Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Портфолио как основа индивидуального маршрута обучения | Лихачева Нина Яковлевна. Работа №211122

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лихачева Нина Яковлевна
В статье расскрывается задачи, содержания, функции и алгоритм работы с использованием портфолио дисциплины. Используя портфолио обучающийся имее возможность самостоятельно планировать свою деятельность, работать в собственном темпе, иметь  свободу выбора маршрута обучения, что позводяет повысить познавательную и творческую активность студентов.

Портфолио как основа индивидуального маршрута обучения

 

Н.Я.Лихачёва, преподаватель АСК(ф)СахГУ

Процесс модернизации среднего профессионального образования ставит перед педагогами ряд новых задач, успешное решение которых будет способствовать обеспечению качества «конечного продукта».

В качестве одного из способов решения задач обучения и профессионального развития специалиста, выступает технология портфолио дисциплины, в ходе реализации которой студент является субъектом своей деятельности. Портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты достигнутые студентами в разных видах деятельности, дополняет традиционные средства контроля обучения и помогает решить следующие педагогические задачи:

поддерживать высокую учебную мотивацию;

формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов, формировать адекватную самооценку;

определять количественные и качественные индивидуальные достижения;

создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

Функции портфолио:

Накопительная - это набор материалов, которые студент собирает по ходу изучения разделов и тем, работы над проектом, при подготовке к экзамену;

Модульная - помогает студенту проводить рефлексию собственной учебной работы, самостоятельно устанавливать связи между предыдущими и новыми знаниями.

В работе с портфолио у студентов формируются следующие компетенции:

информационная

-

умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;

к

оммуникативная

-

умение эффективно сотрудничать с

о студентами и педагогами

;

самоорганизационная

-

у

мение ставить цели, планировать, ответственно относиться к выполнени

ю

работ

ы

;

самообразовательная

– реализовывать свой образовательный маршрут

.

Алгоритм работы:

1. Начинать работу следует с мотивации: каждому студенту должно быть понятно зачем нужно портфолио, что оно позволит ему получить.

2. Затем совместно со студентами выбирается вид портфолио, устанавливаются сроки сдачи и время работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы или домашней подготовки.

3. Определяется общее количество рубрик, из них часть – обязательные, часть – по выбору.

4. Критерии оценки можно вынести на обсуждение, однако некоторые критерии, такие как наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п., являются обязательными и не подлежащими обсуждению.

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Общепринятой является структура портфолио, включающая четыре основных раздела:

портрет;

коллектор;

рабочие материалы;

достижения.

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об авторе портфолио. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио. Студенты представляют себя любым доступным способом: фотографиями, резюме, эссе и др. В этот раздел обязательно помещается вступительная статья – обоснование, в которой сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают.

Раздел «Коллектор» (педагогическая копилка):

памятки, схемы, списки литературы, которые предложены студенту педагогом;

ксерокопии статей, материалы периодических изданий, подобранные студентом самостоятельно;

глоссарий курса;

результаты выполнения терминологических диктантов, тестовых контрольных работ;

материалы выполнения контрольных заданий по изучаемым темам.

Раздел «Рабочие материалы» – материалы, которые использованы студентом в процессе подготовки и выполнения заданий:

опорные конспекты;

нормативные документы

;

конспекты, планы, проекты;

тексты сообщений и докладов;

материалы творческого характера: кроссворды

, ребусы, эссе

;

Этот раздел представляет собой «копилку» работ, выполненных автором портфолио в процессе обучения.

Раздел «Мои достижения» содержит работы, демонстрирующие успехи студента, его прогресс в обучении. Это могут быть результаты контрольных и самостоятельных работ, сертификаты, грамоты научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов и др.

В обязательную часть портфолио студент помещает выполненные им задания, опорные конспекты, схемы, практические и самостоятельные работы в соответствии с требованиями ФГОС по дисциплине.

Вариативная часть предполагает углубленный уровень освоения содержания модуля и рассчитана на высокую познавательную активность студентов. Здесь наряду с заданиями повышенной сложности могут быть предложены работы исследовательского характера. Поэтому вариативная часть может включать дополнительные рубрики, которые студент предлагает сам.

Оценивается портфолио по всем разделам по заранее определенным критериям. На итоговом занятии проводится презентация портфолио с использованием мультимедийной техники.

Оценка портфолио:

1. В индивидуальной встрече со студентом;

2. В малых группах. Педагог заранее и разъясняет план работы микрогрупп, назначает лидера. Группа заслушивает и обсуждает портфолио студента и даёт каждому рекомендации в течение 5-8 минут. Педагог в процессе такого занятия перемещается из группы в группу. Если портфолио оценивается в баллах, то после такого занятия педагог выставляет отметку на основе рекомендаций группы и содержания портфолио.

В итоге проводиться конференция по портфолио. Каждый имеет не более 5 минут на выступление и столько же для ответов на вопросы. В ходе выступления необходимо отразить цели работы, их реализацию, основные достижения. Оценивает содержание портфолио, выступления и ответы на вопросы. Самый эффективный способ – это письменный анализ достижений в соответствии с поставленными целями, с приложением рабочих материалов

Экзамен (зачёт) в форме портфолио.

Во время экзамена студенты презентуют портфолио, рассказывают как о цели, результатах и о процессе своей работы, отвечают на вопросы комиссии.

Портфолио может быть и видом зачетной работы (дополнительной к тестовым заданиям) для студентов, пропустивших более 40% занятий. Допуск до сдачи тестовых работ получается на основании сданного портфолио.

Зачетные работы по темам курса помещаются в портфолио и предоставляются преподавателю для оценивания.

Оценку портфолио заносится в специальный лист оценки.

Правила оценки:

До начала работы над портфолио студенты должны знать

содержание

материалов и

и

критерии его оценки.

Поскольку данная технология относится к

безотметочным

, то

портфолио

оценивается в уровнях.

Проводится сравнение прошлых и настоящих результатов работы и студент сравнивается только самим собой.

Таким образом, в процессе учебной работы, организованной с использованием портфолио, обучающимся представляется возможность самостоятельно планировать свою деятельность, работать в собственном темпе, иметь свободу выбора маршрута обучения, что позволяет значительно повысить познавательную, творческую активность и обеспечить компетентность студентов по предмету.

Список литературы

Петренко А. Мониторинг,

портфолио

и электронные пособия.// Управление школой. 2008.№14.С.23-26.

Пинская

М.А. Место

портфолио

в современном образовании.// Оценка качества образования.2008.№2.С.56.

Склюев

В. Портфель достижений педагога.// ИКТ.2008.№5.С.4-5.

Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику

портфолио

как метода оценивания.// Практика административной работы. 2005. №5. С.20.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×