Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Понятие межкультурной коммуникации, основные теории и методы | Хлебников Семён Евгеньевич. Работа №330983. Номер работы: №330983

Дата публикации:
Автор:
Описание:

     Межкультурная коммуникация стала неотъемлемой частью нашей жизни. В эпоху глобализации мы, не задумываясь испытываем межкультурную коммуникацию каждый день при общении с различными людьми в реальной жизни, а также в сети интернет. Данный предмет нашего исследования является предметом оживленных дискуссий. На сегодняшний день существуют работы, посвященные данной теме, и все они по-разному подходят к изучению вопроса о сути межкультурной коммуникации. В данной статье, рассматривается что из себя представляет понятие межкультурной коммуникации, основные её теории и методы

Понятие межкультурной коммуникации, основные теории и методы.

Введение

Межкультурная коммуникация стала неотъемлемой частью нашей жизни. В эпоху глобализации мы, не задумываясь испытываем межкультурную коммуникацию каждый день при общении с различными людьми в реальной жизни, а также в сети интернет. Данный предмет нашего исследования является предметом оживленных дискуссий. На сегодняшний день существуют работы, посвященные данной теме, и все они по-разному подходят к изучению вопроса о сути межкультурной коммуникации. В данной статье, мы разберем что из себя представляет понятие межкультурной коммуникации, основные её теории и методы. Для достижения поставленной цели, нам понадобится решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие межкультурной коммуникации

,

рассмотреть историю её возникновения

Выяснить

,

какие задачи решает межкультурная коммуникация

Ознакомиться с теориями и мет

одами

межкультурными коммуникациями

,

моделью межкультурной чувствительности М

.

Беннета

.

У

знать

,

как и для чего они используются

.

Сделать выводы

п

о данной теме

.

Понятие межкультурной коммуникации

Межкультурная коммуникация – это востребованное обществом научное направление, находящееся на стыке лингвистики, культурологии, коммуникативистики и лингводидактики. Идея межкультурной коммуникации пришла в сознание в середине 20 века, когда стали осознаваться трудности взаимодействия в многонациональных и многокультурных обществах. Понятие "культура" в современном смысле начало формироваться в трудах европейских мыслителей XVIII века, таких как Монтескье, Вико и Хардер. Их интерес к разнообразию и культурным различиям, а также вопросы, поднятые ими в контексте внешних связей и мощи страны, можно рассматривать как предвестие тем, что станет известно как "межкультурная коммуникация".

Для более глубокого понимания термина "межкультурная коммуникация" важно осмыслить сущность общей коммуникации. Эта форма взаимодействия считается неотъемлемым и всеобщим условием для жизни человека, а также одним из фундаментальных элементов общества. Ранее, до начала 1960-х годов, такие понятия, как "Коммуникация", "Информация", "Информационный обмен" и "диалог", широко использовались в науке. Совместно с учеными, такими как Н. Винер, К. Шеннон, У. Р. Эшби, а также отечественными исследователями А. И. Бергом и А. Н. Колмогоровым, эти термины служили ключевыми в разных областях. Однако, даже среди сотен определений коммуникации в зарубежной философской и социологической литературе, подходы и точки зрения разнообразны, создавая богатство трактовок и методов изучения.

 

Задачи межкультурной коммуникации

Уже понятно, что межкультурная коммуникация – не новый, а уже устоявшийся феномен, который широко распространен в различных сферах жизни общества. Рассмотрим задачи межкультурной коммуникации:
1) Преодоление Языковых Барьеров:

Цель: Обеспечение понимания и взаимодействия между людьми, говорящими на разных языках.

Задачи: Перевод, изучение языков, использование мультимедийных средств для облегчения общения.

2) Понимание и Уважение Культурных Различий:

Цель: Создание уважительного и открытого отношения к культурным особенностям и ценностям других.

Задачи: Обучение культурному разнообразию, осознание стереотипов, изучение особенностей обычаев и традиций.

