Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Портфолио обучающихся - как одна из современных педагогических технологий | Литвиненко Ирина Фёдоровна. Работа №352364

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается портфолио обучающегося как современная педагогическая технология, способствующая формированию индивидуальной образовательной траектории и оценке достижений учащихся. Портфолио является инструментом для отражения личных успехов, развития рефлексивных навыков, повышения мотивации и взаимодействия между преподавателем и обучающимся. Описаны основные виды портфолио, этапы его создания и методические аспекты внедрения в образовательный процесс. 

Ключевые слова: портфолио, педагогические технологии, рефлексия, образовательная траектория, индивидуализация, мотивация. 

ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Литвиненко Ирина Фёдоровна, преподаватель

ФГБОУ ВО "ПГТУ" Донецкая Народная Республика. г. Мариуполь

 

Аннотация. В статье рассматривается портфолио обучающегося как современная педагогическая технология, способствующая формированию индивидуальной образовательной траектории и оценке достижений учащихся. Портфолио является инструментом для отражения личных успехов, развития рефлексивных навыков, повышения мотивации и взаимодействия между преподавателем и обучающимся. Описаны основные виды портфолио, этапы его создания и методические аспекты внедрения в образовательный процесс.

Ключевые слова: портфолио, педагогические технологии, рефлексия, образовательная траектория, индивидуализация, мотивация.

 

Современное образование направлено на развитие личности обучающегося, его способностей, компетенций и навыков самооценки. Одним из инструментов, позволяющих добиться этих целей, является портфолио обучающегося.

Портфолио представляет собой персонализированный сборник, в котором отражаются достижения, выполненные проекты, грамоты, сертификаты и другие доказательства образовательной и внеучебной активности. Этот инструмент позволяет учитывать не только академические успехи, но и личностное развитие, творческий потенциал и участие в общественной жизни.

Портфолио как педагогическая технология способствует реализации принципов индивидуального подхода, формированию навыков саморефлексии и стимулирует активное участие учащихся в образовательном процессе.

Основные цели портфолио:

- Отражение индивидуальных достижений учащихся;

- Развитие навыков планирования и самоанализа;

- Повышение мотивации к учебной и внеучебной деятельности;

- Создание условий для развития ключевых компетенций (коммуникационных, креативных, исследовательских).

Задачи:

1. Создать систему фиксации и оценки индивидуальных успехов.

2. Развить у учащихся ответственность за собственное обучение.

3. Включить обучающихся в процесс рефлексии.

4. Предоставить возможность для демонстрации способностей и достижений.

Рассмотрим виды портфолио.

1. Учебное портфолио. Включает материалы, связанные с освоением образовательной программы: тесты, контрольные работы, проекты, эссе, анализ успеваемости.

2. Личностное портфолио. Содержит информацию о личных достижениях: творческие работы, участие в конкурсах, спортивные и общественные успехи.

3. Проектное портфолио. Направлено на документирование работы над конкретными проектами, от идеи до результата.

4. Карьерное портфолио. Используется для подготовки к трудоустройству, включает резюме, рекомендательные письма, сертификаты и дипломы.

Выделим методические аспекты создания портфолио:

1. Этапы работы над портфолио.

1. Постановка целей. Определение задач, которые должен решить учащийся, создавая портфолио.

2. Сбор материалов. Учащийся выбирает и фиксирует результаты своей деятельности.

3. Систематизация данных. Структурирование материалов по разделам.

4. Анализ и рефлексия. Учащийся оценивает свои достижения, намечает пути дальнейшего развития.

5. Презентация. Демонстрация портфолио преподавателю, родителям или комиссии.

2. Формы портфолио.

- Традиционное (бумажное). Представляет собой папку с материалами, оформленными в печатном виде.

- Электронное. Создается с использованием цифровых инструментов, таких как платформы (например, Google Sites, Canva, Padlet).

3. Критерии оценки портфолио.

- Полнота и разнообразие представленных материалов;

- Качество оформления;

- Наличие рефлексивных элементов;

- Практическая значимость;

- Соответствие целям и задачам.

Выделим преимущества использования портфолио.

1. Индивидуализация обучения. Каждый учащийся создает уникальный продукт, отражающий его достижения.

2. Развитие рефлексии. Работа над портфолио побуждает обучающихся анализировать свои сильные и слабые стороны.

3. Повышение мотивации. Возможность демонстрировать свои успехи стимулирует интерес к учебной деятельности.

4. Формирование навыков самоорганизации. Учащиеся учатся планировать свою деятельность, вести учет достижений и оформлять результаты.

5. Универсальность. Портфолио может использоваться в различных образовательных контекстах и адаптироваться к потребностям учащихся.

Практическое применение портфолио:

- Русский язык и литература. Учащиеся фиксируют свои успехи в написании сочинений, создании проектов по литературе, участвуют в олимпиадах и конкурсах.

- Профессиональные дисциплины. Включение отчетов по практикам, сертификатов о прохождении курсов, выполненных проектов.

- Внеучебная деятельность. Отражение спортивных достижений, участия в волонтерских инициативах, творческих конкурсах.

Преподаватель выступает наставником и координатором:

- Помогает определить цели и структуру портфолио;

- Предоставляет рекомендации по сбору материалов;

- Осуществляет поддержку в процессе создания;

- Организует обсуждение и анализ портфолио.

В заключение отметим, что портфолио обучающегося — это мощный инструмент, способствующий формированию ключевых компетенций, повышению мотивации и осознанию учащимися собственной образовательной траектории. Эта технология не только помогает фиксировать достижения, но и развивает навыки рефлексии, самооценки и планирования. Внедрение портфолио в образовательный процесс позволяет сделать обучение более индивидуализированным, целенаправленным и продуктивным.

 

Список литературы

1. Бахлова Наталья Анатольевна Особенности построения портфолио студентов в контексте реализации ФГОС // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-postroeniya-portfolio-studentov-dizaynerov-v-kontekste-realizatsii-fgos

2. Васильева Ольга Альбертовна Метод портфолио как средство формирования профессиональной компетентности студентов в процессе подготовки // Концепт. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-portfolio-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-studentov-v-protsesse-podgotovki-k-dizayn-tehnologicheskoy

3. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / Даутова О. Б. – СПб: КАРО, 2019 – 176 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×