Понятие и структурные элементы антикоррупционной политики | Хасанов Данис Рашидович. Работа №365264. Номер работы: №365264
При формировании правовой политики ставятся первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо незамедлительно решать сейчас и в ближайшей перспективе. В настоящее время в Российской Федерации среди таких задач и вопросов особое значение приобретает борьба с коррупцией, которая, по нашему мнению, превратилась из «бытовой» в «институциональную», т. е. в реальный социальный институт, молчаливо признаваемый властью.
Переходя к определению антикоррупционной политики, стоит отметить, что у экспертов сложились различные мнения и подходы на этот счет. Но, тем не менее, среди общих признаков, которые отмечает большинство экспертов, стоит выделить то, что антикоррупционная политика есть обособленный вид и неотъемлемая часть общей правовой политики современного российского государства. Она является частью общегосударственной правовой политики и должна реализовываться во взаимодействии с иными видами правовой политики. При этом антикоррупционная политика реализуется в тех же формах, что и правовая политика в целом. С другой стороны, антикоррупционная политика будет иметь свою специфику в субъектах осуществления, приоритетных формах и методах реализации, используемых правовых средствах.
Хасанов Данис Рашидович, магистрант
Понятие и структурные элементы антикоррупционной политики
При формировании правовой политики ставятся первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо незамедлительно решать сейчас и в ближайшей перспективе. В настоящее время в Российской Федерации среди таких задач и вопросов особое значение приобретает борьба с коррупцией, которая, по нашему мнению, превратилась из «бытовой» в «институциональную», т. е. в реальный социальный институт, молчаливо признаваемый властью.
Переходя к определению антикоррупционной политики, стоит отметить, что у экспертов сложились различные мнения и подходы на этот счет. Но, тем не менее, среди общих признаков, которые отмечает большинство экспертов, стоит выделить то, что антикоррупционная политика есть обособленный вид и неотъемлемая часть общей правовой политики современного российского государства. Она является частью общегосударственной правовой политики и должна реализовываться во взаимодействии с иными видами правовой политики. При этом антикоррупционная политика реализуется в тех же формах, что и правовая политика в целом. С другой стороны, антикоррупционная политика будет иметь свою специфику в субъектах осуществления, приоритетных формах и методах реализации, используемых правовых средствах.
Так, наиболее широко на сегодняшний день реализована правотворческая форма антикоррупционной политики, что выражается в большом объеме ратифицированных международных документов и принятых национальных нормативных правовых актов. Остальные же формы формирования и реализации антикоррупционной политики должны еще быть изучены и сформулированы, так как на сегодняшний день очевидно, что невысокий уровень эффективности антикоррупционного законодательства связан не только с плохим качеством законов, но и с трудностями в их реализации.
С одной стороны, в специальной литературе можно найти немало работ по антикоррупционной политике. С другой стороны, при более внимательном их рассмотрении выясняется, что по большей части авторы заимствуют или берут за основу с небольшими изменениями несколько известных определений антикоррупционной. В работах по антикоррупционной политике в основном анализируются конкретные меры противодействия коррупции, а не вырабатываются базовые научные понятия.
С нашей точки зрения, антикоррупционная политика - это научно-обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества по противодействию коррупции. В данном труде антикоррупционная политика определяется как сфера человеческой деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, народами и государствами, органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, сутью которой является противодействие умышленному использованию должностными и (или) публичными лицами предоставленной им дискреционной власти в корыстных целях, т.е. в целях удовлетворения личных или групповых интересов в ущерб интересам общества, государства и людей.
Как видим, по мнению исследователей, и с этим необходимо согласиться, антикоррупционная политика не сводится к формально-юридическому воздействию на общественные отношения. Противодействие коррупции есть системная деятельность, которая охватывает совершенно различные и неожиданные области общественной жизни. Сам расцвет коррупции в обществе - это показатель системного социального кризиса, основными проявлениями которого являются кризис морально-этических ценностей общества и идеологии. Поэтому и антикоррупционная политика в современном мире должна рассматриваться сквозь призму воздействия ее на различные сферы общественной жизни.
С юридической точки зрения в антикоррупционной политике существуют три уровня:
концептуальный
законодательный
правоприменительный.
Сущность и содержание антикоррупционной политики выражается в ее принципах. В целом антикоррупционная политика строится с учетом современной ориентации права на приоритет прав и свобод человека и гражданина, законность, справедливость, гуманизм, демократизм и другие. Статья 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» сформулировала следующие принципы противодействия коррупции:
признание, обеспечение и защита ос
новных прав и свобод человека и гражданина;
законность;
публичность и открытость деятельно
сти государственных органов и органов мест
ного самоуправления;
неотвратимость ответственности за со
вершение коррупционных преступлений;
комплексное использование политиче
ских, организационных, информационно-про
пагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
приоритетное применение мер по пре
дупреждению коррупции;
сотрудничество государства с институ
тами гражданского общества, международ
ными организациями и физическими лицами.
