Понятие и функции местной администрации ☼ | Цветков Андрей Юрьевич. Работа №277116
Автор: Цветков Андрей Юрьевич
Актуальность темы исследования обосновывается тем что статус исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - недостаточно изученный теоретиками институт муниципального права, хотя эта сфера особенно актуальна в свете последних административных и муниципальных реформ, наце¬ленных на повышение результативности осуществления местного са¬моуправления и качества оказания муниципальных услуг. Именно местные администрации и решают основные задачи по решению во¬просов местного значения.
Понятие и функции местной администрации
Общие принципы организации местного самоуправления, закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993 года (далее - Конституция РФ), соответствуют Европейской хартии местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15 октября 1985 года), которая служит международным стандартом в области местного самоуправления1.
Данная конвенция была ратифицирована Федеральным Собранием 11 апреля 1998 года и вступила для Российской Федерации в силу с 1 сентября 1998 года. В соответствии с данной конвенцией, Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление для реализации права местного сообщества (населения) заниматься значительной частью общественных дел для решения вопросов местного значения, т.е. выполняется право народа осуществлять власть в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Раннее действовал Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который закреплял в пункте 2 статьи 14 обязанность наличия на уровне местного самоуправления выборных органов, при этом допуская наделение данных органов исполнительно- распорядительными функциями наряду с представительными функциями, т.к. в соответствии с пунктом 6 статьи 14 того же Федерального закона структуру органов местного самоуправления определяло население самостоятельно. В теории это означало возможность наделение одного органа местного самоуправления, являющегося выборным, различными функциями помимо представительных: исполнительно-распорядительными, контрольными иными2.
В настоящее время на основе пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «глава муниципального образования либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию»3. При этом он не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.
Статья 37 названного Федерального закона закрепляет положение местной администрации. В указанном законе прямое определение термина «местная администрация» отсутствует.
По мнению Кокотов А. Н.: «местная администрация - это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наличие которого в структуре органов местного самоуправления является обязательным»4. Невозможно не согласиться с данным определением термина «местная администрация». Тем не менее, его нельзя назвать полным и многогранным, позволяющим полностью оценить правовой статус местной администрации.
Чихладзе Л.Т., Омран Б. пишут: «Местная администрация - наименование исполнительных и распорядительных органов в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах Российской Федерации, введенное при конституционной реформе 24 мая 1991 года...»5.
Абдуллаева С.Г. дал определение термина «местная администрация»: «.это обязательный в структуре органов местного самоуправления постоянно действующий исполнительно- распорядительный орган общей компетенции, подконтрольный и подотчетный населению и представительному органу муниципального образования и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местная администрация обладает правами юридического лица»6.
Анисимова Р.А. дает свое определение понятия «местная администрация». Она пишет, что это «самостоятельный, обязательно формируемый орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для реализации отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, организующий исполнение решений представительного органа и осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципального образования в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций»7.
Таким образом, на основании приведенных определений можно выделить следующие признаки местной администрации как исполнительно- распорядительного органа муниципального образования:
обязательный в структуре орган местного самоуправления;
исполнительно-распорядительный
орган муниципального образования;
постоянно действующий;
обладает общей компетенцией;
самостоятельный;
возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия, т.е. под личную ответственность главы местной администрации за все принимаемые местной администрации решения;
местная администрация муниципального образования наделена на основе устава муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения в интересах населения, с учетом национальных, исторических и иных местных традиций;
обладает полномочиями для исполнения отдельных государственных полномочий, переданных федеральным и региональным законодательством;
наделена правами в качестве юридического лица.
Несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, государственные органы могут оказывать воздействие на органы местного самоуправления. Например, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления» считается допустимым участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления только в тех случаях и в том порядке, которые установлены частью 2.1 статьи 36, частями 5 и 11 статьи 37, статьями 74 и 74.1 указанного закона8.
Так, «при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)»9.
Правовой статус исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - недостаточно изученный теоретиками институт муниципального права, хотя эта сфера особенно актуальна в свете последних административных и муниципальных реформ, нацеленных на повышение результативности осуществления местного самоуправления и качества оказания муниципальных услуг. Именно местные администрации и решают основные задачи по решению вопросов местного значения.
