Понятие мультимодальности. Использование мультимодального подхода на уроках истории | Селезинка Любовь Ивановна. Работа №352097
ПОНЯТИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Преподаватель МОМК №1 Красногорский филиал
Селезинка Л.И.
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению основных аспектов понятия мультимодальности и его характеристик. Раскрывается основная идея и цель мультимодального подхода. Объектом исследования является рассмотрение возможностей использования различных модусов в образовательном процессе и, в частности, на занятиях истории. В статье приводятся множественные примеры необходимости разнообразия средств подачи информации на уроках, описания новых платформ для улучшения качества усвоения материала. Также освещен вопрос проблемы восприятия информации и не нейтральности, технологий, а также необходимость наставника в лице преподавателя.
Ключевые слова: мультимодальность, модус, академический дискурс, лекционный дискурс, аудиторное занятие.
Быстрое и всеобъемлющее развитие технологий в современном мире приводит к тому, что печатный текст больше не является единственным основным источником получения знаний и информации. Для процесса обучения крайне важно знать, как распределить и подать информацию, поступающую из различных источников. В современных реалиях необходим более сложный и интегрированный вариант подачи информации. Перед каждым преподавателем стоит задача правильного ввода новых технологий и концепций в образовательный процесс.
В последние годы все чаще можно слышать про концепцию мультимодальности. Первоначально термин, введенный в начале 90-х годов 20 века Г. Крессом и Т. ван Ливеном, использовался в психологии и лингвистике, но в настоящее время понятие мультимодальности приобретает все более междисциплинарный характер.
В целом, несмотря на то, что исследователи до конца не определились с тем, что же включает в себя термин «мультимодальность», концепция относительно понятна. По определению И. Берн и Х. Уолстенкрофт, мультимодальность предполагает сложное переплетение слова, изображения, жеста и движения, а также звука, в том числе речи. Они могут сочетаться по-разному и представляться с помощью различных средств массовой информации. Г.Кресс считает мультимодальными явлениями взаимодействия между вербальными текстами и изображениями, видео, речью и жестами, размером и цветом текста. Мультимодальность описывает коммуникацию с точки зрения тестовых, аудиовизуальных, лингвистических и пространственных модусов, которые задействованы для составления и передачи сообщения. Концепция мультимодальности предполагает, что общение и получение информации редко ограничивается одним коммуникативным способом. Например, когда мы разговариваем друг с другом, мы выражаем свои мысли не только словами, но и взглядом, манерой поведения, громкостью голоса и движениями. Однако не стоит рассматривать понятие мультимодальности как отдельного набора средств для успешного достижения цели. По мнению Лоренца Мондалы, мультимодальность осуществляется в целостности и одновременной работе разных модусов, иначе теряется суть их связи.
Обычно учёные выделяют пять основных способов коммуникации: вербальный аудиальный / звуковой визуальный жестовый пространственный. Когда в процессе коммуникации используются два или более из этих способов, это называется мультимодальной коммуникацией.
За последние несколько десятилетий появилось значительное количество литературы о мультимодальности. В том числе, исследователи рассматривают успешность использования различных способов коммуникации для достижения образовательных целей. Так в 2015 году Б. Кроуфорд Камициоттоли (Университет Пизы, Италия) и И. Фортанет-Гомес (Университет Хайме I, Испания) выпустили в соавторстве книгу «Мультитмодальный анализ в академических учреждениях: от исследований до преподавания». Книга, включающая в себя две основные части, посвящена не только исследованию мультимодальных коммуникаций, но и на примере пяти аудиторных занятий, в том числе лекции и презентации студенческих проектов, анализирует прикладное использование мультимодальных технологий.
