводным массажем и используемыми в водной среде средствами ортопедического характера.
Подводный массаж и ортопедические средства применяются в специальных лечебных учреждениях, а вот лечебным плаванием и лечебной физкультурой вы сможете заниматься самостоятельно, «ели хорошо усвоите инструкции и принципы выполнения упражнений.
Плавание и лечебная гимнастика в воде имеют неоценимое значение для посттравматических больных и больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Термические особенности холодной воды повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и способствуют закаливанию организма. В теплой воде уменьшаются болевые ощущения. Поэтому наблюдающееся при ограничении подвижности в суставах снижение силы, сопровождающееся болевыми ощущениями лечебная гимнастика в воде имеет преимущества над гимнастикой на суше.
Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат: для поддержания тела на поверхности воды при поднятой голове требуется усилие каждой руки 300—400 г, а при плавании это усилие возрастает несколько десятков раз, увеличивая силу мышц, действуя на все кожные покровы вода одновременно повышает электрическую активность биотоков, напряжения, заставляя все нервные клетки работать в полную силу. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата. При этом возникают так называемые антигравитационные рефлексы, помогающие в ориентации, сохранении равновесия. Происходит уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Немаловажным является тот факт, что обучение плаванию ребенка с ОВЗ проходит в группе с другими детьми и взрослыми. Это организует процесс их социализации, который осуществляется в результате усвоения необходимых навыков, жизненно значимых для ребенка. Данная работа осуществляется в несколько этапов:
формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия ребенка с близким взрослым. Родители и педагог способствуют развитию эмоционального отклика у ребенка на присутствие взрослого, действий, направленных на него, эмоционального общения;
формирование представлений об окружающих людях («Я и другие»);
формирование способов усвоения общественного опыта (совместные действия, жесты, подражательные способности);
формирование навыков социального поведения. Ребенка включают в режимные моменты, учат понимать обращенную речь взрослого.
Одной из целей совместных занятий в бассейне является развитие предпосылок к коммуникативной деятельности. В процессе проведения индивидуальных занятий в бассейне инструктор по плаванию создает ситуации, провоцирующие детей вступать во взаимодействие сначала на уровне простых предметных манипуляций с предметами в воде, а затем в совместной с другими детьми деятельности.
Что же дает ребенку с ОВЗ плавание? Специалисты единодушны во мнении: для ребенка полезней, чем плавание, не найти ничего. Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также опорно-двигательного аппарата. В воспитании ребенка раннего возраста с ОВЗ на первом месте в раннем возрасте должно быть эмоциональное благополучие.
Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи.
e1e3429fa74cea3ff42abf83959653bd.jpg