Законность как принцип антикоррупционной политики имеет несколько проявлений. Во-первых, это придание юридической формы предписаниям, направленным на противодействие коррупции. Законность в противодействии коррупции требует, чтобы сама антикоррупционная деятельность жестко регламентировалась. Во-вторых, деятельность должностных лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, должна проходить строго в пределах их полномочий. В-третьих, необходимо соблюдение процедур и правил привлечения к юридической ответственности за коррупционные преступления.
В доктрине, кроме того, среди принципов антикоррупционной политики выделяют:
принцип постоянного совершенствова
ния национального законодательства и право
применительной деятельности в сфере борьбы с преступлениями коррупционного характера с приведением его в соответствие с требовани
ями международных стандартов;
принцип единоначалия в руководстве задействованных антикоррупционных сил и средств при проведении антикоррупционных мероприятий и создание единого органа, веду
щего борьбу с коррупцией;
принцип обеспечения национальной безопасности.
Однако, по нашему мнению, оптимальным будет разделить принципы на основные и дополнительные.
Основные принципы антикоррупционной политики должны быть закреплены законодательно на федеральном уровне (в настоящий момент - в качестве дополнения в Федеральный закон «О противодействии коррупции»), чтобы в дальнейшем они могли быть использованы в сложных ситуациях правоприменения и для конкретизации норм антикоррупционного законодательства в процессе его реализации. Таких принципов не может быть много, это вытекает из правил юридической техники, в частности, из требования компактности и лаконичности правового регулирования. Дополнительные принципы должны разрабатываться на доктринальном уровне, а также содержаться и уточняться в актах официального толкования, в обзорах судебной практики. Дополнительные принципы дают более полное и точное представление о направленности и приоритетах современной антикоррупционной политики, используются в учебных и просветительских целях, а также могут применяться в рамках судебной практики в процессе разъяснения антикоррупционного законодательства.
Антикоррупционная политика в качестве предмета правового регулирования включает в себя следующие отношения по:
формированию основных начал анти
коррупционной политики, определению ее по
нятий, целей и принципов;
реализации антикоррупционной поли
тики в деятельности по охране прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства;
установлению приоритетных сфер и си
стемы мер предупреждения коррупции, а также определению системы субъектов реали
зации антикоррупционной политики;
определению компетенции органов публичной власти национального, региональ
ного и местного уровней в формировании и ре
ализации антикоррупционной политики;
определению и проведению антикор
рупционной политики в правотворческой и правоприменительной деятельности;
укреплению законности и правовых ос
нов функционирования органов государствен
ной власти и местного самоуправления;
формированию общественного право
сознания в соответствии с антикоррупцион
ными стандартами;
формированию основ международного сотрудничества в реализации мер антикорруп
ционной политики.
Элементы антикоррупционной политики можно разбить по нескольким критериям.
Длительность антикоррупционных мер.
По данному критерию антикоррупционная политика разбивается на разовые и постоянные меры.
Разовые меры могут осуществляться в различных сегментах государственной и общественной жизни. Они рождаются в зависимости от конкретного состояния политической системы данного государства, масштабов коррупции, состояния законодательства, уровня эффективности полицейской и иной юрисдикционной деятельности и т.д. Другими словами, разовые меры всегда индивидуальны по отношению к конкретной стране.
В то же время понятно, что изучение их эффективности влияет и на определение постоянных мер, и на поиск новых (последующих) разовых мер, и на обогащение опыта антикоррупционной политики в других странах. В этом случае антикоррупционная политика предполагает, естественно, анализ причин неэффективности и на этой основе - либо коррекцию соответствующей меры, либо отказ от нее и поиск другой.
Постоянные меры включают в себя:
разработку на определенный период самой антикоррупционной программы, т.е. документа, содержащего основные направления политики на данный период;
разработку на определенный период планов по противодействию
коррупции,
т.е.
документов, конкретизирующих и структурирующих антикоррупционную программу;
контроль за реализацией антикоррупционной программы и планов с внесением в них необходимых корректив и оценка степени их
реализованности
;
деятельность специализированного антикоррупционного органа по противодействию коррупции (если таковой создан);
деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению и расследованию фактов коррупции;
судебную практику в части применения ответственности за коррупционные деяния;
деятельность контролирующих инстанций (контрольно-
ревизионных комиссий по парламентским расследованиям и др.);
мониторинг состояния коррупции (в территориальном, отраслевом и функциональном разрезах), в том числе посредством статистических, социологических и иных методов;
мониторинг системы институтов власти с точки зрения их
эффективности в противодействии коррупции;
антикоррупционное просвещение и воспитание.
Стадии антикоррупционной политики.
Речь идет о последовательности основных шагов и содержании методов данной политики. По этому критерию антикоррупционную политику можно разбить на следующие группы:
разработка антикоррупционных программ,
планирование антикоррупционных мероприятий;
прогнозирование и анализ состояния коррупции и тенденций в ее развитии;
разработка специальных антикоррупционных законопроектов и проектов подзаконных актов;
Ценность антикоррупционной политики, как и правовой политики в целом, состоит в том, что на концептуальном уровне ее формирования модель борьбы с коррупцией может - и должна - быть выбрана сознательно. А системный подход в борьбе с коррупцией позволит совместить удачные элементы различных моделей.