Как исполнительно-распорядительный орган, местная администрация занимает особое место в системе органов местного самоуправления осуществляет функции управления в таких сферах как социально-хозяйственная, финансовая, на территории муниципального образования. Прежний закон о местном самоуправлении, называя местную администрацию в числе органов местного самоуправления, не предусматривал ее обязательного наличия. Тем не менее, в большинстве муниципальных образований администрация создавалась, на основании законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований, и исключение составляли некоторые небольшие сельские поселения.
Местная администрация, согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к числу обязательных органов муниципального образования, на местную администрацию возлагаются обязанности организации осуществления местного самоуправления, связанные с обеспечением повседневной жизнедеятельности населения. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Единоличная ответственность главы местной администрации за реализацию местной администрацией переданных отдельных государственных полномочий объясняет возможность вмешательства государства в формирование муниципальной власти, но, в любом случае, подобное вмешательство должно иметь допустимые пределы10.
Стоит отметить, что в ряде стран Европы, в поисках оптимальной схемы управления, в целях экономии и простоты конструкции отказались от особого исполнительного органа, передавая большую часть исполнительных функций высшему должностному лицу муниципалитета, действующего, как правило, на принципах единоначалия, или соединяя как исполнительную, так и распорядительную власть в едином представительном органе.
Но большинство стран, где осуществляется местное самоуправление, сохраняет в своей структуре отдельный исполнительно- распорядительный орган, наделенный собственными полномочиями. В Российской Федерации это местная администрация.
В общем виде статус муниципальной администрации определяется в ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ. Что касается правового статуса местной администрации, то выделяют, например, следующие его элементы:
Место местной администрации в системе местного само
управления и ее функциональное значение. Местная администрация является обязательной и входит в систему органов местного само
управления всех муниципальных образований, не исключая сельские поселения с
численностью избирателей менее 100 человек (в таких поселениях не создается представительный орган)
11.
Уставом муниципального образования определяются вопросы организации и деятельности администрации - порядок формирования и полномочия местной администрации, подотчетность и подконтрольность представительному органу, органам государственной власти субъектов (в ряде случаев), механизмы взаимодействия с другими муниципальными органами, а также иные вопросы.
С функциональной точки зрения, местная администрация является исполнительно-распорядительным органом, который устав муниципального образования наделяет собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, а также осуществлению отдельных государственных полномочий, которые передаются органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Полномочия местной администрации (права, обязанности). Перед каждым органом местного самоуправления поставлены свои задачи, которые он решает в соответствии со своими функциями и правами влиять на определенные виды общественных отношений. Таким образом, наделяя орган местного самоуправления полномочи
ями, законодатель, прежде всего, обозначает ту сферу его деятельно
сти, в которой и будет действовать данный орган муниципального образования. В этом заключается суть правового регулирования пол
номочий местной администрации.
В Федеральном законе № 131-ФЗ ответственность самой местной администрации не предусмотрена, упоминается только ее глава. Ответственность местной администрации определяется с учетом ее функционального предназначения по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий.
В 2010 г. в ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ было внесено изменение, согласно которому уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя. Так как администрация района и администрация поселения в данном случае находятся на одной территории, это позволит избежать дублирования решений в сферах транспортного обслуживания, дорожной деятельности, строительства, градостроительства и должно повлечь улучшение качества управления территорией и работы администраций.
В системе местного самоуправления исполнительно - распорядительный орган занимает особое место, так как местная администрация осуществляет функции управления в таких важных сферах на территории муниципального образования, как хозяйственная, финансовая, социальная и иные. Прежний закон о местном самоуправлении, называя местную администрацию в числе органов местного самоуправления, не предусматривал ее обязательного наличия. Тем не менее в большинстве муниципальных образований администрация создавалась, на основании законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований, и исключение составляли некоторые небольшие сельские поселения.
Отметим, что без исполнительно-распорядительного органа местное самоуправление неспособно решать основную задачу, поставленную перед ним обществом и государством, а именно обеспечивать решение вопросов, которые связаны с насущными потребностями и жизнедеятельностью местного населения. Рассматривая историю организации местного управления на местах, нельзя не отметить, что попытки организовать решение насущных вопросов без участи центральной власти предпринимались еще на этапе становления российской государственности и, в конечном итоге, оформились в признание местного самоуправления в одну из основ конституционного строя.
Таким образом, рассматривая правовой статус местной администрации, необходимо сделать следующие выводы: требуется сформировать действенные правовые механизмы решения вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии с законом, основная задача которых разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Таким образом, это позволит поднять результативность деятельности органов местного самоуправления, опираясь на существующие правовые и демократические принципы.
