Последовательное и параллельное соединение | Иванова Ирина Леонидовна. Работа №349219
Открытый урок в 8 классе
Тема урока: Последовательное и параллельное соединение проводников
Цель: Теоретически и экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи.
Задачи:
образовательные:
· экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном и последовательном соединениях проводников;
· экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном и параллельном соединении проводников;
· продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).
воспитательные:
· продолжить воспитание отношение к физике как к экспериментальной науке;
· продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).
развивающие:
· продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
· продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.
Оборудование:
· (на одну группу)
· источник питания (4В);
· амперметры лабораторные (1шт.);
· вольтметры лабораторные (1 шт.);
· ключ;
· реостат;
· резистор (1 шт.);
· лампа (1 шт.);
· провода соединительные;
· экран.
Открытый урок в 8 классе
Тема урока: Последовательное и параллельное соединение проводников
Учитель: Иванова Ирина Леонидовна, учитель физики, МБОУ «СОШ №35», г.Владивосток
Цель: Теоретически и экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи.
Задачи:
образовательные:
экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном и последовательном соединениях проводников;
экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном и параллельном соединении проводников;
продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).
воспитательные:
продолжить воспитание отношение к физике как к экспериментальной науке;
продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).
развивающие:
продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.
Оборудование:
(на одну группу)
источник питания (4В);
амперметры лабораторные (
1
шт.);
вольтметры лабораторные (1 шт.);
ключ;
реостат;
резистор (1
шт.);
лампа (1 шт.);
провода соединительные;
экран
.
Ход урока:
1. Организационная часть
Учитель: - (СЛАЙД №1) Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычность в том, что на уроке присутствуют мои коллеги. Но, мы с вами, как и всегда, работаем в том же режиме и в том же темпе.
(Слайд №2) Сегодня на уроке я вам желаю быть как:
ЛАМПОЧКА
– пусть ваши лица светятся радостью и счастьем от правильных ответов товарищей;
ГЕНЕРАТОР– как генератор является источником энергии, так и вы будьте инициаторами и генераторами идей;
АМПЕРМЕТР
– последовательно включайтесь в процесс обсуждения поставленной цели.
2. Актуализация знаний:
- Итак, на прошлых занятиях мы с вами вспомнили такие электрические величины, как сила тока, напряжение, сопротивление; закон Ома для участка цепи. Также вы знакомы с приборами для измерения силы тока и напряжения, умеете собирать простейшие электрические цепи.
(Учитель вместе с учениками вспоминают основные понятия)
(СЛАЙД №3) Значит, Сила тока обозначается буквой - I; единица измерения - 1А; прибор для измерения – амперметр; физический смысл - характеризует электрический ток.
(СЛАЙД №4) Напряжение обозначается буквой - U; единица измерения - 1В; прибор для измерения – вольтметр; физический смысл – характеризует электрическое поле.
(СЛАЙД №6) Сопротивление обозначается буквой - R; единица измерения – 1Ом; физический смысл – характеризует проводник.
Учитель: Физические величины: сила тока, напряжение и сопротивление – связаны между собой законом. Каким же?
Учащиеся отвечают: - Закон Ома на участке цепи. (СЛАЙД №7)
Учитель: Как он читается?
Учащиеся отвечают:
(Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна приложенному к нему напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка).
I =
3. Изучение нового материала
Учитель:
Простейшая электрическая цепь у нас состояла из источника тока, ключа и лампочки. В этой цепи мы использовали лишь один потребитель электрической энергии – электрическую лампочку. Но на практике такие электрические цепи встречаются редко. В основном электрические цепи состоят из большого числа потребителей электрической энергии, причём по-разному соединённых между собой.
ВОПРОС К КЛАССУ:
- Какие способы соединения проводников в электрической цепи вам известны?
Учащиеся отвечают:
- Последовательные и параллельные соединения.
Учитель: Тогда, кто мне подскажет тему нашего урока?
(Дети отвечают)
Учитель: (СЛАЙД №9) Запишем тему урока:
Последовательное и параллельное соединение проводников.
(Учащиеся записывают тему занятия в тетрадь.)
Учитель: Кто мне подскажет цель нашего урока?
