Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Последний романтик ушедшей эпохи» (Вечер, посвящённый Ю.В.Друниной) | Шевлякова Татьяна Ивановна. Работа №242449

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шевлякова Татьяна Ивановна
Литературная композиция, посвящённая Ю.В.Друниной

«Последний романтик ушедшей эпохи» (Вечер, посвящённый Ю.В.Друниной)

Разработала учитель русского языка и литературы Шевлякова Татьяна Ивановна МБОУ СОШ №1 города Данкова Липецкой области, 2019

 

Ю

лия

Влади

мировна

Дру

нина

 (

10 мая

 

1924

Москва

СССР

 — 

21 ноября

 

1991

, там же) — советский поэт. Член 

Союза писателей СССР

. Секретарь 

Союза писателей СССР

 и 

Союза писателей РСФСР

Народный депутат СССР

. Жена поэта 

Николая Старшинова

 (с 1945 по 1960 год), киносценариста 

Алексея

Каплера

 (с 1960 по 1979 год).

 

Родилась в Москве. Отец — историк и педагог 

Владимир Павлович

Друнин

 (1879—1942), работал учителем истории в 1-й московской спецшколе ВВС; мать — Матильда Борисовна Друнина (1900—1983), работала в библиотеке и давала уроки музыки.

 

Жили в коммуналке, бедно. С 1931 года Юля училась в московской школе № 131, где преподавал её отец. С детства она любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи. Посещала литературную студию при 

Центральном Доме художественного воспитания детей

, помещавшуюся в здании Театра юного зрителя. В конце 1930-х годов участвовала в конкурсе на лучшее стихотворение. В результате, стихотворение «Мы рядом за школьною партой сидели…» было напечатано в «Учительской газете» и передано по радио.

 

После начала 

Великой Отечественной войны

, прибавив себе год (во всех её документах впоследствии было написано, что она родилась 10 мая 1924 года), шестнадцатилетняя Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину при

РОККе

(Российское общество Красного Креста), работала санитаркой в главном госпитале. Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года с приближением немцев к Москве была направлена на строительство оборонительных сооружений под 

Можайском

. Там во время одного из авианалётов она потерялась, отстала от своего отряда и была подобрана группой пехотинцев, которым нужна была санитарка. Вместе с ними Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась

к

своим по тылам противника.

 

С

тих

отворение «

Глаза бойца

»

 

 

Именно в этом пехотном батальоне — вернее, в той группе, что осталась от батальона, попавшего в окружение, — Юля встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую. В стихах и в воспоминаниях она называла его Комбат — с большой буквы, но нигде не упоминала его имени, хотя память о нём пронесла через всю Великую Отечественную войну и сохранила навсегда

.

 Уже в самом конце труднейшего пути, при переходе линии фронта, когда в группе оставалось всего 9 бойцов, командир батальона подорвался на противопехотной мине. Вместе с ним погибли ещё двое бойцов, а

Друнину

сильно оглушило.

 

 

Когда, забыв присягу, повернули

 

В

бою два автоматчика назад,

 

Догнали их две маленькие пули —

 

Всегда стрелял без промаха комбат.

 

Упали парни,

ткнувшись

в землю грудью,

 

А он, шатаясь, побежал вперёд.

 

За этих двух его лишь тот осудит,

 

Кто никогда не шёл на пулемёт.

 

Потом в землянке полкового штаба,

 

Бумаги молча взяв у старшины,

 

Писал комбат двум бедным русским бабам,

 

Что… смертью храбрых пали их сыны.

 

И сотни раз письмо читала людям

 

В

глухой деревне плачущая мать.

 

За эту ложь комбата кто осудит?

 

Никто его не смеет осуждать!

 

Оказавшись снова в Москве осенью 1941 года, Юлия Друнина вскоре вместе со школой, в которой директором был её отец, была эвакуирована в Сибирь, в 

Заводоуковск

Тюменской области

. Ехать в эвакуацию она не хотела и согласилась на отъезд только из-за

тяжело больного

отца, перенёсшего в начале войны инсульт. Отец умер в начале 1942 года на руках дочери после второго удара. Похоронив отца, Юлия решила, что больше её в эвакуации ничто не держит, и уехала в 

Хабаровск

, где стала курсантом Школы младших авиационных специалистов (ШМАС).