В теории муниципального права под функциями местной администрации понимают основополагающие направления деятельности муниципальных органов власти. Раскрывая, понятие «функция местного самоуправления», следует учесть, что они обусловлены природой самого местного самоуправления. Функции тесно взаимосвязаны с такими явлениями, как задачи и цели, а также местом местного самоуправления в системе народовластия.
Рассматривая понятие, «функция» следует указать, что она является одной из основных категорий, рассматриваемых в науке о социальном управлении.
В научной литературе нет четкого и общепринятого определения функции управления, тем не менее, мы постараемся дать этой категории определение.
Для полноты определения научного понятия - функция, следует исходить из следующих позиций:
-философское понимание категории «функция»;
-проявление имманентных, специфических свойств функции;
-направленное воздействие местных органов на общественные отношения;
раскрытие социального назначения местного самоуправления в обществе;
12Наиболее важным критерием в функции следует считать ее постоянство, которое, прежде всего, заключается в стабильности, непрерывности и закрепляет длительное по времени действие.
Функцию необходимо рассматривать вторичной категорией по отношению к целям и задачам. Такой подход обусловлен тем, что выполнение муниципальным органом своих непосредственных задач, является производным от этих основ, которые соответственно выступают функциями органов местного самоуправления.
Под функцией в теории государства и права понимается предмет, а также содержание определенной деятельности правового института, данный термин используется для характеристики социальной роли государства и права.
Например, Овчинников, И. И. понимает функцию, как такое назначение и направление воздействия права на общественные отношения, потребность в осуществлении которого, порождает необходимость действия права как социального явления13.
Таким образом, в общем смысле функцию управления можно определить, как деятельность, посредством которой субъект воздействует на объект управления.
Учитывая историческую роль местного самоуправления, задействованную в организации осуществления народовластия, реализуемую через задачи, которые в свою очередь решаются в процессе всей деятельности местных органов, а также с учетом полномочий по осуществлению деятельности, можно выделить основные функции местного самоуправления:
Первая функция, это создание условий для привлечения населения к решению вопросов местного значения.
Правовые положения, реализованные в муниципальном праве, устанавливают гарантии по участию местного населения в реализации муниципальной деятельности либо через выборные или назначаемы органы, либо через непосредственное участие в процессе местного самоуправления.
Такое положение закреплено в статье 3 закона Федерального закона N 131- ФЗ от 06.10.2003 г. Кроме указанного положения законодательством закрепляется право граждан избираться и быть избранным (политические права), иметь равный доступ к муниципальной службе, реализовывать свою гражданскую позицию через общественно-публичные мероприятия - сходы, референдумы, обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления в пределах их компетенции, получать полную и объективную информацию от должностных лиц о деятельности соответствующих органов, иметь возможность ознакомиться с документацией и материалами, отражающими организационную и иную деятельность муниципальных органов.
Из этого следует, что институт муниципальной демократии предполагает предельно тесную связь выборного органа и муниципальных служащих с населением, и их подконтрольность.
Вторая функция - это управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
Любое муниципальное образование имеет экономическую основу своей деятельности, в том числе собственность муниципалитета и местный бюджет.
Муниципальное образование выступает на правах собственника в отношении муниципального имущества и соответственно местных финансов, кроме того, в установленных законом случаях население также может выступать собственником указанного имущества.
В муниципальной собственности могут находиться:
имущество, которое используется для электро-, газо-, тепло-, водоснабжения муниципального округа, а также для освещения улиц и других общественных мест населенного пункта;
автомобильное полотно, предназначенное для общего пользования, инженерные сооружения в виде мостов и иных транспортных построек, находящихся в границах административно-территориальной единицы, исключением указанных объектов федерального и регионального значения;
жилищный фонд, который используется для социального найма, а также технические сооружения, используемые для содержания жилищного фонда;
общественный пассажирский транспорт;
имущество, которое задействуется на случае предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
средства пожаротушения;
библиотеки и читательские фонды;
имущество, которое используется для организации общественного досуга жителей;
объекты культурного наследия, расположенные на территории муниципального образования, кроме объектов мирового или государственного исторического наследия;
имущество, которое используется для развития физической культуры и спорта;
имущество, предназначенное для благоустройства и озеленения территории муниципального образования;
имущество, предназначенное для уборки мусора и вывоза бытовых отходов;
имущество, предназначенное для оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
объекты земельного, лесного и водного хозяйства, которые отнесены федеральным законодательством к собственности муниципалитета
14.
