Портфолио обучающихся - как одна из современных педагогических технологий | Литвиненко Ирина Фёдоровна. Работа №352364
Аннотация. В статье рассматривается портфолио обучающегося как современная педагогическая технология, способствующая формированию индивидуальной образовательной траектории и оценке достижений учащихся. Портфолио является инструментом для отражения личных успехов, развития рефлексивных навыков, повышения мотивации и взаимодействия между преподавателем и обучающимся. Описаны основные виды портфолио, этапы его создания и методические аспекты внедрения в образовательный процесс.
Ключевые слова: портфолио, педагогические технологии, рефлексия, образовательная траектория, индивидуализация, мотивация.
ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Литвиненко Ирина Фёдоровна, преподаватель
ФГБОУ ВО "ПГТУ" Донецкая Народная Республика. г. Мариуполь
Аннотация. В статье рассматривается портфолио обучающегося как современная педагогическая технология, способствующая формированию индивидуальной образовательной траектории и оценке достижений учащихся. Портфолио является инструментом для отражения личных успехов, развития рефлексивных навыков, повышения мотивации и взаимодействия между преподавателем и обучающимся. Описаны основные виды портфолио, этапы его создания и методические аспекты внедрения в образовательный процесс.
Ключевые слова: портфолио, педагогические технологии, рефлексия, образовательная траектория, индивидуализация, мотивация.
Современное образование направлено на развитие личности обучающегося, его способностей, компетенций и навыков самооценки. Одним из инструментов, позволяющих добиться этих целей, является портфолио обучающегося.
Портфолио представляет собой персонализированный сборник, в котором отражаются достижения, выполненные проекты, грамоты, сертификаты и другие доказательства образовательной и внеучебной активности. Этот инструмент позволяет учитывать не только академические успехи, но и личностное развитие, творческий потенциал и участие в общественной жизни.
Портфолио как педагогическая технология способствует реализации принципов индивидуального подхода, формированию навыков саморефлексии и стимулирует активное участие учащихся в образовательном процессе.
Основные цели портфолио:
- Отражение индивидуальных достижений учащихся;
- Развитие навыков планирования и самоанализа;
- Повышение мотивации к учебной и внеучебной деятельности;
- Создание условий для развития ключевых компетенций (коммуникационных, креативных, исследовательских).
Задачи:
1. Создать систему фиксации и оценки индивидуальных успехов.
2. Развить у учащихся ответственность за собственное обучение.
3. Включить обучающихся в процесс рефлексии.
4. Предоставить возможность для демонстрации способностей и достижений.
Рассмотрим виды портфолио.
1. Учебное портфолио. Включает материалы, связанные с освоением образовательной программы: тесты, контрольные работы, проекты, эссе, анализ успеваемости.
2. Личностное портфолио. Содержит информацию о личных достижениях: творческие работы, участие в конкурсах, спортивные и общественные успехи.
3. Проектное портфолио. Направлено на документирование работы над конкретными проектами, от идеи до результата.
4. Карьерное портфолио. Используется для подготовки к трудоустройству, включает резюме, рекомендательные письма, сертификаты и дипломы.
Выделим методические аспекты создания портфолио:
1. Этапы работы над портфолио.
1. Постановка целей. Определение задач, которые должен решить учащийся, создавая портфолио.
2. Сбор материалов. Учащийся выбирает и фиксирует результаты своей деятельности.
3. Систематизация данных. Структурирование материалов по разделам.
4. Анализ и рефлексия. Учащийся оценивает свои достижения, намечает пути дальнейшего развития.
5. Презентация. Демонстрация портфолио преподавателю, родителям или комиссии.
2. Формы портфолио.
- Традиционное (бумажное). Представляет собой папку с материалами, оформленными в печатном виде.
- Электронное. Создается с использованием цифровых инструментов, таких как платформы (например, Google Sites, Canva, Padlet).
3. Критерии оценки портфолио.
- Полнота и разнообразие представленных материалов;
- Качество оформления;
- Наличие рефлексивных элементов;
- Практическая значимость;
- Соответствие целям и задачам.
Выделим преимущества использования портфолио.
1. Индивидуализация обучения. Каждый учащийся создает уникальный продукт, отражающий его достижения.
2. Развитие рефлексии. Работа над портфолио побуждает обучающихся анализировать свои сильные и слабые стороны.
3. Повышение мотивации. Возможность демонстрировать свои успехи стимулирует интерес к учебной деятельности.
4. Формирование навыков самоорганизации. Учащиеся учатся планировать свою деятельность, вести учет достижений и оформлять результаты.
5. Универсальность. Портфолио может использоваться в различных образовательных контекстах и адаптироваться к потребностям учащихся.
Практическое применение портфолио:
- Русский язык и литература. Учащиеся фиксируют свои успехи в написании сочинений, создании проектов по литературе, участвуют в олимпиадах и конкурсах.
- Профессиональные дисциплины. Включение отчетов по практикам, сертификатов о прохождении курсов, выполненных проектов.
- Внеучебная деятельность. Отражение спортивных достижений, участия в волонтерских инициативах, творческих конкурсах.
Преподаватель выступает наставником и координатором:
- Помогает определить цели и структуру портфолио;
- Предоставляет рекомендации по сбору материалов;
- Осуществляет поддержку в процессе создания;
- Организует обсуждение и анализ портфолио.
В заключение отметим, что портфолио обучающегося — это мощный инструмент, способствующий формированию ключевых компетенций, повышению мотивации и осознанию учащимися собственной образовательной траектории. Эта технология не только помогает фиксировать достижения, но и развивает навыки рефлексии, самооценки и планирования. Внедрение портфолио в образовательный процесс позволяет сделать обучение более индивидуализированным, целенаправленным и продуктивным.
Список литературы
1. Бахлова Наталья Анатольевна Особенности построения портфолио студентов в контексте реализации ФГОС // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-postroeniya-portfolio-studentov-dizaynerov-v-kontekste-realizatsii-fgos
2. Васильева Ольга Альбертовна Метод портфолио как средство формирования профессиональной компетентности студентов в процессе подготовки // Концепт. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-portfolio-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-studentov-v-protsesse-podgotovki-k-dizayn-tehnologicheskoy
3. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / Даутова О. Б. – СПб: КАРО, 2019 – 176 с.