3) Развитие Межкультурных Навыков:

Цель: Формирование компетентности в взаимодействии с представителями разных культур.

Задачи: Обучение невербальным коммуникационным приемам, развитие эмпатии, освоение межкультурных стратегий.

4) Улучшение Международных Отношений и Сотрудничества:

Цель: Содействие мирному соседству и сотрудничеству на глобальном уровне.

Задачи: Развитие дипломатических навыков, создание международных партнерств, соблюдение норм вежливости и уважения.

5)Предотвращение Конфликтов, Вызванных Недопониманием Культурных Особенностей:

Цель: Минимизация возможных конфликтов, вызванных культурными различиями.

Задачи: Обучение культурной чувствительности, разрешение конфликтов с учетом культурных контекстов.

6)Развитие Глобального Мировоззрения:

Цель: Формирование широкого и глубокого понимания разнообразия культур в мировом масштабе.

Задачи: Изучение истории различных культур, освоение мировой географии, участие в международных мероприятиях и обменах.

7)Продвижение Культурной Дипломатии:

Цель: Использование культуры в качестве средства укрепления международных отношений.

Задачи: Организация культурных мероприятий, поддержка международного обмена и понимания через искусство, литературу и другие культурные выражения.

 

Основные теории

Существует шесть основных теорий межкультурной коммуникации. Рассмотрим каждую из них:

Теория адаптации

Суть данной теории является в том, что человек находящийся в новой для себя среде в процессе коммуникации привыкает к новой обстановке, общению и постепенно адаптируется. Данный процесс можно охарактеризовать как динамику стрессовоадаптационного роста. Во время этого происходят различные процессы, которые либо ускоряют, либо замедляют процесс адаптации. Для преодоления проблем с адаптацией рекомендуется как можно больше общаться с незнакомыми людьми, участвовать в общественной жизни и как можно больше выходить из зоны комфорта. Автором данной теории является Я. Ким.

Координированное управление значением и теория правил

Так как человеческая коммуникация не является совершенной, данная теория делает аспект не на достижении полного взаимопонимания человека с другими, а на установке координации. Для достижения этого нужно установить взаимодействие понятное для его участников, что для каждого индивидуально.

Риторическая теория

Данная теория направлена не только на анализ черт индивидуальной личности, а также на свойства больших групп.

Конструктивисткая теория

Данная теория гласит, что каждая культура влияет на схему развития человека, которая приводит к различиям между людьми разных культур: их мышление, восприятие.

Теория социальных категорий и обстоятельств

Эта теория прежде всего акцентирована на важностях ролей, схем коммуникации и стереотипов, тех процессов и элементах механизмов восприятия, которые составляют основу социального сознания.

Теория конфликтов

Данная теория считает конфликты между личностями явлением в порядке нормы, социальным действием между представителями разных культур поддающимся коррекции. Эта теория показывает нам, что в каждой культуре есть свои модели конфликтов.

 

Методы межкультурной коммуникации

За время существования межкультурной коммуникации, сформировалось три методологических подхода к изучению межкультурной коммуникации: функциональный, объяснительный и критический. Они основаны на знании о природе человека и его психологии.

1)Функциональный подход – этот подход к изучению межкультурной коммуникации ориентирован на понимание того, как взаимодействие между представителями разных культур выполняет определенные функции в обществе. Этот подход включает в себя анализ языковых, культурных и социальных аспектов коммуникации с целью выявления и понимания их функций.

2) Объяснительный подход этот подход направлен на понимание причин и факторов, лежащих в основе межкультурных различий в коммуникации. Этот подход стремится объяснить, почему люди из разных культур проявляют определенное поведение, используют различные стратегии общения и какие факторы влияют на эти процессы.