Содержание права муниципальной собственности в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляет правомочия владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом. Следует отдельно указать, что органы муниципалитета не просто владеют этим имуществом или пользуются, они также имеют право распоряжаться им в интересах муниципального образования и населения.
Право распоряжения муниципальным имуществом осуществляется по своему усмотрению муниципалитетом. Могут совершаться любые законные действия, которые не нарушают, и не противоречат охраняемым законом интересам общественного образования, граждан, третьих лиц. Допускается передача муниципального имущества в доверительное управление. На имущественные отношения, касающиеся муниципальной собственности, распространяются общие правила гражданского законодательства. Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собственности определяет муниципальное образование, а значит - местные сообщества жителей, чью юридическую личность и персонифицируют муниципальные образования15.
Таким образом, органы местного самоуправления выступают в качестве первичного собственника различного имущества, а также муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, которые находятся в их ведении, и за которыми закреплено указанное имущество и вправе безвозмездно пользоваться этим имуществом для осуществления полномочий по решению вопросов на местном уровне и в интересах населения.
Третья функция - обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.
Практическая реализация указанной функции сопряжена с системой организации деятельности, и состоит из нескольких моментов, которые носят условный характер.
Во-первых, выстраивают свою деятельность, таким образом, чтобы создавалась благоприятная среда для:
-развития жилищное и социально-культурное строительство на территории муниципального образования;
-обеспечения население услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
-создания и развития деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий и т.п.
-обеспечения санитарно-бытовые условия населения;
-развития социальной поддержки малоимущему населению, содействие занятости населения;
-создания безопасных условий в сфере пожарной безопасности16.
Во-вторых, создание условий, органами местного самоуправления, для организации, содержания и развития муниципальных предприятий и учреждений, всевозможных организаций и служб.
В-третьих, следует упомянуть осуществление контрольных управленческих функций органами муниципальной власти, направленных на широкую поддержку и практическую реализацию прав и свобод граждан, которые в свою очередь ведут к обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.
Четвертая функция заключается в планирование, организации, руководства и контроля в муниципальном управлении.
Процесс планирования заканчивается определением целей и задач, а также способов их реализации и переходит в организацию намеченного. Функция организации представляет собой разработку заданий, следующим шагом является властное распоряжение, посредством которого происходит достижение запланированных целей.
Организационная функция муниципального управления обеспечивает формирование достаточного состава и системы органов муниципалитета, в том числе происходит разработка связей, как внутри данной системы, так и снаружи. Наиболее важное, значение в реализации данной функции состоит в формирование достаточных сил и средств, связанных с выполнением намеченных целей. Внешнее взаимодействие обеспечивает правовую связь с другими муниципальными образованиями, региональными и федеральными органами власти.
В этой связи хотелось бы привести слова Г. Кунца и С. О Доннела, которые видят в руководстве и лидерстве, межличностный аспект управления, за счет которого подчинённый может понять цели самого предприятия и в результате этого более эффективно и рационально содействовать их достижению .
Пятая функция, а именно руководство, в системе управления должна быть направлена на объект управления, в этом случае она направлена на сотрудников органов муниципалитета и нацелена на обеспечение дисциплины, преследуя основную цель - достижение запланированного результата. Именно поэтому эффективное лидерство играет существенную роль, основанную на авторитете начальствующего состава.
Но сами по себе лидерские качества руководства могут оказаться недостаточными в данной системе, если отсутствует мотивация, по средствам которой, различными способами создается высокоэффективное управление, нацеленное на результат.
В качестве шестой функции следует назвать функцию контроля. Она является по своему содержанию конечной управленческой функцией, которая состоит в том, чтобы, произвести метод анализа путем сравнения заданных параметров (целей) и конечного результата. Разумеется, контрольные функции осуществляются на протяжении всего процесса, что позволяет вносить необходимые коррективы деятельности.
В частности, функции муниципального контроля нашли отражение в статье 2 Ф.З. N 294-ФЗ от 26.12.2008 и статье 17.1 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. Согласно указанным федеральным законам, муниципальный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации17.
Таким образом, функции местного самоуправления представляют собой основные направления деятельности муниципальных органов власти, направленные на реализацию эффективного использования управленческой деятельности указанных органов основной целью, которых является благосостояние граждан муниципального образования.