И.П.Хутыз отмечает, что мультимодальность характерна для любой формы и жанра академического дискурса. Для эффективного усвоения информации на занятиях преподавателю недостаточно только читать лекцию, а студенту записывать ее. В данном случае задействован только один канал — звуковой. Основной же целью лекционного дискурса является донесение информации до получателя по конкретной теме дисциплины. Необходимо обеспечить понятность изложения и проверить степень усвоения материала. Как следствие, любое занятие должно быть осмыслено с мультимодальной точки: способствуют ли лингвистические, визуальные, жестовые и т.д. модусы успешному усвоению информации.
Ученые, занимающиеся вопросами мультимодальности, часто пишут о том, что важно понимать, что создание смысла никогда не бывает односторонним. Другими словами, создатель смысла (например, писатель или художник) никогда не может полностью контролировать, как люди, получающие его сообщения, будут их интерпретировать, игнорировать или использовать не по назначению. Согласно М.Маклюэну технологии также не нейтральны — они не просто передают смысл, а создают его. Таким образом, они преобразуют человеческое общество. В книге Сафии Умоджи Ноубл есть ряд важных идей и аргументов, в том числе точка зрения, которая, во-первых, подчёркивает роль создателей медиа (программистов и корпораций) в формировании способов функционирования технологий и, во-вторых, расширяет аргумент о том, что технологии никогда не бывают нейтральными — особенно когда мы рассматриваем их роль в воспроизводстве разных систем власти. Поэтому при подготовке к занятиям по истории преподавателю крайне важно осознавать, какой реакции он хочет добиться и какие источники помогут правильно передать его позицию. В частности, Т.Отеиса (Католический университет Понтифисия, Чили) исследует роль мультимодальных коммуникаций для запоминания исторических событий на примере диктатуры Пиночета в Чили. В своей работе она опирается на социальное и семиотическое исследование дискурса. Основное внимание уделяется способам подачи материала, а именно, ставится вопрос, как донести до детей и подростков правильное понимание истории. Автор анализирует, как оценочная просодика, множественные семиотические артефакты позволяют объяснять исторические события в границах минипространства класса истории. Автор отмечает, что в рамках урока визуальные доказательства с возможностью наблюдать основные исторические события и их участников, в корне отличаются от вербальных. Таким образом, мультимодальное конструирование урока помогает ученикам узнать официальную позицию, представленную в учебниках, а также оставляет место для дискуссии.
Опираясь на собственный опыт, созвучный данной концепции, можно привести в пример жертв нацистских лагерей во время Второй мировой войны. Фотографии узников оказывают большее эмоциональное потрясение на студентов, чем, если бы они просто услышали это из лекции преподавателя на занятии.
Историческая наука традиционно уделяла внимание лингвистическим модальностям, и до сих пор подавляющее большинство материалов, которыми она оперирует, представлены в рукописном или печатном виде. Это не значит, что историки не практикуют мультимодальный анализ или мультимодальную коммуникацию. По мере того, как историки расширяли изучаемые ими модальности, включая изображения, пространство, звук и жесты, расширялись и материалы, с которыми они работают, — видео, аудиозаписи и даже компьютерный код. И хотя историки традиционно делились своими работами в печатных изданиях, в последние годы они расширили сферу своего общения, включив в нее подкасты, настольные игры и даже виртуальную реальность. Со временем для преподавателей истории появляется все больше возможностей разнообразить занятия и включать в них как можно больше модусов. В качестве примеров можно привести проект History Harvests, в рамках которого в сотрудничестве с сообществами оцифровываются истории и объекты; недавнюю работу Яна Плампера об обонятельном ландшафте Русской революции.
