Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Помощь детям в безопасном и эффективном проживании своих эмоций | Колесникова Юлия Олеговна. Работа №319900

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная статья рассматривает важность помощи детям старше 5-ти лет в осознанном и безопасном проживании и управлении своими эмоциями. Она подчеркивает, что большинство психотравм, которые оказывают разрушительное влияние на взрослую жизнь человека, формируются в раннем детстве. Поэтому необходимо начинать обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка как можно раньше, учить его устанавливать контакт с самим собой, чтобы избежать негативного влияния этих психотравм на протяжении всей жизни. 

Помощь детям старше 5-ти лет в безопасном и эффективном проживании своих эмоций. Руководство для родителей.

 

Колесникова Юля Олеговна,

психолог, нейрокоуч

 

Большинство психотравм человека, действующих на него разрушительно в повседневной взрослой жизни, формируются еще в раннем детстве (примерно до 5-летнего возраста). Поэтому важно как можно раньше начать уделять этому внимание, учить ребенка искать контакт с самим собой, чтобы не попадать под пагубное влияние застарелых психотравм на протяжении всей дальнейшей жизни.

 

Психотравма – это способ адаптации, инструмент корректировки жизни, исходя из нового полученного травмирующего опыта. И здесь есть два пути: с раннего детства подстраиваться под то, как учат и повелевают другие (как это часто бывает в детстве), или же учиться распознавать свои эмоции и реакции, понимать, что они означают и далее действовать в соответствие с этим.

 

Изначально травмирование происходит, когда не удовлетворены базовые естественные потребности, такие как:

- потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, заботу, поддержку, руководство, стабильность);

- потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды;

- потребность в автономии, сепарации от родителей, компетентности и чувстве идентичности;

- потребность в спонтанности и игре, в свободе творить и получать удовольствие;

- потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю.

 

Американский психолог Уильям Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определённые инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определённой деятельности.

 

Когда человек не может удовлетворить свою естественную потребность, он может получить психотравму, сопровождающуюся неприятными эмоциями, которые в свою очередь как бы сигнализируют, что потребность не была удовлетворена (именно для этого нам и нужны неприятные эмоции, как маячки). Это также всегда сопровождается мышечным напряжением где-то в теле, которое зародилось еще раньше, чем неприятная эмоция, потому что инстинкты срабатывают раньше, чем осознавание потребности. То есть тело как бы приготовилось к удовлетворению потребностей, но желаемого не получило, таким образом сформировался не выпущенный, не прожитый нейромышечный блок (травматический транс). По этому же принципу работает психосоматика.

 

Какой выход:

1) В моменте научиться проживать, выпускать эти нейромышечный блоки сразу после поступления сигнала в виде неприятных эмоций. Желательно учиться этому с самого детства.

2) Либо исцелить уже сформированную психотравму через проживание реализации инстинкта телом (то есть опять же – выпустить нейромышечный блок). Чаще всего применяется во взрослом возрасте.

 

Задача родителей: помочь ребенку, если не идентифицировать свои эмоции и чувства, то как минимум распознать желаемую реакцию тела и прожить её, выпустить нейромышечный блок.

 

Дети в различных возрастах могут с разной точностью идентифицировать свои эмоции (радость, печаль, страх, гнев, отвращение и т.д.). Чем сложнее эмоция, тем позднее ребенок может научиться ее определять. Но что ребенок точно понимает, это то, что ему сейчас приятно или неприятно. Этого родителям будет достаточно, пока ребенок не подрастет и не научиться более точно идентифицировать свои эмоции и состояния.

 

Итак, план действий родителя, если он заметил у ребенка плохое настроение:

1) Поинтересоваться, что произошло и что ребенок чувствует сейчас (при этом не нужно ждать глубокой рефлексии от ребенка).

2) Определить с ребенком, что то, что он сейчас испытывает, ему неприятно. Важно вслух признать этот факт, признать его эмоции и состояние. Например: «Тебе, наверное, сейчас неприятно, и это нормально, я тебя понимаю».

3) Следующим этапом важно помочь ребенку выпустить нейромышечный блок. Для этого можно предложить ему в формате игры притвориться каким-нибудь животным и телом сделать то, что сейчас хотелось бы. Можно предложить варианты: порычать как волк, поласкаться как кошка, покричать в подушку как медведь, побить подушку как горилла и т.д. Пусть ребенок побудет в этом процессе столько, сколько ему будет нужно. Важно, чтобы никто из окружающих не пострадал (за этим следит родитель), чтобы фокус внимания был не на причинении кому-то вреда, а именно на проживании телом ребенка уже сформировавшегося в нем неприятного ощущения.