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ //"Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822,
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"//
"Собрание законодательства РФ", 05.03.2007, N 10, ст. 1152
Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г № 601 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012.- № 19. Ст. 2338
О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 // Российская газета. - 2004. - 12 марта. - № 50.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ //"Собрание законодательства РФ", 28.08.1995, N 35, ст. 3506,
Абдуллаева С.Г. Теоретические аспекты понятия регламентации деятельности местной администрации//Аллея науки. 2019. Т. 3. № 5 (32). С. 241-244.
Адельсеитова Э.Б., Бейтуллаева З.Р. Принципы построения организационной структуры администрации муниципального образования//В сборнике: актуальные проблемы экономики и современного менеджмента. 2016. С. 18-20.
Анисимова Р.А. Проблемы организации работы местной администрации и пути ее совершенствования//NovaUm.Ru. 2018. № 16. С. 434-436.
Багрова Н.А. Некоторые аспекты правового статуса главы местной администрации//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 8 (99). С. 63-66.
Баженова А.К. Переход к новой модели организационной структуры органов местного самоуправления: преимущества и недостатки//Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. № 2. С. 270-276.
Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный):/ А.Н. Борисов. - М.: Деловой двор.- 784 с.
Беззубенко А.В. Правовой статус местной администрации как исполнительно-распорядительного органа//В сборнике: Основные тенденции и детерминанты реформирования конституционного и административного права на современном этапе материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся в рамках Байкальского юридического форума. Байкальский государственный университет. 2017. С. 8-14.
Букреев А.М., Загородних А.Ю. Закономерности и противоречия строения организационного механизма стратегического управления муниципальными образованиями//ФЭС: Финансы. Экономика.. 2018. Т. 15. № 8. С. 41-45.
Васильев,
В. И. Местное самоуправление. Учебное и научно- практическое пособие / В.И. Васильев. - М.: Издание Тихомирова М. Ю., ЮРИНФОРМЦЕНТР, 2017- 464 с.
Власенко Е.Е. Правовая основа структурирования муниципальной власти//Право и практика. 2017. № 3. С. 20-25.
Власенкова Е.А. О подходах к моделированию организационных структур органов государственного управления и местного самоуправления//В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономических наук Материалы II Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов . Научный ред. Ю. В. Мамченко. 2016. С. 27-30.
Германов А.В., Макушев А.Е., Абросимова М.С. Вопросы оптимизации структуры органов управления муниципального образования//В сборнике: Экономика и управление АПК региона: проблемы, анализ тенденций, перспективы развития Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 132-135.
Горшенев И.А Становление правового статуса главы местной администрации муниципального образования / И.А. Горшенев // Проблемы реализации общественного контроля на уровне местного самоуправления. Сборник материалов Международной научно - практической конференции. - Йошкар-Ола, 2016. - С. 250-252.
Гулиев А.Н. Организационная структура органа местного самоуправления как основа управления территорией//В сборнике: наука сегодня: постулаты прошлого и современные теории Материалы VIII международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Зарайский. 2017. С. 41-46.
Жамборов А.А., Бозиева Е.А. Некоторые особенности статуса главы местной администрации муниципального образования (поселения)//Евразийский юридический журнал. 2019. № 5 (132). С. 335-337.
Жамборов А.А., Бозиева Е.А. Порядок и особенности формирования структуры местной администрации поселения//Социально-политические науки. 2019. Т. 9. № 2. С. 91-94.
Жуков Г.В. Роль местной администрации в решении вопросов местного значения//В сборнике: 25 лет Конституции Российской Федерации: история и современное государственно-правовое развитие сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 40-44.
Загрядский Р.А., Суслова Е.А. Совершенствование организационных структур муниципального образования//В сборнике: На пути к информационному обществу Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 235-238.
Кашфуллин А.Р., Хабибулллина Л.Р. Совершенствование моделей и принципов при формировании организационных структур муниципальных образовании//В сборнике: Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей победителей международной научно-практической конференции. 2017. С. 89-93.
Князев М.Н., Гончарова И.В., Чукмасова А.В. Оценка эффективности управления муниципальными образованиями//В сборнике: теоретические и практические аспекты развития управленческой мысли в современном мире сборник трудов научной конференции преподавателей. Под редакцией А.Г. Шабанова. 2016. С. 117-122.
Кокотов,
А.Н. Муниципальное право России: Учебник для бакалавриата и магистратуры/ А.Н. Кокотов.- М.: Юрайт, 2019, с. 444 с.