Цель нашего урока: - теоретически и экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи.
(СЛАЙД №10) Перед вами на слайде две электрические схемы. Какие различия вы видите в этих схемах?
Ученик: Проводники, включенные в указанные схемы, соединены по-разному.
- Как соединены проводники? (ответы учащихся)1- параллельно, 2-последовательно.
Сформулируйте, какое соединение проводников называется последовательным?
(
СЛАЙД №11
)
Последовательное соединение проводников – соединение проводников, при котором конец первого проводника соединен с началом второго, конец второ
го – с началом третьего и т. д.
Учитель: А теперь рассмотрим параллельное соединение проводников.
Сформулируйте определение параллельного соединения проводников?
(СЛАЙД №12) Параллельное соединение проводников – соединение проводников, при котором начала всех проводников соединяют с одной точкой электрической цепи, а концы- с другой.)
Учитель: Далее предлагаю сегодня на уроке самим экспериментально изучить последовательное и параллельное соединения проводников в электрической цепи.
Для этого класс делится на 4 группы по 6-7 человек.
(Учитель разделяет сам).
Учитель раздает на каждую группу карточку с заданием. 2 группы экспериментально изучают последовательное соединение, а 2 другие группы - параллельное соединение проводников.
(Слайд № 19) Вспомним правила техники безопасности при работе с электрическими приборами:
1. При сборке электрической цепи использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов.
2. Источник тока подключать в последнюю очередь.
3. Собранную электрическую цепь включать только после проверки ее учителем.
4. Источник тока подключать и отключать при разомкнутом ключе.
5. Не прикасаться к элементам цепи, находящимся под напряжением и без изоляции.
6. Пользоваться только исправными штепсельными соединениями, розетками, гнездами и выключателями.
Порядок выполнения работы: (Слайд №13)
Задачи:
Экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном и последовательном соединениях проводников;
Теоритически (используя закон Ома и законы последовательного и параллельного соединения)
определить общее сопротивление цепи при последовательном и параллельном соединении проводников;
На основании полученных в ходе исследования результатов сделать соответствующие выводы.
Слайд №14
Собираем цепь по схеме и показываем учителю.
Последовательное соединение проводников.
Учащийся рисует схему на доске.
Собираем цепь по схеме и показываем учителю.
Слайд №15
Параллельное соединение проводников.
Учащийся рисует схему на доске.
Замыкаем электрическую цепь. Показания приборов записываем в тетрадь. Делаем соответствующие выводы
1. при последовательном соединении сила тока на любых участках цепи одинакова. (Слайд №16)
2. при параллельном соединении проводников сила тока в цепи равна сумме сил токов на каждом участке цепи. (Слайд №17)
3. при последовательном соединении проводников полное напряжение в цепи равно сумме напряжений на отдельных её участках. (Слайд №18)
4. при параллельном соединении проводников общее напряжение в цепи на всех ее участках одинаково. (Слайд №19)
Физкультминутка. Встаньте. Задвиньте стулья, чтоб они вам не мешали. Вы - электрические проводники. По моей команде 1 и 2 группы должны соединиться в последовательную цепь, используя провода-руки, а 3 и 4- в параллельную. Разомкните свою цепь. Садитесь.
Учитель. Что можно сказать о сопротивлении при последовательном соединении проводников?
Далее по закону Ома определяют сопротивление на первом резисторе, на втором резисторе и общее сопротивление цепи.
1-2 группы: На основании полученных данных учащиеся делают вывод о том, что при последовательном соединении проводников общее сопротивление цепи равно сумме сопротивлений отдельных её проводников.
Ученик 1-2 группы. Для расчёта общего сопротивления участка цепи, которая состоит из двух последовательно соединенных проводников, воспользуемся соотношением: U=U1 + U2
Согласно закону Ома сила тока на всем участке цепи равна ; отсюда U = IR.
Поскольку І=І1=І2, то U1=IR1; U2=IR2.
Итак, имеем: IR= IR1+ IR2= I(R1+R2).
