Поразрядное представление числа – метод решения задач на цифровую запись числа | Гридина Надежда Викторовна. Работа №346212
Актуальность выбора темы методической разработки «Поразрядное представление числа – метод решения задач на цифровую запись числа» обусловлена тем, что в учебниках по алгебре можно встретить данного типа задачи, однако их недостаточно и в них отсутствует чёткое, компактное изложение соответствующей теории. Цели создания методической разработки направлены на формирование у обучающихся устойчивого интереса к познавательному процессу при изучении математики. Задачи на цифровую запись числа рассматриваются как средство обобщения и систематизации знаний обучающихся на повышенном уровне разделов курса математики: уравнения, системы уравнений, делимость, зависимость между величинами. Основная задача при обучении решению задач на цифровую запись числа – повысить математические знания обучающихся в рамках школьной программы по математике углубленного уровня и дать возможность применять эти знания при решении заданий ВПР, РДР, ЕГЭ базового и профильного уровней. При обучении решению применяются современные педагогические технологии обучения. В ходе учебно – познавательной деятельности у обучающихся формируются УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные): В методической разработке представлена теория для решения задач на десятичную запись числа методом поразрядного представления и подобраны различного уровня задачи и даны алгоритмы решений с помощью уравнений, систем уравнений, подобраны упражнения для закрепления изученного материала.
МуниципальнАЯ БЮДЖЕТНАЯ общеобразовательнАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ «ЛИЦЕЙ»
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Б. Н. ЕРЯШЕВА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ФРЯЗИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОРАЗРЯДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧИСЛА –
МЕТОД РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ЦИФРОВУЮ ЗАПИСЬ ЧИСЛА
Выполнила:
учитель математики
МБОО «Лицей»
имени Героя Советского Союза Б. Н. Еряшева
г. о. Фрязино Московской области
ГРИДИНА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА
2024 г.
ВВЕДЕНИЕ
«Если запастись терпением и проявить старание,
то посеянные семена – знания
непременно дадут добрые всходы.
Ученья корень горек, да плод сладок»
Леонардо да Винчи
Актуальность выбора темы методической разработки «Поразрядное представление числа – метод решения задач на цифровую запись числа» обусловлена тем, что в школьных учебниках по алгебре можно встретить данного типа задачи, однако их недостаточно и в них отсутствует чёткое, компактное изложение соответствующей теории.
Цели создания методической разработки направлены на:
формирование у
обучающихся
устойчивого интереса к познавательному процессу при изучении математики;
обеспечение прочного и сознательного овладения
обучающимися
системой математических знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества;
осознание степени интереса обучающихся к предмету «математика» и оценка возможности овладения предметом с точки зрения дальнейшей перспективы;
формирование качества мышления, характерного для математической деятельности;
выявление и развитие математических способностей учащихся, ориентация на выбор профиля дальнейшего обучения, на выбор профессии, существенным образом связанной с математикой;
рассмотрение универсальных алгоритмов
при решении
задач на цифровую запись числа
.
Задачи на цифровую запись числа рассматриваются как средство обобщения и систематизации знаний обучающихся на повышенном уровне разделов курса математики: уравнения, системы уравнений, делимость, зависимость между величинами.
Основная задача при обучении решению задач на цифровую запись числа – повысить математические знания обучающихся в рамках школьной программы по математике углубленного уровня и дать возможность применять эти знания при решении заданий ВПР, РДР, ЕГЭ.
При решении задач данного вида обучающиеся овладевают приёмами аналитико – синтетической деятельности, повышается роль дедукции.
При обучении решению применяются современные педагогические технологии обучения: сотрудничества, дифференцированного обучения, личностно – ориентированного обучения, проблемного обучении, цифровые, информационно – коммуникативные технологии.
В основе реализации обновленных ФГОС ООО лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающихся
в системе образования;
активную
учебно
– познавательную деятельность
обучающихся
;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В процессе обучения решению задач на цифровую запись числа формируются умения, связанные с усвоением (открытием, преобразованием и применением) учебной информации по данной теме и с планируемыми результатами.
В ходе учебно – познавательной деятельности при обучении решению задач на цифровую запись есть возможность у обучающихся формировать универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
регулятивные УУД.
умение самостоятельно ставить цели, обнаруживать учебную проблему;
выдвигать версии (гипотезы) решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели
из
предложенных, а так же искать их самостоятельно;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умению устанавливать причинно-следственные связи;
строить
логические рассуждения
, умозаключения (индуктив
ные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
обобщение теоретического материала.
обобщение способов и методов решения задач на данную тематику;
коммуникативные УУД.