 

Я ушла из детства в грязную теплушку,

 

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

 

Дальние разрывы слушал и не слушал

 

К

о всему привыкший сорок первый год.

 

 

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

 

От Прекрасной Дамы в «мать» и «

перемать

»,

 

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

 

Не могла

сыскать

.

 

 

В 1943 году

Друнина

была тяжело ранена — осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать — спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

 

Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия

Друниной

и сквозной темой её творчества.

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! — Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

 

 

В декабре 1944 года Юлия Друнина снова возвращается в Москву. Несмотря на то, что шла уже середина учебного года, она сразу же пришла в Литературный институт, и стала посещать занятия первого курса. Выгнать инвалида войны никто не решился. В Литературном институте в конце 1944 года Юлия Друнина познакомилась со своим однокурсником, фронтовиком, комиссованным по ранению, и начинающим поэтом 

Николаем Старшиновым

. Вскоре они поженились. В 1946 году родилась дочь

Елена

начале 1945 года в журнале «

Знамя

» была напечатана подборка стихов Юлии

Друниной

, в 1948 году — стихи «В солдатской шинели». В марте 1947 года Друнина приняла участие в

П

ервом Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало её материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность

.

Брест в сорок первом.
Ночь в разгаре лета.
На сцене — самодеятельный хор.
Потом: «Джульетта, о моя Джульетта!» —

Вздымает руки молодой майор

Да, репетиции сегодня затянулись,
Но не беда: ведь завтра выходной.
Спешат домой вдоль сладко спящих улиц
Майор Ромео с девочкой-женой.

Она и впрямь похожа на Джульетту
И, как Джульетта, страстно влюблена…

Брест в сорок первом.
Ночь в разгаре лета.
И тишина, такая тишина!

Летят последние минуты мира!
Проходит час, потом пройдет другой,
И мрачная трагедия Шекспира
Покажется забавною игрой…

 

Во время поездки по 

ФРГ

 её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?». Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».

 

В 1954 году Юлия Друнина поступила на сценарные курсы при Союзе кинематографистов. Здесь она познакомилась с известным киносценаристом

 

Алексеем Яковлевичем

Каплером

. Любовь вспыхнула сразу, но ещё шесть лет Юлия боролась с этим чувством, сохраняя верность мужу, пытаясь сохранить семью. В 1960 году Друнина всё-таки рассталась с Николаем Старшиновым и, забрав с собой дочку, ушла к 

Каплеру

, который также развёлся. Супружество

Каплера

и

Друниной

, продлившееся 19 лет, было очень счастливым. Юлия посвятила мужу, своей любви к нему, огромное количество стихов — хотя и меньше, чем о войне, но больше, чем о чём бы то ни было другом. Смерть

Каплера

в 1979 году так и осталась для

Друниной

невосполнимой утратой.

 

С большими надеждами на лучшее будущее Юлия Друнина восприняла перестройку конца 1980-х годов. В 1990 году стала д

епутатом Верховного Совета СССР.

На вопрос, зачем она баллотировалась в депутаты, Друнина однажды ответила: «Единственное, что меня побудило это сделать, — желание защитить нашу 

армию

, интересы и права участников Великой Отечественной войны и 

войны

в Афганистане

».

Разочаровавшись в полезности этой деятельности и поняв, что сделать ничего существенного не сможет, вышла из депутатского корпуса. В августе 1991 года (во время путча 

ГКЧП

) уч

аствовала в защите Белого Дома.

 

Юлия

Друнина

трагически ушла из жизни, покончив с собой 21 ноября 1991 года. Основной причиной самоубийства, судя по всему, послужили крушение общественных идеалов и развал страны.

В одном из писем, написанных перед уходом из жизни, Друнина так описывала свои переживания: «…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире, такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…»

 

Судный час
Покрывается сердце инеем —
Очень холодно в судный час…
А у вас глаза как у инока —
Я таких не встречала глаз.
Ухожу, нету сил. Лишь издали
(Всё ж, крещёная!) помолюсь
За таких вот, как вы, — за избранных
Удержать над обрывом Русь.
Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!»[5]

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×