После сокращений I, имеем: R=R1+R2. (Слайд №20)
Учитель: Если цепь состоит из нескольких последовательно соединенных проводников, общее сопротивление будет равно сумме сопротивлений отдельных проводников:
R=R1+R2+…+Rn , где n – количество проводников. (Слайд №22)
Учитель: Чему равно общее сопротивление последовательно соединенных проводников, которые имеют одинаковое сопротивление?
Ученик: Общее сопротивление R последовательно соединенных проводников, которые имеют одинаковое сопротивление RІ, равно
R= n RІ, где n – количество проводников.
Учитель. Что можно сказать о сопротивлении при параллельном соединении проводников?
Ученик. Для расчёта общего сопротивления участка цепи, которая состоит из двух параллельно соединенных проводников, воспользуемся соотношением: I=I1 + I2
Обозначив сопротивления проводников через R1 и R2 и воспользовавшись законом Ома можем переписать это соотношение в виде:
Поскольку при параллельном соединении проводников U=.=, получаем:
После сокращений U, получим: .
Анализируя последнюю формулу, можно сделать вывод: (Слайд №21)
Учитель: Чему будет равно Общее сопротивление R параллельно соединенных проводников, которые имеют одинаковое сопротивление RІ?
Общее сопротивление R параллельно соединенных проводников, которые имеют одинаковое сопротивление RІ, равно R=, где n – количество проводников. Например, если цепь состоит из двух параллельно соединенных проводников, которые имеют одинаковое сопротивление RІ, то общее сопротивление R этого участка будет равно: R=. (Слайд №22)
Учитель: Решим задачу. (Слайд №24 - 25)
Учитель: Какие примеры вы можете привести последовательного соединения проводников?
Ученик: новогодняя гирлянда (Слайд №26)
Учитель: А теперь подумайте какие достоинства и недостатки вы можете выделить при каждом соединении?
Ученик: Недостатком последовательного соединения является то, что если выйдет из строя хоть одна из ламп, гореть не будут все, так как нарушается электрическая цепь.
А вторым недостатком, как Вы уже догадались, является слабое свечение. При последовательном соединении двух ламп напряжение 220В будет делиться пополам, и составит 110В для каждой. Поэтому последовательное соединение ламп накаливания на напряжение 220В в домашних условиях практически не применяется.
Достоинство: простота сборки. (Слайд №27)
Учитель: Какие примеры вы можете привести параллельного соединения проводников?
Ученик: лампы в кабинетах, все бытовые приборы подключаются в сеть напряжением 220 В. (Слайд №26)
Учитель: А почему же лампы в кабинете не соединяются последовательно?
Ученик: Лампы в квартире, кабинете соединяют параллельно для того, чтобы при перегорании одной из них свет в кабинете не погас.
Учитель: Какие преимущества и недостатки можно выделить при параллельном соединении?
Ученик: При параллельном соединении при выключении одного из элементов, цепь продолжает функционировать дальше (такое подключение позволяет включать различные приборы в сеть совершенно независимо друг от друга, и при выходе их из строя одного из них, это не влияет на работу остальных). Но все приборы должны быть рассчитаны на одно и то же напряжение. (Слайд №27)
К квартирах подведено напряжение 220 В, предположим, оно потребляет ток 10 А. Тогда согласно закону Ома для участка цепи сопротивление квартиры можно рассчитать: R==. Чем больше приборов будет подключено одновременно, тем будет меньше общее сопротивление всей квартиры, а значит, резко возрастет по закону Ома для участка цепи, сила тока. Сила тока превысит свое допустимое значение, и тогда вся квартира обесточится. При резком увеличении силы тока интенсивно проявляется тепловое действие. Может расплавится изоляция проводников, по которым протекает электрический ток, и оголенные проводники замкнутся между собой- произойдет короткое замыкание.
Закрепление нового материала. Решение задач на слайдах. (Слайд № 28,29,30)
Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд №31, №32)
Беседуя с учащимися, подводим итог тому, что нового узнали сегодня на уроке. Затем вместе отвечаем на контрольные, делаем вывод, подводим итоги по выполнению задач урока. Проводим рефлексию. Сдаем листочки.
Сегодня на уроке я узнал (вспомнил)…….Теперь я могу…………Было интересно……….
Было трудно……….
Домашнее задание: п. 48-49. Упр. 32(1), упр. 33(1). (Слайд №33)
Выставление оценок.