Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Понятие и структурные элементы антикоррупционной политики | Хасанов Данис Рашидович. Работа №365264. Номер работы: №365264

Дата публикации:
Автор:
Описание:

При формировании правовой политики ста­вятся первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо незамедли­тельно решать сейчас и в ближайшей перспек­тиве. В настоящее время в Российской Федера­ции среди таких задач и вопросов особое зна­чение приобретает борьба с коррупцией, кото­рая, по нашему мнению, превратилась из «бы­товой» в «институциональную», т. е. в реаль­ный социальный институт, молчаливо призна­ваемый властью.

Переходя к определению антикоррупцион­ной политики, стоит отметить, что у экспертов сложились различные мнения и подходы на этот счет. Но, тем не менее, среди общих при­знаков, которые отмечает большинство экс­пертов, стоит выделить то, что антикоррупци­онная политика есть обособленный вид и неотъемлемая часть общей правовой политики современного российского государства. Она является частью общегосударственной право­вой политики и должна реализовываться во взаимодействии с иными видами правовой по­литики. При этом антикоррупционная поли­тика реализуется в тех же формах, что и право­вая политика в целом. С другой стороны, анти­коррупционная политика будет иметь свою специфику в субъектах осуществления, прио­ритетных формах и методах реализации, ис­пользуемых правовых средствах.

Хасанов Данис Рашидович, магистрант

 

 

Понятие и структурные элементы антикоррупционной политики

 

При формировании правовой политики ставятся первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо незамедлительно решать сейчас и в ближайшей перспективе. В настоящее время в Российской Федерации среди таких задач и вопросов особое значение приобретает борьба с коррупцией, которая, по нашему мнению, превратилась из «бытовой» в «институциональную», т. е. в реальный социальный институт, молчаливо признаваемый властью.

Переходя к определению антикоррупционной политики, стоит отметить, что у экспертов сложились различные мнения и подходы на этот счет. Но, тем не менее, среди общих признаков, которые отмечает большинство экспертов, стоит выделить то, что антикоррупционная политика есть обособленный вид и неотъемлемая часть общей правовой политики современного российского государства. Она является частью общегосударственной правовой политики и должна реализовываться во взаимодействии с иными видами правовой политики. При этом антикоррупционная политика реализуется в тех же формах, что и правовая политика в целом. С другой стороны, антикоррупционная политика будет иметь свою специфику в субъектах осуществления, приоритетных формах и методах реализации, используемых правовых средствах.

Так, наиболее широко на сегодняшний день реализована правотворческая форма антикоррупционной политики, что выражается в большом объеме ратифицированных международных документов и принятых национальных нормативных правовых актов. Остальные же формы формирования и реализации антикоррупционной политики должны еще быть изучены и сформулированы, так как на сегодняшний день очевидно, что невысокий уровень эффективности антикоррупционного законодательства связан не только с плохим качеством законов, но и с трудностями в их реализации.

С одной стороны, в специальной литературе можно найти немало работ по антикоррупционной политике. С другой стороны, при более внимательном их рассмотрении выясняется, что по большей части авторы заимствуют или берут за основу с небольшими изменениями несколько известных определений антикоррупционной. В работах по антикоррупционной политике в основном анализируются конкретные меры противодействия коррупции, а не вырабатываются базовые научные понятия.

С нашей точки зрения, антикоррупционная политика - это научно-обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества по противодействию коррупции. В данном труде антикоррупционная политика определяется как сфера человеческой деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, народами и государствами, органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, сутью которой является противодействие умышленному использованию должностными и (или) публичными лицами предоставленной им дискреционной власти в корыстных целях, т.е. в целях удовлетворения личных или групповых интересов в ущерб интересам общества, государства и людей.

Как видим, по мнению исследователей, и с этим необходимо согласиться, антикоррупционная политика не сводится к формально-юридическому воздействию на общественные отношения. Противодействие коррупции есть системная деятельность, которая охватывает совершенно различные и неожиданные области общественной жизни. Сам расцвет коррупции в обществе - это показатель системного социального кризиса, основными проявлениями которого являются кризис морально-этических ценностей общества и идеологии. Поэтому и антикоррупционная политика в современном мире должна рассматриваться сквозь призму воздействия ее на различные сферы общественной жизни.

С юридической точки зрения в антикоррупционной политике существуют три уровня:

концептуальный

законодательный

правоприменительный.

Сущность и содержание антикоррупционной политики выражается в ее принципах. В целом антикоррупционная политика строится с учетом современной ориентации права на приоритет прав и свобод человека и гражданина, законность, справедливость, гуманизм, демократизм и другие. Статья 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» сформулировала следующие принципы противодействия коррупции:

признание, обеспечение и защита ос

новных прав и свобод человека и гражданина;

законность;

публичность и открытость деятельно

сти государственных органов и органов мест

ного самоуправления;

неотвратимость ответственности за со

вершение коррупционных преступлений;

комплексное использование политиче

ских, организационных, информационно-про

пагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

приоритетное применение мер по пре

дупреждению коррупции;

сотрудничество государства с институ

тами гражданского общества, международ

ными организациями и физическими лицами.

