Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Понятие "письмо". Этапы процесса письма | Карина Николаевна Коршакова. Работа №338147

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Письмо – двигательный акт, где тонический фон пишущей руки, вибрация мышц предплечья, запястья, пальцев рук очень ритмичны и монотонны, при осуществлении округлости движения, его ритмического рисунка. Сформированность произвольной моторики, слухо-моторных координаций и чувства ритма могут снять возможные проблемы нарушений в чтении и письма.

Письмо может быть рассмотрено как двигательный акт, в котором различают двигательный состав и смысловую структуру. 

 Процесс письма обеспечивается следующими уровнями:

•         психологический;

•         сенсомоторный;

 

•         лингвистический.

 

1.Определение понятия «письмо».

 

Письменная речь и, в частности, один из её видов - письмо — это сложный психический процесс, которой до сих пор всё ещё недостаточно изучен, несмотря на большой интерес исследователей различных областей научного знания к этой проблеме.

Б. Н. Головин определяет понятие письма так: «Письмом современная наука о языке называет систему знаков, используемую для фиксации звуковой речи».

Письмо как особое понятие выделяет и А.А. Волков, который пишет: «Письмо - система графических знаков, правил их реализации в тексте и референции в звуковом языке». Письмо возникло из потребности человека что-то сообщить в такой ситуации, когда этого нельзя сделать при помощи звуков или жестов (прежде всего - когда общающихся разделяло расстояние). Письмо в том или ином виде должно было в этих случаях заменить устную форму речи и, в конце концов, не просто заменить, а отразить её.

Письмо представляет собой вид кода, позволяющего переводить акустический речевой сигнал в оптический. Письмо представляет собой довольно сложный код, его элементы могут обозначать разные языковые единицы и явления: буква обозначает фонему, цифра заменяет слово, вопросительный знак и точка указывают как на коммуникативный тип, так и на конец предложения. Письмо, в свою очередь, может быть объектом кодирования, как это имеет место в азбуке Морзе, где алфавит состоит всего из двух букв: точки и тире.

Собственно письмо включает ряд специальных операций:

Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.

Первое условие письма - определение последовательности звуков в слове.

Второе - уточнение звуков, т.е. слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки - фонемы. Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции.

Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учётом пространственного расположения их элементов;

•"Перешифровка" зрительных схем букв в кинетическую систему

последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).

Письмо – двигательный акт, где тонический фон пишущей руки, вибрация мышц предплечья, запястья, пальцев рук очень ритмичны и монотонны, при осуществлении округлости движения, его ритмического рисунка. Сформированность произвольной моторики, слухо-моторных координаций и чувства ритма могут снять возможные проблемы нарушений в чтении и письма.

Письмо может быть рассмотрено как двигательный акт, в котором различают двигательный состав и смысловую структуру.

Итак, «письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять её во времени». Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков.

 

2.Этапы процесса письма

 

Процесс письма обеспечивается следующими уровнями:

психологический;

сенсомоторный;

лингвистический.

I. Психологический решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма и включает в себя ряд звеньев:

Возникновение мотива письма («Зачем, с какой целью я буду писать?»).

Создание замысла («О чём я буду писать?»).

Замысел - схема или программа последующего письменного высказывания. Замысел всегда есть при написании сочинений и изложений, а при списывании и диктанте отсутствует.

Создание на основе замысла общего смысла содержания письменной речи (О чём? Что?).

Регуляция деятельности: быстро, медленно (красивый и некрасивый почерк).

Осуществление контроля за выполненными действиями.

II. Сенсомоторный (физиологический или технический) распадается на подуровни:

1.Сенсоакустико-моторный включает в себя ряд звеньев, реализация которых позволяет ответить на вопрос: Как писать?

Первое звено обеспечивает процесс звукоразличения, осуществляются операции акустического и кинестетического анализа звуков.

Обеспечивает установление написания букв в слове, происходит звуко -слоговой анализ слова (например, половник - полковник - поклонник).

Удержание всей полученной слухоречевой памяти.

2. Оптико-моторный обеспечивает процессы перешифровки с одного кода на другой:

Фонема перешифровывается в графему;

Буква (графема) перешифровывается в кинему;

Комплекс тонких движений руки , т.е. кинема обеспечивается моторно-предметным действием.

Кинема - это обобщённый образ движения пальцев руки при написании буквы.

III. Лингвистический. Процесс внутреннего программирования. (Какими средствами осуществляется письмо?). Этот уровень обеспечивает письмо лингвистическими, языковыми средствами реализации процесса, т.е. реализует перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды - в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т.е. в слова, фразы и тексты.

Выбор слов по значению;

Выбор синтаксических структур;

Грамматическое структурирование (связь слов в предложении и связь предложений в тексте).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×