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
развитие способности организовывать учебное сотруд
ничество и совместную деятельность со сверстни
ками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы;
умения работать в группе: находить общее решение, договариваться друг с другом;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
воспитание уверенности в себе, активности, умения работать в коллективе, стремление достигать поставленной цели.
познавательные УУД.
умение находить в различных источниках (ресурсы библиотек и Интернета) информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения текстовых задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (таблицы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации:
в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
§ 1. Теория для решения задач на десятичную запись числа
методом поразрядного представления числа
Запись чисел называется десятичной так как числа в ней написаны в десятичной системе исчисления. Эта система составлена всего из 10 символов: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. При решении задач на цифровую запись числа необходимо акцентировать внимание на преимущество позиционной системы записи чисел.
Рассмотрим поразрядное представлении чисел в десятичной системе счисления.
Например, <Object: word/embeddings/oleObject1.bin>.
Введём обозначение <Object: word/embeddings/oleObject2.bin> - данное числа, эта запись означает число, в котором а сотен, b десятков, с единиц.
Это число можно представить в виде многочлена
<Object: word/embeddings/oleObject3.bin>, где a+b+c – сумма цифр.
Может показаться, что черта над этой записью — излишний атрибут, но это нет так.
Если убрать черту, то получится выражение abc, которым принято обозначать произведение переменных. Поразрядное представление числа — достаточно распространённый метод решения задач.
§ 2. Задачи на десятичную запись
и алгоритмы решений с помощью уравнений
Найдите все двузначные числа, которые в 2 раза больше суммы своих цифр.
Решение.
<Object: word/embeddings/oleObject4.bin>- данное двузначное число.
По условию задачи <Object: word/embeddings/oleObject5.bin>>(a+b) в 2 раза, тогда получим и решим уравнение:
<Object: word/embeddings/oleObject6.bin>;
10a + b = 2(a + b);
10a + b = 2a + 2b;
<Object: word/embeddings/oleObject7.bin>
Так как а и <Object: word/embeddings/oleObject8.bin> это цифры двузначного числа, то b делится на 8 без остатка, но есть только две цифры, которые делятся на 8, а именно 0 и 8.
Если <Object: word/embeddings/oleObject9.bin>= 0, то а = 0, не удовлетворяет условию задачи;
если <Object: word/embeddings/oleObject10.bin>= 8, то а = 1, получаем число 18.
Ответ: 18.
Найдите двузначное число, которое в 4 раза больше суммы его цифр.
Решение.
<Object: word/embeddings/oleObject11.bin>- данное двузначное число.
По условию задачи <Object: word/embeddings/oleObject12.bin>>(a+b) в 4 раза, тогда получим и решим уравнение:
<Object: word/embeddings/oleObject13.bin>;
10a + b = 4(a + b);
10a + b = 4a + 4b;
<Object: word/embeddings/oleObject14.bin>
Так как а и <Object: word/embeddings/oleObject15.bin> это цифры двузначного числа, то b делится на 2 без остатка, то есть цифры, которые делятся на 2, это 2, 4, 6, 8.
Если <Object: word/embeddings/oleObject16.bin>= 2, то а = 1, получаем число 12.
если <Object: word/embeddings/oleObject17.bin>= 4, то а = 2, получаем число 24;
если <Object: word/embeddings/oleObject18.bin>= 6, то а = 3, получаем число 36;
если <Object: word/embeddings/oleObject19.bin>= 8, то а = 4, получаем число 48.
Ответ: 12, 24, 36, 48.
Найдите в
се двузначные числа, которые в 6
раза больше суммы своих цифр.
Решение.
Первый способ. Метод поразрядного разложения числа.
<Object: word/embeddings/oleObject20.bin>- данное двузначное число.
По условию задачи <Object: word/embeddings/oleObject21.bin>>(a+b) в 6 раз, тогда получим и решим уравнение:
<Object: word/embeddings/oleObject22.bin>;
10a + b = 6(a + b);
10a + b = 6a + 6b;
<Object: word/embeddings/oleObject23.bin>
Так как а и <Object: word/embeddings/oleObject24.bin> это цифры двузначного числа, то b делиться на 4 без остатка, но есть только три цифры, которые делятся на 4 без остатка, а именно 0, 4 и 8.
Если <Object: word/embeddings/oleObject25.bin>= 0, то а = 0, не удовлетворяет условию задачи;
если <Object: word/embeddings/oleObject26.bin>= 4, то а = 5, получаем число 54;
если <Object: word/embeddings/oleObject27.bin>= 8, то а = 10, удовлетворяет, так как а это цифра числа.
Ответ: 54.