4) После этого необходимо спросить, стало ли ребенку лучше, легче, возможно, веселее. Если нетпредложить еще что-нибудь сделать телом, притворившись каким-нибудь животным. Повторить пункт 3.

 

Также родителям будут полезны подсказки, о чем могут говорить неприятные эмоции, и как их можно предложить ребенку выразить телом:

Эмоция / чувство

Чему эмоция учит

Как инстинктивно выражается через тело

Страх

Когда нет реальной фактической угрозы, чувство страха учит познавать новое, выходить на «новые территории», расширять зону комфорта. Страх сковывает, но параллельно мобилизует. Делаем неизвестное – известным. Смотрим на страх как на точку роста.

Спрятаться, затаиться.

Злость/агрессия

Чувство злости учит разобраться с источником боли, защитить себя. Начать отстаивать свою точку зрения, отстоять личные границы.

Бить, драться, защищать, кусать, царапать, напасть, разодрать, сожрать, убить, шипеть, рычать, кричать. Быть на своей территории, выстроить границы.

Отвращение

Чувство отвращения учит уйти, заблокировать или устранить что-то неприятное, токсичное или загрязняющее из зоны, в которой оно потенциально может вредить вашему организму.

Вырвать, стошнить, выплюнуть, шипеть.

Обида

Обида – это пассивная агрессия из детской позиции. Чувство обиды дает нам энергию защитить свои границы, быть с оппонентом на равных. Отстаивать свои интересы, убеждения. Если нас кто-то обидел, поступил несправедливо – высказать свою точку зрения, быть с человеком на равных, сказать, что со мной так нельзя.

Бить, драться, защищать, кусать, царапать, напасть, разодрать, сожрать, убить, шипеть, рычать, кричать. Спрятаться, замаскироваться, затаиться, замереть, оцепенеть, стать меньше. Быть на своей территории, выстроить границы.

Вина

Бывает истинной (когда мы причинили кому-то ущерб материальный, моральный, физический), и невротической (навязанная еще в детстве через родительские директивы). Чувство истинной вины учит извиниться (возместить ущерб), невротической – найти или создать новую систему, которая удовлетворяет вашим потребностям, а не пытаться понравиться той, в которой этого нет, и за свои потребности нужно испытываться вину.

Склониться, согнуться, упасть, исчезнуть / умереть (притвориться мертвым).

Стыд

Бывает нормальный (регулирует нормы и правила поведения в обществе, моральные принципы), и невротический (заставляет чувствовать человека себя «не таким», «неправильным», приводит к отчуждению; зарождается в детстве, когда родители сравнивают ребенка с другими, сравнение убивает нашу самооценку; это чувство вызывает обиду, злость, вину, стыд, печаль). Чувство стыда учит: создать такую систему, где так себя вести будет приемлемо, спокойно, твоя жизнь – твои правила. Чувство учит найти общество, где это будет приемлемо. Чувство «Я не такой» учит: фокусироваться на себе, а не на других, сравнивать себя с сами собой из прошлого. Когда сравниваем себя с собой – начинаем жить своей жизнью.

Спрятаться, уползти, спрятать «голову в песок».

Тревога

Бывает адекватной и невротической. Быть человеком – значит, быть тревожным. Тревога неизбежно присутствует в человеческой жизни. Существует 4 предельных экзистенциальных беспокойства (4 страха): смерти, одиночества, бессмысленности, неизвестности. Это 4 данности, от которых человеку никуда не деться и никак не изменить, нужно просто принять. Страх смерти учит жить здесь и сейчас. Страх одиночества учит стать значимым для самого себя. Страх бессмысленности и боли учит наслаждаться жизнью, жить в удовольствие. Страх неизвестности, свободы учит вносить ясность, заходить в новое, сделать неизвестное известным.

Спрятаться, замаскироваться, затаиться, замереть, оцепенеть, стать меньше. Прижаться к сильному, быть в стае, быть лидером. Убежать, уползти. Быть на своей территории, выстроить границы.

 

Высвобождение нейромышечных блоков в принципе помогает любому человеку обрести новые ресурсы, энергию и двигаться вперед, а не застревать в прошлых психотравмах, и не опираться на них в своих выборах, реакциях и действиях. Поэтому это полезно не только детям, но и взрослым.

Такой подход учит распознавать и понимать свои эмоции, проживать их экологично и безопасно, развивает эмоциональный интеллект ребенка, учит понимать самого себя, свои реакции и желания, формируя в целом здоровую личность, которой в будущем будет легче пребывать в согласии с самим собой и достигать желаемых успехов в разных сферах жизни.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×