Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Пословицы на уроках окружающего мира ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Шушкина Марина Викторовна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Пословицы на уроках окружающего мира

Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем зна­ний — важное условие успешности учебного процесса. Известно, однако, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в фор­мах простого повторения. Особенно это малоэффективно на уроке итогового повто­рения, когда надо восстановить в памяти учащихся основные понятия и сведения по всей пройденной теме.

Оживить опрос и активизировать в процес­се его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала.

Привлечение пословиц к изучению окружающего мира обогащает учебный процесс. Бла­годаря умело включенным в канву урока пословицам природные явления представля­ются наглядно-образно, кроме того, углуб­ляется восприятие изучаемого материала, повышается интерес к предмету. Яркие по форме, лаконичные, они легко запоминаются, способствуют усвоению содержания учебного предмета. Пословицы учат подмечать законо­мерности в природных явлениях, содейст­вуют развитию наблюдательности.

Использование пословиц целесообразно, если их содержание связано с конкретными вопросами курса окружающего мира, если они доступны учащимся начальных классов, име­ют яркую форму, расширяют кругозор учащихся.

Методика использования пословиц на уро­ках может быть разнообразной. Некоторые пословицы применяют для иллюстрации природных явлений, другие — с целью объяс­нить их смысл, в третьих — надо соотнести житейский смысл и подмеченную природную закономерность.

Пословицы — народные приметы погоды целесообразно привлекать при изучении времён года. При этом интересно срав­нить содержание пословицы с наблюдениями учащихся. Существуют пословицы-загадки, разгадывание их всегда интересно школь­никам.

К пословицам можно обращаться на раз­ных этапах урока: при мотивации учебной деятельности, при актуализации знаний, при первичном закреплении, во время творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Проиллюстрируем сказанное примерами.

На уроке «Апрель водолей» (1 класс, по программе Н.Ф Виноградовой) можно использовать следующие пословицы: «Апрель с водой, май с травой»; «На льду не строятся»! «От грома и в воде не уйдешь».

Рекомендуем не только ознакомить школь­ников с этими пословицами, но и раскрыть их смысл. Первую пословицу дети вполне могут объяснить сами. Рассуждая о второй, поясняем учащимся, что ни на льду, ни изо льда дома не строят: весной темпера­тура воздуха повышается, лед тает и построй­ки рухнут, подобно тому, как растаял ледя­ной дом в сказке о лисе и зайце.

Весной бывают первые громы, а там уже близко лето. Поэтому пословицу «От грома и в воде не уйдешь» можно связать с пра­вилами поведения во время грозы. Поясняем, что в этой пословице речь идёт не о громе, который не опасен для человека, а о молнии.

Как известно, молния ударяет преимущест­венно в места, обладающие хорошей электро­проводностью. Например, река, сырая глина, болотистые места поражаются молнией чаще, чем сухой песок или каменистая почва. Поэтому во время грозы опасно находиться в реке или на берегу. Кроме того, молнии часто поражают одиноко возвышающиеся предметы.

Итак, чтобы избежать поражения молнией, надо соблюдать следующие правила:

      не подходить к высоким предметам (деревьям, столбам) и молниеотводам, тем более не прикасаться к ним;

     не оставаться на возвышенных местах (холмах, горах) и на открытых вершинах;

      не находиться на берегах рек, ручьев, водоемов, не купаться в них во время грозы.

При изучении темы «Февраль-месяц метелей и вьюг» (1 класс, по программе Н.Ф. Виноградовой) представляется доступным такое поясне­ние к пословице «Много снега — много хле­ба». Снег, подобно шубе, предохраняет ози­мые от вымерзания. Много снега — шуба толстая, мороз не доберется до нежной зелени.

В канву урока «Сентябрь-первый месяц осени» (1 класс, по программе Н.Ф Виноградовой) целесооб­разно включить следующие пословицы:

«Холоден сентябрь, да сыт»;

«В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина»;

«Соль мокнет — к дождю»;

«Табак сыреет — к сырой погоде».

Последние две пословицы можно объяс­нить так: перед наступлением дождя в возду­хе становится больше влаги. Некоторые ве­щества (например, соль и табак) обладают способностью ее впитывать. Здесь же можно объяснить детям и о вреде курения.                                                             

Полезно использовать посло­вицы — народные приметы погоды. При­ведем некоторые из них:

«Обильная роса — к хорошей погоде»;

«Осенний иней — к сухой и солнечной погоде»;

«Туман утром стелется по воде — к хо­рошей погоде»;                    

«Мало звезд на небе — к ненастью»;

«Кольцо вокруг солнца — к ненастью»;                           

«Солнце красно заходит — к ветру».

Например, так можно объяснить приметы, сулящие хорошую погоду. Облака, подобно одежде, в ночное время предохраняют землю от переохлаждения. При отсутствии облаков ночью земля охлаждается сильнее, чем в пасмурную погоду. Это вызывает выпадение росы и инея, появление тумана.

«Погодную» примету, связанную с види­мостью звезд на небе и предвещающую ненастье, учащимся понять нетрудно. С ухуд­шением погоды увеличивается облачность, и слабые звезды становятся невидимыми, поэтому звезд мало.

Активизирует познавательную деятель­ность учащихся работа с пословицами-загадками. Их можно использовать при работе по теме «Явления природы» (1 класс, по программе Н.Ф Виноградовой). Приведем несколько таких по­словиц:

«Что стучит без рук?» (Гром.)

«На землю падает, от земли не отлетает.» (Дождь.)

«Мостится мосток без досок, без топора, без клина.» (Лед.)

«Вечером наземь слетает, ночью на земле пребывает, утром опять улетает.» (Роса.)

Практика использования пословиц на уро­ках окружающего мира подтвердила эффек­тивность и целесообразность такого приёма активизации познавательной деятельности учащихся.

Особенно интересную работу с пословицами  можно организовать при работе с  карточками. К каждой пословице подбираем выразительную картинку. При разговоре о вре­менах года предлагаем выбрать подходящую пословицу и объяснить ее смысл.

Предложенная методика позволяет школьникам лучше усвоить про­граммный материал, приобщает к культуре, а также развивает такие качества, как наблю­дательность, стремление объяснить природ­ные явления, необходимые в дальнейшем для полноценного усвоения систематиче­ских курсов физики, химии, биологии.

 

 

Прикрепленные файлы:
Пожалуйста, подождите.
x
×