Найдите двузначное число, которое вдвое больше произведения своих цифр.
Решение.
<Object: word/embeddings/oleObject28.bin>- данное двузначное число.
По условию задачи <Object: word/embeddings/oleObject29.bin>> (ab) в 2 раза, тогда получим и решим уравнение:
<Object: word/embeddings/oleObject30.bin>;
<Object: word/embeddings/oleObject31.bin>
Правая часть данного равенства чётная, так как делится на 2, то равенство выполняется при чётном b > 0.
Пусть b = 2c, тогда получим уравнение:
<Object: word/embeddings/oleObject32.bin>
Так как b < 10, то c < 5, то (2a – 1) делится на 5. Значит, c = 3, b = 6, то a = 3, значит, данное число 36. Ответ: 36.
Найдите двузначное число, которое в
6
раз больше
произведения своих
цифр.
Решение.
<Object: word/embeddings/oleObject33.bin>- данное двузначное число.
По условию задачи <Object: word/embeddings/oleObject34.bin>> (ab) в 6раз, тогда получим и решим уравнение:
<Object: word/embeddings/oleObject35.bin>;
<Object: word/embeddings/oleObject36.bin>
Правая часть данного равенства чётная, так как делится на 2, то равенство выполняется при чётном b > 0.
Пусть b = 2c, тогда получим уравнение:
<Object: word/embeddings/oleObject37.bin>
Так как b < 10, то c < 5, то (6a – 1) делится на 5.
Значит, c = 1, b = 2, то a = 1, значит, данное число 12.
Ответ: 12..
В двузначном числе, не превосходящем
50,
первую цифру увеличили на
4.
Получившееся число оказалось в три раза больше исходного. Найдите первоначальное число.
Решение.
<Object: word/embeddings/oleObject38.bin> - данное двузначное число.
По условию задачи <Object: word/embeddings/oleObject39.bin>, если первую цифру увеличили на 4, то число примет вид <Object: word/embeddings/oleObject40.bin>.
Зная, что <Object: word/embeddings/oleObject41.bin>><Object: word/embeddings/oleObject42.bin> в 3 раза, получим и решим уравнение:
<Object: word/embeddings/oleObject43.bin>
Ответ: 20.
Задумали трёхзначное число, последняя цифра которого не равна нулю. Из него вычли трёхзначное число, записанное теми же цифрами в обратном порядке. Получили число 792. Найдите все числа, обладающие таким свойством.
(
Демоверсия ВПР по математике 7 класс, задание 17, 2025 г.)
Решение.
<Object: word/embeddings/oleObject44.bin> - задуманное трёхзначное число где с <Object: word/embeddings/oleObject45.bin>0.
<Object: word/embeddings/oleObject46.bin>- полученное число.
По условию задачи <Object: word/embeddings/oleObject47.bin> - <Object: word/embeddings/oleObject48.bin> = 792. получим и решим уравнение:
<Object: word/embeddings/oleObject49.bin>
Если с = 1, то а = 9, получаем число <Object: word/embeddings/oleObject50.bin>, следовательно числа, обладающие таким свойством: 901, 911, 931, 941, 951, 961, 971, 981, 991.
Ответ: 901, 911, 931, 941, 951, 961, 971, 981, 991.
Критерий оценивания данного задания на ВПР.
Обоснованно получен верный ответ
2 балла
Дан верный ответ, но решение недостаточно обоснованно
ИЛИ
Ход решения верный, но допущена арифметическая ошибка.
1 балл
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше.
0 баллов
Максимальный балл
2 балла
Трёхзначное число оканчивается цифрой 3. Если эту цифру переставить в начало числа, то новое число будет больше утроенного первоначального числа на 1. Найти исходное число.
Решение.
<Object: word/embeddings/oleObject51.bin> - задуманное трёхзначное число.
<Object: word/embeddings/oleObject52.bin>- полученное число, если эту цифру переставить в начало числа,
По условию задачи <Object: word/embeddings/oleObject53.bin> > 3<Object: word/embeddings/oleObject54.bin>на 1, составим и решим уравнение:
<Object: word/embeddings/oleObject55.bin>
Значит, а = 1, b = 0, то задуманное трёхзначное число 103.
Ответ: 103.
Четырёхзначное число начинается с цифры 7. Эту цифру переставили в конец числа. Полученное число оказалось на 2997 меньше исходного. Найдите исходное число.
Решение.
<Object: word/embeddings/oleObject56.bin>- данное число. <Object: word/embeddings/oleObject57.bin>.