3)Критический подход – этот подход направлен на анализ социальных структур, власти и неравенства в рамках межкультурного взаимодействия. Этот подход стремится раскрывать скрытые дисбалансы в силовых отношениях, социальных нормах и структурах, влияющих на коммуникацию между представителями различных культур.

 

Модель межкультурной чувствительности М. Беннета

Модель межкультурной чувствительности Мильтона Беннета представляет собой теоретический фреймворк, который помогает понять, измерять и развивать способность людей эффективно взаимодействовать с представителями других культур. Эта модель была предложена в 1986 году и с тех пор стала широко используемым инструментом для обучения и тренинга в области межкультурной коммуникации. Модель Беннета представляет собой шкалу межкультурной чувствительности, которая включает в себя шесть стадий или "переходов". Каждая стадия представляет собой различные уровни осознания и адаптации к культурным различиям.

1)Отрицание (Denial):

Люди на этой стадии не осознают существование культурных различий и считают, что их культурная перспектива универсальна. Отсутствует чувство необходимости адаптации к другим культурам.

2)Обнаружение (Defense):

На этом этапе люди начинают осознавать различия, но реагируют на них отрицательно. Могут проявляться стереотипы, предвзятость и стремление сохранять свою культурную идентичность за счет отвергания других культур.

3)Минимизация (Minimization):

На данной стадии индивиды начинают признавать культурные различия, но склонны недооценивать их влияние. Считается, что у всех людей в основе общие ценности, и различия воспринимаются как незначительные.

4)Принятие (Acceptance):

Люди на этой стадии активно интересуются и принимают различия между культурами. Они готовы изменить свою перспективу и понимают, что различия могут предоставить новые возможности для обогащения и улучшения взаимодействия.

5)Адаптация (Adaptation):

На этом уровне люди полностью интегрируют культурные различия в свою личную и профессиональную жизнь. Они способны эффективно взаимодействовать с представителями разных культур, находя баланс между своими собственными ценностями и ценностями других.

6)Интеграция (Integration):

Это самый высокий уровень межкультурной чувствительности, при котором люди не только успешно взаимодействуют с представителями различных культур, но также способны поощрять и стимулировать этот процесс у других. Индивидуумы на этом уровне могут быть источником вдохновения и поддержки для разнообразия в обществе.

Заключение

В заключение научной статьи о понятии межкультурной коммуникации, основных теориях и методах, можно подчеркнуть важность понимания и эффективного управления коммуникацией в многообразных культурных контекстах. Межкультурная коммуникация играет ключевую роль в современном глобализированном обществе, где взаимодействие между различными культурами становится все более обыденным и важным.

Основные теории, рассмотренные в статье, предоставляют фундаментальный каркас для понимания механизмов взаимодействия в межкультурной среде. Эти теории предоставляют исследователям и практикам инструменты для анализа, объяснения и управления сложными ситуациями в межкультурной области.

Важным элементом научной работы является рассмотрение различных методов и стратегий в межкультурной коммуникации. Изучение этих методов помогает разрабатывать подходы, способствующие успешному взаимодействию в разнообразных культурных сценариях. От знания языковых аспектов до развития межкультурной чувствительности, эти методы представляют собой важные инструменты для современных профессионалов и исследователей.

Эволюция современных обществ и технологий требует постоянного обновления и развития теорий и методов межкультурной коммуникации. Важность этой области исследования лишь усиливается, и новые вызовы, такие как культурные различия в виртуальном пространстве, требуют новых подходов и стратегий. Исследования в области межкультурной коммуникации играют ключевую роль в формировании успешного взаимодействия и сотрудничества в глобальном масштабе.

Источники

Василик М. А. Основы теории коммуникации. — М.: Гардарики, 2003. - 615 с.

Верещагин Е. М., Костомаров В.Г. Язык и культура.- М.: 1990. - 120 с.

Степина В. С. Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль – 2001. - 354 с.
Усовская Э.А. Межкультурная коммуникация. – М: БГУ – 2017. – 64 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×