В работах Д.Доннелли (Университет Ньюкастл, Австралия) на примере многолетних исследований утверждается, что мультимодальные средства могут обогатить педагогику и сделать аудиторные занятия важной составляющей жизни студентов, как в стенах учебного заведения, так и за его пределами. Базовая концепция грамотности в современном мире значительно усложнилась: просто чтения и письма больше недостаточно, необходимо постоянно улучшать цифровую, медийную, интернет грамотность, с легкостью переключаться с одной цифровой платформы на другую, лавировать между гаджетами. По такому же принципу изменилась и историческая грамотность: на смену простому запоминанию дат, имен и событий приходит большая степень вовлеченности в понимание и исследование истории. Преподаватели истории сейчас обладают большим набором средств, чтобы переместить центр с простого повторения исторических догм к осознанному получению историческтих знаний. Разнообразие мультимодальных средств помогает улучшить восприятие информации, и как следствие, способствует ее запоминанию. Исторические игры, показ документальных фильмов, настенные визуальные материалы, реконструкции, походы в музеи, презентации и внеаудиторные занятия все это становится неотъемлемой частью уроков истории.
Также хотелось бы отметить появление большого количества интернет-платформ. Например, проект Teacher Made – бесплатный сервис, с помощью которого можно разнообразить и оживить обычные занятия. В этом сервисе возможно загружать свои уроки, добавлять цифровые материалы; появление новых инструментов позволяет учителю дополнять аудиторные занятия в онлайн-пространстве, создавать задания с различным набором ответов, получать отчеты об успеваемости учеников и общих результатах работы.
Мультимодальную грамотность можно рассматривать в историческом контексте и в современном мире, где её применение и внедрение изменили коммуникацию и образование, а также другие сферы. В эпоху мультимодальности можно применять технологические инструменты для систем мультиграмотности. Мультимодальность создаёт возможность для лёгкого самовыражения и коммуникации благодаря доступности всех способов. Мультимодальность следует рассматривать как способ расширить возможности письма и чтения для удовлетворения коммуникативных потребностей. Эта концепция становится совершенно необходимой для образовательного процесса, может обогатить выбор средств обучения. Однако, не стоит забывать, что для того, чтобы добиться результатов, необходим преподаватель, который будет помогать и наставлять студентов в их обучении и освоении нового материала.
Список использованной литературы:
1. Хутыз И.П. Мультимодальность академического дискурса как условие его коммуникативной успешности. Вестник АГУ, выпуск 1 (172), 2016. https://cyberleninka.ru/article/n/multimodalnost-akademicheskogo-diskursa-kak-uslovie-ego-kommunikativnoy-uspeshnosti
2. Сорокина Ю.В. Убеждающие и защитные тактики коммуникативной стратегии самопрезентации в лекционном дискурсе. Вестник Челябинского государственного университета. № 16(345), с.128-131.
3. Kress G, van Leeuwen T. Multimodal Discourse: the modes and media of contemporary communication. Oxford, Oxford University Press, 2001.
4. Загидуллина М.В.. Теория журналистики и вопросы методов медиаисследований, Челябинский государственный университет. https://cyberleninka.ru/article/n/multimodalnost-k-voprosu-o-terminologicheskoy-opredelennosti/viewer
5. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. Жуковский: Канон-пресс-Ц, Кучково-поле, 2003.
6. Кибрик А.А. Мультимодальная лингвистика. М. Ин-т психологии РАН, 2010.
7. Bearne E., Wolstencroft H. Visual Approaches to Teaching Writing. UKLA, Paul Chapman Publishing, 2007, London.
8. Oteiza Teresa. Memory Practices in History Classrooms: Multimodal and Intertextual Construction of Evidence of Recent Chilean Past. https://www.researchgate.net/publication/325626053_Memory_practices_in_history_classrooms_Multimodal_and_intertextual_construction_of_evidence_of_recent_Chilean_past
9. Safia Umoja Noble. Algorithms of Oppression: How Search Engines Reinforce Racism. 2018. NYP.
10. Donelly D. Contemporary Multi-modal Historical Representations and the Teaching of Disciplinary Understandings in History. Journal of International Social Studies, v.8, n.1, 2018. https://www.iajiss.org/index.php/iajiss/article/view/332
11. Crawford Camiciottolli B, Fortanet-Gomez I. Multimodal Analysis in Academic Settings. Routledge, 2015, New York.
e36945c2b89806fdf8bba33f33935166.pdf