<Object: word/embeddings/oleObject58.bin>- полученное число. <Object: word/embeddings/oleObject59.bin>
Зная, что <Object: word/embeddings/oleObject60.bin>< <Object: word/embeddings/oleObject61.bin>на 2997, получим и решим уравнение:
<Object: word/embeddings/oleObject62.bin>= <Object: word/embeddings/oleObject63.bin> + 2997.
<Object: word/embeddings/oleObject64.bin>
Ответ: 444.
Упражнения
Тр
ё
хзначное число сложили с числом
,
записанным теми же цифрами
,
но в обратном порядке. В сумме получилось число 685. Найдите цифру десятков исходного трехзначного числа
.
Ответ: 9.
Если к задуманному числу приписать справа нуль и результат вычесть из числа 143, то получится утроенное задуманное число. Какое число было задумано? (учебник алгебры
№ 763
стр. 158).
Ответ: 13.
Если к данному числу приписать цифру 9
и к полученному числу приба
в
ить удвоенное данное число, то сумма будет равна 633. Найдите данное число
.
(
у
чебник алгебры № 76
4
стр. 15
9
).
Ответ 52.
К трёхзначному числу справ приписали цифру 5 и из полученного четырёхзначного числа вычли 3032. Получилась разность, которая больше трёхзначного числа в 9 раз. Найдите это трёхзначное число
.
(
у
чебник алгебры № 765 стр. 159).
Ответ 246.
Трёхзначное число оканчивается цифрой 7. Если эту цифру
переставить на первое место, то число увеличится на 324. Найдите это трёхзначное число
.
(
у
чебник алгебры № 766 стр. 159).
Ответ 417.
Трёхзначное число оканчивается цифрой 2. Если эту цифру переставить в начало записи числа, то полученное число будет на 18 больше первоначального. Найдите это число.
Ответ 202.
§ 3. Задачи на десятичную запись
и алгоритмы решений с помощью систем уравнений
Сумма цифр искомого двузначного числа равна 8. Если цифры числа переставить, то получится число, которое меньше на 18. Как велико искомое число?
Решение.
<Object: word/embeddings/oleObject65.bin> - данное двузначное число. По условию задачи <Object: word/embeddings/oleObject66.bin><Object: word/embeddings/oleObject67.bin><<Object: word/embeddings/oleObject68.bin>на 18, то составим и решим систему уравнений:
<Object: word/embeddings/oleObject69.bin>
Ответ: 53.
Если к двузначному числу прибавить 9, то получится число, записанное в обратном порядке теми же цифрами. Найти искомое число, если ещё известно, что сумма цифр этого числа равна 15.
Решение.
<Object: word/embeddings/oleObject70.bin>- данное двузначное число.
По условию задачи <Object: word/embeddings/oleObject71.bin><Object: word/embeddings/oleObject72.bin>, тогда получим и решим систему уравнений:
<Object: word/embeddings/oleObject73.bin>;
Ответ 78.
Упражнения
Если задуманное число разделить на сумму его цифр
, то в частном получится
4 и в остатке 3. Если же из задуманного числа вычесть
удвоенную сумму его
цифр, то получится 25.
Какое число задумано?
Ответ: 47.
Найдите двузначное число, зная, что число его единиц на 4 меньше числа его десятков, а произведение искомого числа и суммы
его цифр
равно 1330.
Ответ: 95.
После деления некоторого двузначного числа на сумму его цифр в частном получается 7 и в остатке 6.
После деления этого же числа на произведение его цифр в частном получается 3 и в остатке 11.
Найдите это двузначное число.
Ответ: 83.
Сумма квадратов цифр двузначного числа
равна 10. Если от искомого числа отнять 18, то получится число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Найдите исходное число.
Ответ: 31.
Сумма кубов цифр двузначного числа меньше разности кубов цифр этого же числа на 2. Найдите исходное число.
Ответ. 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91.
Какое двузначное число в 4 раза больше суммы своих цифр и в 6 раз больше произведения
с
воих
ц
ифр
.
Ответ: 12
У пятизначного числа первая и последняя цифра половина десяти. Сумма 1,
2,
3 цифр меньше на 4 произведения 3,
4 цифр. А сумма всех цифр больше на 4 произведения 3 и 4 цифр. Найдите исходное число.
Ответ. 57835.
Источники
Кострикина
Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение.1991.
Математика.
Алгебра
:
7
-й
класс
: базовый уровень : учебник / Ю.Н. Макарычев, Н. Г.
Миндюк
, К. И.
Нешков
, С. Б. Суворова : под. Ред. С. А.
Теляковского
. 16-е изд., стер. – Москва
:
Просвещение, 2024.
З
адач
и
по теме с решениями
на
сайте
problems.ru
.
Демоверсия ВПР математика 7 класс 2025 г.