Конципко Н.В. Формирование организационной структуры органов местного самоуправления//В сборнике: инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развития сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 122-124.
Кочарян К.К., Овчинников Н.К. Переход к новой модели организационной структуры органов местного самоуправления//Самоуправление. 2019. Т. 2. № 1. С. 240-243.
Кутлуярова Э.Р., Шарипова Э.А. Особенности и проблемы регулирования правового статуса местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления//Экономические исследования и разработки. 2019. № 12. С. 31-35.
Логачев В.А., Большедворский А.К. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в муниципальном образовании//Системные технологии. 2017. № 4 (25). С. 28-31.
Лукьянова М.Н. Формирование подходов к проектированию организационной структуры органов местного самоуправления//В книге: перспективы и проблемы развития муниципальных образований в России и за рубежом сборник тезисов докладов и статей международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти. 2017. С. 147-151.
Маслов И.С., Руднев В.М., Слинько А.А. Подходы к формированию организационной структуры органов местного самоуправления: региональный аспект//Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 2 (37). С. 122-126.
Монахова, Н.С. Местная администрация как орган муниципального образования / Н.С. Монахова, Ю.М. Морозова // Актуальные проблемы взаимодействия общественности с органами власти и органами местного самоуправления. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. - Саранск, 2017. - С. 159-162.
Овчинников, И. И. Муниципальное право: Учебник и практикум для академического бакалавриата/ И. И. Овчинников, А. Н. Писарев.-М.: Юрайт, 2019.-269 с.
Олейникова О.И. Организационная структура органов местного самоуправления: правовой, организационный и управленческий аспекты / О.И. Олейникова // Юридический факт. 2018. № 24. С. 14
22.
Олейникова О.И. Организационная структура органов местного самоуправления: правовой, организационный и управленческий аспекты//Юридический факт. 2018. № 24. С. 14-22.
Осейчук, В.И. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Осейчук. — М.: Юрайт, 2019.
269 с.
Похлебаева Е.С. Совершенствование механизма организационной деятельности местной администрации//Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2019. № 1 (22). С. 19-22.
Пучков Г.П. Методы совершенствования организационной структуры местной администрации//Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 12 (53). С. 66-68.
Пучков Г.П. Методы совершенствования организационной структуры местной администрации//Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 12 (53). С. 66-68.
Реброва Н.М., Троценко Д.И. Порядок замещения должности главы местной администрации: проблемы и перспективы//В сборнике: российское государство и право: история и современность Сборник статей преподавателей и студентов направления подготовки "Юриспруденция" Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова. 2017. С. 86-97.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ //"Собрание законодательства РФ", 28.08.1995, N 35, ст. 3506 (утратил силу)
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822
Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для бакалавриата и магистратуры/ А.Н. Кокотов.- М.: Юрайт, 2019, С. 89
Чихладзе Л.Т., Омран Б. Концепция местной администрации и местного самоуправления и разница между ними//В сборнике: экономика, политика, право: актуальные вопросы, тенденции и перспективы развития сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 117
Абдуллаева С.Г. Теоретические аспекты понятия регламентации деятельности местной администрации//Аллея науки. 2019. Т. 3. № 5 (32). С. 243
Анисимова Р.А. Проблемы организации работы местной администрации и пути ее совершенствования//NovaUm.Ru. 2018. № 16. С. 435
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822
Беззубенко А.В. Правовой статус местной администрации как исполнительно-распорядительного органа//В сборнике: Основные тенденции и детерминанты реформирования конституционного и административного права на современном этапе материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся в рамках Байкальского юридического форума. Байкальский государственный университет. 2017. С. 9
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822
Власенко Е.Е. Правовая основа структурирования муниципальной власти//Право и практика. 2017. № 3. С. 23
Васильев,В. И. Местное самоуправление. Учебное и научно- практическое пособие / В.И. Васильев. - М.: Издание Тихомирова М. Ю., юринформцентр, 2017С. 86
Овчинников, И. И. Муниципальное право: Учебник и практикум для академического бакалавриата/ И. И. Овчинников, А. Н. Писарев.-М.: Юрайт, 2019 С.108
Чаннов, С.Е. Муниципальное право: Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета/ С.Е.Чаннов. -3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2019 С. 84
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019)//"Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
Жуков Г.В. Роль местной администрации в решении вопросов местного значения//В сборнике: 25 лет Конституции Российской Федерации: история и современное государственно-правовое развитие сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 41
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822