Пословицы на уроках окружающего мира ☼
Автор: Шушкина Марина Викторовна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}
Пословицы на уроках окружающего мира
Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний — важное условие успешности учебного процесса. Известно, однако, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в формах простого повторения. Особенно это малоэффективно на уроке итогового повторения, когда надо восстановить в памяти учащихся основные понятия и сведения по всей пройденной теме.
Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала.
Привлечение пословиц к изучению окружающего мира обогащает учебный процесс. Благодаря умело включенным в канву урока пословицам природные явления представляются наглядно-образно, кроме того, углубляется восприятие изучаемого материала, повышается интерес к предмету. Яркие по форме, лаконичные, они легко запоминаются, способствуют усвоению содержания учебного предмета. Пословицы учат подмечать закономерности в природных явлениях, содействуют развитию наблюдательности.
Использование пословиц целесообразно, если их содержание связано с конкретными вопросами курса окружающего мира, если они доступны учащимся начальных классов, имеют яркую форму, расширяют кругозор учащихся.
Методика использования пословиц на уроках может быть разнообразной. Некоторые пословицы применяют для иллюстрации природных явлений, другие — с целью объяснить их смысл, в третьих — надо соотнести житейский смысл и подмеченную природную закономерность.
Пословицы — народные приметы погоды целесообразно привлекать при изучении времён года. При этом интересно сравнить содержание пословицы с наблюдениями учащихся. Существуют пословицы-загадки, разгадывание их всегда интересно школьникам.
К пословицам можно обращаться на разных этапах урока: при мотивации учебной деятельности, при актуализации знаний, при первичном закреплении, во время творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания).
Проиллюстрируем сказанное примерами.
На уроке «Апрель водолей» (1 класс, по программе Н.Ф Виноградовой) можно использовать следующие пословицы: «Апрель с водой, май с травой»; «На льду не строятся»! «От грома и в воде не уйдешь».
Рекомендуем не только ознакомить школьников с этими пословицами, но и раскрыть их смысл. Первую пословицу дети вполне могут объяснить сами. Рассуждая о второй, поясняем учащимся, что ни на льду, ни изо льда дома не строят: весной температура воздуха повышается, лед тает и постройки рухнут, подобно тому, как растаял ледяной дом в сказке о лисе и зайце.
Весной бывают первые громы, а там уже близко лето. Поэтому пословицу «От грома и в воде не уйдешь» можно связать с правилами поведения во время грозы. Поясняем, что в этой пословице речь идёт не о громе, который не опасен для человека, а о молнии.
Как известно, молния ударяет преимущественно в места, обладающие хорошей электропроводностью. Например, река, сырая глина, болотистые места поражаются молнией чаще, чем сухой песок или каменистая почва. Поэтому во время грозы опасно находиться в реке или на берегу. Кроме того, молнии часто поражают одиноко возвышающиеся предметы.
Итак, чтобы избежать поражения молнией, надо соблюдать следующие правила:
— не подходить к высоким предметам (деревьям, столбам) и молниеотводам, тем более не прикасаться к ним;
— не оставаться на возвышенных местах (холмах, горах) и на открытых вершинах;
— не находиться на берегах рек, ручьев, водоемов, не купаться в них во время грозы.
При изучении темы «Февраль-месяц метелей и вьюг» (1 класс, по программе Н.Ф. Виноградовой) представляется доступным такое пояснение к пословице «Много снега — много хлеба». Снег, подобно шубе, предохраняет озимые от вымерзания. Много снега — шуба толстая, мороз не доберется до нежной зелени.
В канву урока «Сентябрь-первый месяц осени» (1 класс, по программе Н.Ф Виноградовой) целесообразно включить следующие пословицы:
«Холоден сентябрь, да сыт»;
«В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина»;
«Соль мокнет — к дождю»;
«Табак сыреет — к сырой погоде».
Последние две пословицы можно объяснить так: перед наступлением дождя в воздухе становится больше влаги. Некоторые вещества (например, соль и табак) обладают способностью ее впитывать. Здесь же можно объяснить детям и о вреде курения.
Полезно использовать пословицы — народные приметы погоды. Приведем некоторые из них:
«Обильная роса — к хорошей погоде»;
«Осенний иней — к сухой и солнечной погоде»;
«Туман утром стелется по воде — к хорошей погоде»;
«Мало звезд на небе — к ненастью»;
«Кольцо вокруг солнца — к ненастью»;
«Солнце красно заходит — к ветру».
Например, так можно объяснить приметы, сулящие хорошую погоду. Облака, подобно одежде, в ночное время предохраняют землю от переохлаждения. При отсутствии облаков ночью земля охлаждается сильнее, чем в пасмурную погоду. Это вызывает выпадение росы и инея, появление тумана.
«Погодную» примету, связанную с видимостью звезд на небе и предвещающую ненастье, учащимся понять нетрудно. С ухудшением погоды увеличивается облачность, и слабые звезды становятся невидимыми, поэтому звезд мало.
Активизирует познавательную деятельность учащихся работа с пословицами-загадками. Их можно использовать при работе по теме «Явления природы» (1 класс, по программе Н.Ф Виноградовой). Приведем несколько таких пословиц:
«Что стучит без рук?» (Гром.)
«На землю падает, от земли не отлетает.» (Дождь.)
«Мостится мосток без досок, без топора, без клина.» (Лед.)
«Вечером наземь слетает, ночью на земле пребывает, утром опять улетает.» (Роса.)
Практика использования пословиц на уроках окружающего мира подтвердила эффективность и целесообразность такого приёма активизации познавательной деятельности учащихся.
Особенно интересную работу с пословицами можно организовать при работе с карточками. К каждой пословице подбираем выразительную картинку. При разговоре о временах года предлагаем выбрать подходящую пословицу и объяснить ее смысл.
Предложенная методика позволяет школьникам лучше усвоить программный материал, приобщает к культуре, а также развивает такие качества, как наблюдательность, стремление объяснить природные явления, необходимые в дальнейшем для полноценного усвоения систематических курсов физики, химии, биологии.