Законность как принцип антикоррупционной политики имеет несколько проявлений. Во-первых, это придание юридической формы предписаниям, направленным на противодействие коррупции. Законность в противодействии коррупции требует, чтобы сама антикоррупционная деятельность жестко регламентировалась. Во-вторых, деятельность должностных лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, должна проходить строго в пределах их полномочий. В-третьих, необходимо соблюдение процедур и правил привлечения к юридической ответственности за коррупционные преступления.

В доктрине, кроме того, среди принципов антикоррупционной политики выделяют:

принцип постоянного совершенствова

ния национального законодательства и право

применительной деятельности в сфере борьбы с преступлениями коррупционного характера с приведением его в соответствие с требовани

ями международных стандартов;

принцип единоначалия в руководстве задействованных антикоррупционных сил и средств при проведении антикоррупционных мероприятий и создание единого органа, веду

щего борьбу с коррупцией;

принцип обеспечения национальной безопасности.

Однако, по нашему мнению, оптимальным будет разделить принципы на основные и дополнительные.

Основные принципы антикоррупционной политики должны быть закреплены законодательно на федеральном уровне (в настоящий момент - в качестве дополнения в Федеральный закон «О противодействии коррупции»), чтобы в дальнейшем они могли быть использованы в сложных ситуациях правоприменения и для конкретизации норм антикоррупционного законодательства в процессе его реализации. Таких принципов не может быть много, это вытекает из правил юридической техники, в частности, из требования компактности и лаконичности правового регулирования. Дополнительные принципы должны разрабатываться на доктринальном уровне, а также содержаться и уточняться в актах официального толкования, в обзорах судебной практики. Дополнительные принципы дают более полное и точное представление о направленности и приоритетах современной антикоррупционной политики, используются в учебных и просветительских целях, а также могут применяться в рамках судебной практики в процессе разъяснения антикоррупционного законодательства.

Антикоррупционная политика в качестве предмета правового регулирования включает в себя следующие отношения по:

формированию основных начал анти

коррупционной политики, определению ее по

нятий, целей и принципов;

реализации антикоррупционной поли

тики в деятельности по охране прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства;

установлению приоритетных сфер и си

стемы мер предупреждения коррупции, а также определению системы субъектов реали

зации антикоррупционной политики;

определению компетенции органов публичной власти национального, региональ

ного и местного уровней в формировании и ре

ализации антикоррупционной политики;

определению и проведению антикор

рупционной политики в правотворческой и правоприменительной деятельности;

укреплению законности и правовых ос

нов функционирования органов государствен

ной власти и местного самоуправления;

формированию общественного право

сознания в соответствии с антикоррупцион

ными стандартами;

формированию основ международного сотрудничества в реализации мер антикорруп

ционной политики.

Элементы антикоррупционной политики можно разбить по нескольким критериям.

Длительность антикоррупционных мер.

По данному критерию антикоррупционная политика разбивается на разовые и постоянные меры.

Разовые меры могут осуществляться в различных сегментах государственной и общественной жизни. Они рождаются в зависимости от конкретного состояния политической системы данного государства, масштабов коррупции, состояния законодательства, уровня эффективности полицейской и иной юрисдикционной деятельности и т.д. Другими словами, разовые меры всегда индивидуальны по отношению к конкретной стране.

В то же время понятно, что изучение их эффективности влияет и на определение постоянных мер, и на поиск новых (последующих) разовых мер, и на обогащение опыта антикоррупционной политики в других странах. В этом случае антикоррупционная политика предполагает, естественно, анализ причин неэффективности и на этой основе - либо коррекцию соответствующей меры, либо отказ от нее и поиск другой.

Постоянные меры включают в себя:

разработку на определенный период самой антикоррупционной программы, т.е. документа, содержащего основные направления политики на данный период;

разработку на определенный период планов по противодействию

коррупции,

т.е.

документов, конкретизирующих и структурирующих антикоррупционную программу;

контроль за реализацией антикоррупционной программы и планов с внесением в них необходимых корректив и оценка степени их

реализованности

;

деятельность специализированного антикоррупционного органа по противодействию коррупции (если таковой создан);

деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению и расследованию фактов коррупции;

судебную практику в части применения ответственности за коррупционные деяния;

деятельность контролирующих инстанций (контрольно-

ревизионных комиссий по парламентским расследованиям и др.);

мониторинг состояния коррупции (в территориальном, отраслевом и функциональном разрезах), в том числе посредством статистических, социологических и иных методов;

мониторинг системы институтов власти с точки зрения их

эффективности в противодействии коррупции;

антикоррупционное просвещение и воспитание.

Стадии антикоррупционной политики.

Речь идет о последовательности основных шагов и содержании методов данной политики. По этому критерию антикоррупционную политику можно разбить на следующие группы:

разработка антикоррупционных программ,

планирование антикоррупционных мероприятий;

прогнозирование и анализ состояния коррупции и тенденций в ее развитии;

разработка специальных антикоррупционных законопроектов и проектов подзаконных актов;

Ценность антикоррупционной политики, как и правовой политики в целом, состоит в том, что на концептуальном уровне ее формирования модель борьбы с коррупцией может - и должна - быть выбрана сознательно. А системный подход в борьбе с коррупцией позволит совместить удачные элементы различных моделей.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз