Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Пособие по композиции - приемы и средства композиции | Махнëва Наталья Владимировна. Работа №292636

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Махнëва Наталья Владимировна
ВВЕДЕНИЕ                                            3

Глава 1: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.         7

1. Приёмы композиции                         7

1.1. Статика, динамика                        9

1.2. Симметрия, асимметрия               14

1.3. Ритм, метр                                  18

1.4.  Размер, масштаб                        25

1.5. Вертикаль, горизонталь, диагональ        32

Глава 2: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.        36

Электронно-методическое пособие.   36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                   48

ПРИЛОЖЕНИЕ                                   50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия
Художественно-графический факультет
Кафедра Изобразительного искусства
Курсовая работа по дисциплине
Технология и методика преподавания Изо
на тему:
Художественно-выразительные и изобразительные средства композиции. Приёмы композиции.
Руководитель: Н.С. Кузнецова
Зав. кафедры Изо, к. пед. н.
Хамитова Н.В., Махнёва Н.В
ОЗО ХГФ гр.543
Нижний Тагил
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.7
1. Приёмы композиции 7
1.1. Статика, динамика9
1.2. Симметрия, асимметрия14
1.3. Ритм, метр18
1.4. Размер, масштаб25
1.5. Вертикаль, горизонталь, диагональ32
Глава 2: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.36
Электронно-методическое пособие.36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ48
ПРИЛОЖЕНИЕ50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ51
Художественно-выразительные и изобразительные средства композиции. Приемы композиции. Электронно- методическое пособие.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в художественно-оформительской теории и практике уделяется активное внимание применению приёмов композиции в работах художников, иллюстрациях к современным произведениям, и особенно эстетическому оформлению работ, выполненных на компьютере – компьютерная графика, фотография, а также оформление сайтов и рекламы. Самым популярным, в нынешнее время, источником информации является Интернет, ставший так называемым виртуальным миром. В реальном же мире люди, это всё-таки потребители, и для собственного информирования им необходима реклама, которую могут предоставить рекламные и дизайнерские агентства. Чаще всего и в том и в другом мире сидят люди молодого поколения, поэтому они представляют большую конкурентоспособность друг для друга, а прежде всего для более зрелого поколения, тем более что все информационные источники просто кишат рекламой, лейблами и брендами. Именно поэтому грамотное применение приёмов композиции способствуют формированию профессионализма и накопления опыта, а самое главное раскрутки и покупаемости рекламной и потребительской продукции, особенно недавно появившихся фирм, а также информационное просвещение людей. Но не надо забывать ещё и о том, что интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимы стимуляция и эмоции, которых так не хватает в серых, будничных днях, поэтому такой человек будет реагировать только на яркие и радостные краски. Афиши, рекламные листовки, объявления должны быть акцентированы на чём-либо одном: распродажи, скидки, расширение рекламных точек, то есть на интересном, заманчивом факте, выделенным жирными и привлекающими на себя буквами. То же самое в картинах и на фото обязательно должен быть акцент на чём-либо, своя изюминка, подробнее об этом будет представлено в приложении. Особенно это актуально для подрастающего поколения. Ведь потребности современного поколения растут, и чтобы воспитать в наших детях, в будущем достойных работников художественно-оформительской деятельности, необходимо приложить немало усилий, передать им опыт оформителей. Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности, этим фундаментом и будут приёмы композиции. Но дело в том, что дети переходного школьного или после школьного возраста способны проявить эмоции и старательность, однако реальная практика говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев учащиеся либо пассивно выполняют поручения педагога, либо никак не выполняют. Необходимо обратить внимание на индивидуальность каждого ребёнка в отдельности, заинтересовать и вдохновить его на творчество.
В нашем современном мире актуализируется проблема эстетического воспитания у детей знаний и умений, а также художественного вкуса, через изучение приёмов композиции. Потому что, приходя, например, в музей, на любую выставку (произведения художников, работы детей, фото галерея) дети (рассматривается возраст 12 – 17 лет) не могут толком ответить на вопросы: что изображено на работе, как – композиция работы, не могут адекватно высказать своё мнение. То есть воспринимают всё это несерьёзно, и это понятно, под монотонный рассказ экскурсовода или преподавателя можно делать всё, что угодно, но только единицам будет по-настоящему интересно слушать.
Данная дисциплина направлена на то, чтобы научить детей изобразительному искусству. А именно, наша цель в том, чтобы преподнести в доступной форме теоретические знания о приёмах композиции и для большего его понимания, материал на примерах работ, с их практическим применением в художественной и оформительской деятельности. Так как в данном возрасте (12 – 17 лет) дети лучше всего воспринимают теоретический материал на каких-либо примерах: историй из жизни, наглядных, демонстрационных. Для следственного эксперимента был проведён практический урок в 4 классе, на тему Путешествие в подводное царство (изготовление объемной, декоративной композиции – в виде рамки). Индивидуальная работа. Целью урока было: Декорирование рамки, как овладение видами создания декоративной композиции. (конспект и приложения будут вложены в приложение).
Именно поэтому мы выбрали тему нашей курсовой работы:
Художественно-выразительные и изобразительные средства композиции. Приёмы композиции.
Объект: художественно-выразительные и изобразительные средства композиции.
Предмет: приёмы композиции.
Исходя из актуальности, объекта и предмета исследования мы выделяем цель: доказать, что преподнесённые в доступной форме теоретические знания о приёмах композиции с материалом на примерах работ, с их практическим применением в художественной и оформительской деятельности, воспринимается детьми в возрасте 12 – 17 лет лучше всего.
В нашей курсовой работе мы будем доказывать следующую гипотезу: мы сделали предположение, что на уроках изобразительного искусства теория, даже в доступной форме, не совсем работает без практики. Так как приёмы композиции нельзя объяснить, не посмотрев на них, если даже можно, то материал не усвоится.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить литературу по теме;
изучить характеристики каждого приёма композиции;
изучить структуру приёмов композиции на примерах иллюстраций, работ художников, оформительской деятельности, фотографиях и детских работ.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленной задачи использовались следующие методы:
изучение состояния проблемы по разным источникам;
использование опыта в преподавании Изо и оформлении;
наблюдение;
анализ иллюстраций, картин, фотографий, детских работ.
По данной проблеме исследования имеется литература: например книга Виталия Устина Композиция в дизайне излагает нам некоторые приёмы композиции, приводя в пример иллюстрации на основе найденных и разработанных им текстур и стилизованных изображений. А Н.А. Ковальчук предлагает нашему вниманию книгу под названием Композиция. Художественные средства, где наглядно продемонстрированы архитектура и оформление во времена перестройки, когда господствовала сила лозунга.
Представленная работа состоит из теоретической части и практической части. Теоретическая часть состоит из 6 параграфов – в них рассмотрены и проанализированы характерные особенности каждого приёма композиции, а также приведены примеры применения этих приёмов на практике. Практическая работа состоит из 1 общего вступительного, 11 основных параграфов и заключения.
Глава 1: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Приёмы композиции.
Композиции нельзя научиться дотех пор, – писал Н.Н.Крамской, – пока художник ненаучится наблюдать исам замечать интересное и важное. Сэтого только момента начинается для него возможность видения подмеченного посуществу икогда онпоймет, где узел идеи, тогда ему остается формулировать, икомпозиция является сама собой.
Композиция в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, соединение, составление, расположение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Под композицией произведения в широком смысле этого слова следует понимать совокупность приемов, использованных автором для устроения своего произведения, приемов, создающих общий рисунок этого последнего, распорядок отдельных его частей, переходов между ними и т.п. Сущность композиционных приемов сводится таким образом к созданию некоторого сложного 372единства, сложного целого и значение их определяется той ролью, которую они играют на фоне этого целого в соподчинении его частей.
Художники и дизайнеры накопили немало знаний и опыта по композиции художественных произведений.
Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.
Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.
Статика, динамика
Статика и динамика используется для выражения степени стабильности, как в композиции в целом (фронтальная композиция; объемная композиция, состоящая из различных форм; объемно-пространственная композиция).
В композиции данные средства гармонизации могут быть выражены расположением элементов, цветом, пластикой и др. При этом они могут придавать композиции неоднозначный характер. Одни элементы могут зрительно выявлять ее стремительность, другие – наоборот, останавливать ее.
По схемам построения и характеру трактовки композиционные решения бывают двух видов: статичные и динамичные.
Статика
Статичные (неподвижные) композиции чаще всего симметричны. Статичные композиции передают состояние покоя, устойчивости и уравновешенности. И в основном используются для передачи гармонии. Сюда, как правило, относятся линейные рисунки (полосы и клетки), композиции с геометрическим орнаментом и некоторые произведения с растительным узором. Если взять орнамент, то он располагается в основном по прямоугольной сетке, все элементы лежат на вертикальных или горизонтальных осях, перпендикулярных или параллельных краям, изобразительные элементы располагаются фронтально, они устойчивы, и место их в композиционной схеме четко определено.
Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвета.
У статичной композиции есть центр, вокруг которого организуется пространство. Статичность требует спокойных движений линий, четких членений по вертикалям и горизонталям. Возможна комбинация двух начал - динамики и статики.
Это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью.
По степени зрительной и физической стабильности формы можно разделить на три основных вида. К первому виду относятся зрительно и физически статичные формы. По производимому впечатлению они оцениваются как предельно стабильные. К ним можно отнести: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамиду и т. п. Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, предельно статичный характер. Примером таких форм могут служить сооружения многовековой истории архитектуры начиная с пирамид Гизы, памятников римской архитектуры, средневековья, эпохи Возрождения до модерна и конструктивизма.
Условия для выражения покоя (статики):
- нет - диагоналей;
- нет свободного пространства;
- статичные позы;
- симметрия, уравновешенность;
- вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал).
- преобладают пересекающиеся горизонтальные и вертикальные композиционные оси. Эта композиция вызывает ощущение незавершённости и простора.
Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.
Динамика
Теперь переходим к динамической композиции. Динамика, это полная противоположность статики во всем.
Динамика – зрительное восприятие движения, стремительности формы.
Существует множество средств достижения единства и художественной выразительности композиции в архитектуре, фотографии, компьютерной графики, живописи, скульптуре, ландшафтном дизайне и т. д. – средств гармонизации. Одним из этих средств является динамика – зрительное восприятие движения, стремительности формы. Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других. Динамика не может рассматриваться без противоположной ей статики – состояния покоя, равновесия формы, устойчивости во всем ее строе, в самой геометрической основе.
В динамичных по решениям композициях основном выстраиваются по диагонали, иногда встречаются овалы или круги.
Приветствуется ассиметричное расположение, ярче выражено движение, здесь возможно смелое нарушение симметрии.Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.Цветовое решение в динамических композициях может быть более напряженным. Цвета более открытые, спектральные. Также используются для передачи движения физически статичные, но зрительно динамичные формы, оцениваемые так по впечатлению их некоторой неуравновешенности. Эта оценка касается стационарных форм, устремленных, например, в одном направлении, с нарушенной симметрией и другими специфичными для динамичных композиций свойствами.
Динамичность свойственна и неподвижным и быстродвижущимся предметам. В первом случае она является результатом необходимой конструктивной компоновки, следствием взаимодействия различных размерных величин. Для неподвижных предметов динамичность не является качеством, которое определяет форму.
Динамичность формы быстродвижущихся предметов, например, средств транспорта, обусловлена функционально.
При проектировании различных изделий не следует задавать динамичность тем вещам, в которых она не вызвана функционально или требованиями конструкции. Очень важно также в форме одного и того же предмета выразить единую меру динамичности.
Если речь идет о динамизме единичной формы как таковой (форма от лат. forma – форма, вид, образ, рассматривается как очертание, внешний вид, контуры предмета), то динамичность можно выразить через следующие состояния: сжатие, кручение, поворот, растяжение, вспышка, излучение, волна, смятие, вращение и т.п
- прием скручивания (трансформация формы путем закручивания линий поверхности);- прием вращения (при вращении неподвижной остается, по крайней мере, одна точка формы, вокруг которой происходит вращение);- прием смятия (изменение геометрических характеристик исходной формы за счет нарушенной структуры и создания сложного геометрического вида);- прием вдавливания (происходит на стенках исходной формы, заставляя их трансформироваться – углубляться);
- прием вытягивания (давление происходит на стенки изнутри исходной формы, заставляя их трансформироваться – вытягиваться);
- прием деструкции (нарушение нормальной функции формы).
Примером таких форм могут служить сооружения современных стилей: хай-тека1, деконструктивизма2, био-тека3.
Динамичность связана с асимметричной системой, обладающей гибкостью несхожих и разнохарактерных частей, а также изменчивостью во времени. Статичность неразделима с симметрией, равновесием частей и стабильностью во времени, законченностью композиции.
1.2 Симметрия, асимметрия
Симметричная композиция
Слово симметрия в переводе с греческого означает соразмерность. Симметрия — принцип организации композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра.
Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции в художественном проектировании. С симметрией человек встречается повседневно в природе и технике, она проходит через всю многовековую историю человеческого творчества, ее широко используют архитекторы, живописцы, скульпторы, фотографы, художники-конструкторы, инженеры и даже техники, и т. д.
Симметрия с древних времен считалась одним из условий красоты, поскольку она обеспечивает равновесие композиции. Человек уже на заре цивилизации имел представление о симметрии, по ее законам строил свои сооружения, здания, машины, изготовлял предметы быта, и все это определялось не только практическими требованиями, но в какой-то мере и эстетическими.
Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Композиционное равновесие легче достигается при проектировании симметричных форм, так как ось симметрии уже создает предпосылки такого равновесия, хотя еще его не гарантирует.
Тонкое понимание и проявление композиционного равновесия дает опыт искусства.
Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, строгости, силы, особой торжественности и значимости событий.
В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины. Наиболее простой вид симметрии — зеркальный — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии. Зеркальная симметрия широко распространена также в предметах быта, сувенирных изделиях и т. д.
Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроена фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции – статичны (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.
Симметрия как принцип группировки элементов на плоскости или в пространстве предполагает наличие одной или нескольких осей, по отношению к которым ведется построение.
Построение, симметричное по отношению к какой-либо одной оси, вертикальной или же горизонтальной - это относительная симметрия.
Когда принимаются две взаимно перпендикулярные оси симметрии и построение имеет четко выявленный точечный центр - это абсолютная симметрия.
Симметричная композиция: самая устойчивая, статичная изаконченная (замкнутая). Симметричная композиция подчеркивает искусственность, она холодна имало эмоциональна. Вприроде полной симметрии нет. Асимметрия вархитектуре, рисунке, графике, живописи, скульптуре, фотографии, художественном конструировании всегда апеллирует кзастывшей вечности, анекизменчивой жизни. Чем больше используется симметричных элементов, тем более эти свойства выражены.
Тонкое понимание и проявление композиционного равновесия дает опыт искусства.
Если симметричное построение в какой-то мере строго и парадно, то асимметрия вносит свободу, движение, динамизм.
Асимметричная композиция
Асимметричная композиция эмоционально чрезвычайно активна. Она динамична и не устойчива. Устойчивость композиции обратно пропорциональна ее эмоциональной силе.
Асимметрия – это полное нарушение симметрии, это когда повторяющиеся элементы отсутствуют или расположены так, что их нельзя совместить путем сдвига или поворота, их расположение может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины композиции не уравновешены.
Однако, асимметрия – не значит отсутствие равновесия. В симметричных композициях используется цвет, форма, насыщенность тона, текстура, направление движения, расположение объектов относительно центра плоскости, для сбалансированной композиции. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины не уравновешены.
Задача поиска равновесия существенно сложнее в случае асимметрии. Гармоничность асимметричной композиции может быть достигнута за счет зрительного уравновешивания неодинаковых по структуре элементов, форме и размерам частей по отношению к четко выраженной оси или композиционному центру.
Широко применяется также асимметрия, т. е. сочетания и расположение элементов, при котором ось или плоскость симметрии отсутствует. В такой композиции особенно важна зрительная уравновешенность всех ее частей по массе, фактуре, цвету.
Асимметрия — принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.
Если симметричная форма воспринимается легко и сразу, асимметричная читается постепенно.
Симметрия и асимметрия помогают достигать художественной выразительности статичных и динамичных композиций.
В художественном конструировании постоянно приходится сталкиваться с самыми различными проявлениями симметрии и асимметрии, потому что при их помощи устанавливается определенный порядок размещения форм, связанный с назначением предмета, с той работой, которую он должен выполнять и красотой самого предмета.
Главное условие целостности асимметричной формы — это ее композиционная уравновешенность.
Ритм, метр
Ритм
По определению Э. Курта сущность ритма — стремление вперёд, заложенное в нём движение и настойчивая сила.
Ритм - (греческое rhythmos, от rheo - теку), это особенность композиционного построения художественных произведений, представляющая собой чередование или повторение каких-либо элементов, частей в определенной последовательности.
Ритм всегда подразумевает движение, тем самым усиливает выразительность художественного образа. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность. В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.
В живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.
Он может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Используется чередование одинаковых элементов композиции. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.
Ритм является одной из волшебных палочек, с помощью которых можно передать движение на плоскости.
Человек живёт в изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине - выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается зрителем в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. В таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.
Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.
Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью зрения человека. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда человек смотрит на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.
Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Передач движения на плоскости, то подразумевается как иллюзия.
Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета, его ритм? Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер.
Правило передачи движения ритма:
- использование на картине одной или нескольких диагональных линий - при этом изображение будет казаться более динамичным ;
- создание эффекта движения, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;
- использование контрастов в многофигурной тематической композиции. Композиция картины, построенная на ритме светлых и темных пятен, разнообразных контрастах;
- важно достижение цельности в композиции. Она зависит от способности художника подчинить второстепенное к главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора6 - подборка определенного его момента, наиболее ярко отражающий характер движения, что является его кульминацией.
Сама жизнь может быть представлена как непрекращающееся и продолжительное движение, которое всегда имеет ритм и форму. Каждая эпоха, каждая культура имеют ритмические схемы своего времени.
Как и звуки в музыке, элементы массы в архитектурной форме имеют особое резонансное значение и особое звучание в соответствии со своей геометрической конфигурацией4 (колонна и столб имеют различное выражение). Когда эти элементы организуются, возникает звучащий мир, исполненный смысла, который говорит нам больше, чем простое наличие элементов.
В качестве средства композиции ритм используется и к тону, цвету, пластике.
Ритм может быть выражен слабо, когда изменения чередований или самих элементов едва заметны, но он может быть и настолько острым, что становится главным началом композиции. Многое здесь зависит от протяженности ритмического ряда. Слишком короткий ряд не в состоянии взять на себя организующую роль. Ритмический ряд предполагает наличие не менее четырех-пяти элементов.
Архитектура, которая выражает чувства и эмоции, также нуждается в ритме.
В архитектуре в отличие от других пластических искусств ритм характеризуется определенной жесткостью и строгостью. Каждая культура, каждая эпоха имеют свои ритмические схемы. Египет, Греция, Ренессанс...
Всякое архитектурное произведение предусматривает применение различных категорий ритмов. Элементы, на которых оно базируется, могут варьироваться, равно как и их значение, но способы их достижения всегда будут сходными. Ритм руководствуется положением осей, которые распределяют активные элементы, и классом повторения, к которому это распределение относится. Сам ритм будет слабым или сильным в зависимости от характера элементов и от значения пауз, которые его организуют.
Ритмическое расположение элементов будет зависеть от:
а) принятой схемы распределения
б) взаимосвязи между осями элементов
в) соотношения элементов по ширине и высоте. Во всех случаях возникают частичные симметрии, являющиеся основой ритмов.
Организация элементов объема, пространства или поверхности и их связи должны быть направлены на формообразование упорядоченной совокупности, не имеющей ничего общего с монотонностью.
Архитектура всегда является порядком. Таким образом, выбор ритма является важным: от этого зависит характер, который принятые формы могут придать всему ансамблю.
Метр
Метрический повтор в композиции, или метр, как его иногда называют, – неоднократное и с одинаковым интервалом повторение какого-либо элемента. Повторы могут носить разнообразный характер в зависимости от того, какие это элементы, каков их размер и шаг, повторяется ли один элемент либо одновременно два или несколько разных элементов, каждый со своим шагом чередования.
Большое значение приобретают системы элементов, основанные на едином модуле, где повторяются целые цепочки элементов. Нередко в одной системе элементов развивается параллельно несколько метрических рядов, которые строятся на сложном чередовании не одного, а двух и более элементов.
Хотя метрический повтор сам по себе уже закономерность, но это еще не гармония. Если бесконечно повторять одну и ту же ноту в музыке или строить архитектурную композицию на повторении только одного элемента, гармония не возникает.
Простой метрический ряд: три одинаковых кубика, расставленных с одинаковыми интервалами. Поскольку число элементов ряда здесь невелико, он воспринимается как нечто завершенное. В данном случае это скорее даже не ряд, а только три элемента. Если добавлять к ним все новые кубики, то, в конце концов, многократный повтор превратит этот ряд из завершенного в бесконечный, когда дальнейшее добавление элементов принципиально ничего уже не меняет в характере восприятия. Интересно попытаться уточнить крайние пределы ряда: с одной стороны, когда повторенные элементы читаются уже как ряд, а не поштучно, и с другой – когда количество элементов уже может восприниматься как завершенность (группа, своего рода целое), а не бесконечность. Три кубика явно не ряд – слишком мало повторов. По-видимому, мы начинаем воспринимать повтор как некий порядок с момента, когда перестаем мгновенно улавливать количество элементов. С этой точки зрения и пять повторов еще не ряд, поскольку мы подсознательно считаем его элементы. Когда же количество повторов переходит за шесть, семь, мы перестаем считать их, воспринимая элементы не в отдельности, а как группу.
Метрический ряд может быть простым, основанным на повторе одного элемента; более сложным, когда ряд скоординирован с другим; весьма сложным, когда в композиции развивается одновременно несколько рядов метрических повторов. В этих случаях необходимо выявить главный и второстепенные ряды, чтобы второстепенный добавляли главный, поддерживали его. Примером такой композиционной координации метрических повторов является опять-таки классическая колоннада. Здесь крупный шаг колонн сопровождается более мелким шагом украшений фриза и, наконец, совсем мелким в модулях карниза и его орнаменте. Все вместе взятое – сложнейшая гармоническая система композиционно взаимосвязанных повторяющихся элементов.
В ходе разработки различных изделий нередко приходится изменять размеры одного из интервалов или – при одинаковом шаге – один из элементов ряда. Совершенно не допустимо почти незаметное изменение шага, формы или цвета выделяемого элемента. Между тем, иной раз незначительное отступление от метрического шага считается меньшим грехом, чем явное изменение размера (не так заметно!). Композиция этого не терпит. Акцент в ряду может быть только явным и, разумеется, композиционно обоснованным.
Метрический ряд должен иметь начало и конец – иначе он будет выглядеть случайным фрагментом чего-то незавершенного. Композиционно таким началом и концом, например, могут быть крайние поля, более широкие, чем ряд метрического шага.
Иногда возникает такое явление, как перенасыщение метрического ряда слишком близко расположенными элементами или целыми рядами элементов – в этом случае фон уже не служит организующим началом, а сам метрический повтор перестает восприниматься. И, наоборот: при разряженности ряда го элементы словно теряются (плавают) на слишком большом, пустынном фоне. В этом случае сохранить целостность помогают ньюансные, а не контрастные отношения между компонентами метрического ряда. Разряженность ряда, напротив, требует зачастую предельных контрастных отношений, иначе метрический повтор теряет активную организующую роль. В этих случаях многое зависит от того, какова роль данного метрического ряда элементов в композиции. Если он задает всю основу композиции, контраст особенно нужен. Если же этот ряд имеет в композиции второстепенное значение, не следует выявлять его подчеркиванием силы контраста.
Ряды повторяющихся элементов могут строиться на контрастном выделении одних, более значимых в функциональном отношении, и ньюансном сопоставлении других, например цветом и тоном.
1.4 Размер, масштаб
Размер
Искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Они проявляются в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур в рисунке, живописи. Одна из пропорций, которая чаще всего встречается в искусстве – называется золотое сечение.
С древних времен люди в своих творениях предпочитают правильные геометрические формы - квадрат, круг, пирамиду и т.д. Симметричные фигуры предпочтительнее, чем несимметричные.
Многие художники, скульпторы, архитекторы, фотографы истинные ценители прекрасного, восхищались красотой человеческого тела.
Эталонами красоты человеческого тела, образцами гармонического телосложения издавна и по праву считаются великие творения греческих скульпторов: Фидия, Поликтета, Мирона, Праксителя. В создании своих творений греческие мастера использовали принцип золотого сечения.
Закон пропорций определяет отношение частей целого друг к другу и к целому.
Пропорции выступают в виде различных математических отношений, как простых, так и иррациональных. Самой гармоничной, иррациональной пропорцией считается золотое сечение, когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону, голова человека составляет 7 часть высоты тела, а линия талии делит его в пропорции 5: 8.
Золотая пропорция занимает ведущее место в художественных канонах Леонардо да Винчи и Дюрера. В соответствии с этими канонами золотая пропорция отвечает не только делению тела на 2 неравные части линией талии, но и высота лица относится к вертикальному расстоянию между дугами бровей и нижней частью подбородка, как расстояние между нижней частью носа и нижней частью подбородка относится к расстоянию между углами губ и нижней частью подбородка.
Гармоническое равновесие рисунку дают одинаковый размер полей и размещение фигуры по центральной оси листа. Но несоразмерно маленькая фигура на большом листе потеряется, а фигура, придвинутая к самому краю листа - едва втиснутая в изобразительное поле или частично выходящая за пределы плоскости,- нарушит равновесие композиции. Таковы элементарные правила размещения изображения в учебном рисунке. Но, зная о пропорции золотого сечения, допустимо нарисовать маленькую фигуру на фоне грандиозной залы. Ту же фигуру, изображаемую на переднем плане, можно частично вынести к краю, отодвинув архитектурный фон на второй план, например в плакате.
В особый вид изобразительного искусства Древней Греции следует выделить изготовление и роспись всевозможных сосудов. В изящной форме амфор и кратеров, а также в их росписи легко угадываются пропорции золотого сечения.
При возведении памятников, скульптур наиболее распространено отношение на основе золотого сечения. Общая высота памятника обычно относится к высоте фигуры, как высота фигуры к постаменту.
Скульптура бывает монументальной и интерьерной. Монументальная -размером больше. Она чаще располагается вне помещений или в больших помещениях – дворцах, храмах, правительственных зданиях – на специально предназначенных местах. В свою очередь, интерьерная скульптура небольшого размера, она лаконична и более камерна.
Размер скульптуры, ее масштаб зачастую зависят от места установки. Бюст, который на столе кажется великоватым, на полочке повыше будет выглядеть маленьким. Важно определить точки, с которых фигура будет рассматриваться. Также необходимо учитывать цвет фона, совместимость фигуры с соседними элементами интерьера, назначение помещения (гостиная, детская, спальня).
Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Вот их главные свойства.
1. Геометрический вид - основное свойство формы архитектурного сооружения, он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.
2. Размеры архитектурной формы - свойство ее протяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами. Здание или сооружение может быть масштабно или немасштабно по отношению к соседним или близко расположенным зданиям, по отношению к размеру площади, на которой они расположены, или даже по отношению к величине населённого пункта, где они находятся.
Проявление золотой пропорции в различных видах искусства дает основание предполагать наличие единых критериев гармонии, общих как для творений природы, так и для произведений, созданных художниками, скульпторами, архитекторами. Это единство роднит произведения искусства и творения природы, определяет их преемственность, сущность прекрасного.
Масштаб
Масшта́б (нем. Mastab, букв. мерная палка: Ma мера, Stab палка)— отношение двух линейных размеров. Во многих областях практического применения масштабом называют отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта.
Виды масштаба:
1. Численный масштаб записывают в виде дроби, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе— степень уменьшения проекции. 2. Графические масштабы подразделяются на линейные и поперечные. А) Линейный масштаб— это графический масштаб в виде масштабной линейки, разделённой на равные части. Б) Поперечный масштаб— это графический масштаб, построение которой основано на пропорциональности отрезков параллельных прямых, пересекающих стороны угла.
К композиционным приемам относят использование художником масштабных отношений. Крупная фигура человека, животного, большое дерево, строение на первом плане во всю высоту картины и маленькие фигуры вдали. Этот прием помогает художнику придать значительность изображенному на первом плане, т. е. служит выражению определенной идеи, отношения к изображенному.
Масштаб в скульптуре.
Скульптура - один из видов изобразительного искусства. Как и всякое другое искусство, скульптура отражает в художественных образах реальный мир и отражает его по-своему, пользуясь особыми средствами и способами.
Виды скульптуры:
Круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст); Рельеф (изображение располагается на плоскости); Монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); Станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание; наконец, Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. Создаются для конкретного архитектурно-пространственного или природного окружения, отличаются единством содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом и отражают значительные исторические события, создаются в честь выдающихся людей. Призвана конкретизировать архитектурный образ и дополнить выразительность архитектурных форм новыми оттенками.
Она устанавливается как в городском пространстве, так и в природной среде: она призвана организовать архитектурный ансамбль. Как правило, воплощает идеи широкого общественного масштаба, содержит героико-эпическое начало. Она обращена к массам - к современникам и людям будущих поколений. Это определяет характер пластического решения, композицию и масштаб монументальной скульптуры.
Произведения монументальной скульптуры рассчитаны на восприятие с больших расстояний и на долговременное существование. Чтобы они имели ещё больше масштабности, их создают из прочных материалов (гранит, бронза, медь, сталь), устанавливают на больших открытых пространствах. Часто монументы возводятся на естественных возвышенностях или на искусственно созданных насыпях и курганах. Большое значение для восприятия монументальной скульптуры имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов.
Масштаб в классической архитектуре.
Масштаб и пропорция — важнейшие элементы любой композиции. В классической архитектуре правила пропорций тщательно разработаны.
Под масштабностью в архитектуре понимается выразительность соотношения величины архитектурной формы по отношению к росту человека. Соотношение величины отдельных элементов формы и всей формы является одним из определяющих условий выразительности масштабности Большую роль в этом играет отношение малой величины к большой.
Надо иметь в виду, что при восприятии масштабности имеют значение также ассоциации, связывающие величину формы с привычными величинами, соразмерными с человеком (например: ступень, дверь, окно и пр.). Существенное значение для масштабности имеет соразмерность формы по отношению к окружающему пространству и к другим формам.
С масштабностью связана также выразительность равновесия и устойчивости архитектурных масс, а отсюда и выразительность верхней и нижней частей сооружения.
При сохранении равенства в основных членениях пространственной формы масштабность появляется при уравновешенном состоянии по другим признакам, устанавливающим ясное различие низа и верха. Выразительность масштабности усиливается при нарушении равенства членений по вертикали (что придаёт зданию ясное различие верха и низа, малые формы контрастируют с большими.)
Для достижения выразительности масштабности по вертикали имеет большое значение соотношение по каким-либо признакам верхних частей формы с нижними. Таким образом подчеркивается протяженность пространства по вертикали.
Наличие другого момента — сужения ствола колонны кверху — дает вместе с первым ясную выразительность масштабности.
Вопрос о масштабности не исчерпывается выразительностью высоты; столь же существенное значение имеет выразительность ширины и глубины. В этом случае членения по ширине и глубине создают активные соотношения пространственных величин по этим координатам и выявляют размеры протяженности и масштабность пространства.
В больших архитектурных пространствах (площади) важную роль играет соотношение высоты зданий с шириной и глубиной этих пространств.
Масштаб в фотографии
При фотосъёмке под масштабом понимают отношение линейного размера изображения, полученного на фотоплёнке или светочувствительной матрице, к линейному размеру проекции соответствующей части сцены на плоскость, перпендикулярную к направлению на камеру.
Некоторые фотографы измеряют масштаб как отношение размеров объекта к размерам его изображения на бумаге, экране или ином носителе. Правильная методика определения масштаба зависит от контекста, в котором используется изображение.
Масштаб имеет важное значение при расчете глубины резко изображаемого пространства.. Фотографам доступен очень широкий диапазон масштабов— от практически бесконечно малого (например, при съемке небесных тел) до очень крупного (без использования специальной оптики возможно получение масштабов порядка 10:1).
Объект съемки, как правило, состоит из множества элементов, находящихся на разных расстояниях от точки съемки, а в образовании фотоизображения действует следующая закономерность: масштаб изображения прямо пропорционален фокусному расстоянию объектива и находится в обратной зависимости от расстояния, с которого ведется съемка. Таким образом, чем дальше фотографируемый предмет от точки съемки, тем мельче он будет на снимке, и наоборот. Предметы переднего плана изобразятся крупно, детали отдаленного фона - мелко. И чем больше разница в величинах расстояний, тем более заметным станет различие в масштабах изображения близких и удаленных элементов композиции.
Вертикаль, горизонталь, диагональ
Горизонталь
Линии, по которым строится то или иное изображение, могут быть прямыми, кривыми, ломаными, горизонтальными, вертикальными, диагональными. Каждая из них по-своему воздействует на зрителя.
Горизонтальное направление в композиции создает впечатление неподвижности, тишины.
Горизонтальная композиция выстраивается протяженными горизонтальными линиями. Например, общий план пустынного берега встепи даст выраженную горизонталь: ее выстроят линии берегов игоризонта. Такое построение подчеркивает протяженность пространства, его аналогичность или даже однородность.
Горизонтальная линия выражает фундаментальность, приземленность, спокойствие. Она не такая быстрая, как вертикальная, но зато движение вдоль нее кажется непрерывным. Такая линия ассоциируются с горизонтом и земным притяжением. Она статична по своей природе и легко воспринимается глазом.
Если горизонтальные линии находятся точно в середине кадра - это ослабляет композицию, разделяя кадр на две равные половины.
Направить взгляд зрителя от переднего плана к заднему – один из основных приоритетов в композиции, и простейший способ добиться этого – использовать линии.
Чаще всего мы начинаем осмотр снизу и движемся вверх, так что горизонтальные линии разбивают изображение на сектора, которые можно осматривать по очереди.
Вертикаль
Вертикальная линия символизирует стремление вверх, торжественность, праздничность. Очень горячая и быстрая линия. Вертикальные линии всегда придают ощущение величия и приподнятости. Они вносят парадность и торжественность в любую композицию. Такое же впечатление создают у зрителя колоннады древнегреческих зодчих.
Рассматривание вертикальной композиции требует несколько большего зрительного усилия, чем горизонтальной. Так как взгляду, обычно движущемуся снизу вверх, приходится испытывать некоторое напряжение при рассматривании вертикальной композиции, у нас возникает ощущение, будто верхняя часть такой композиции больше, чем нижняя. Поэтому зрительный (оптический) центр вертикальной композиции всегда лежит несколько выше, чем ее геометрический центр.
Существует довольно сильный оптический эффект, который заключается в том, что вертикальные линии и разнообразные вытянутые по вертикали формы визуально кажутся больше, чем точно такие же, но горизонтальные. При наличии в изображении горизонтальных и вертикальных линий взгляд зрителя всегда движется сначала по горизонтальным, а потом по вертикальным линиям. Вертикально расположенный предмет на фоне, построенном на горизонталях, смотрится более активно, доминирует и больше обращает на себя внимание.
Растущее дерево, вбитая в землю свая, скала и т.д. — все эти устойчивые вертикальные объекты выработали в представлении человека определенный образ, связанный с восприятием вертикали.
Поэтому-то композиционная схема, построенная по принципу прямоугольного пересечения горизонтали вертикалью, кажется нам статичной.
Диагональ
В противоположность вертикальной, диагональная композиция отличается большой динамичностью. Если изображение какого-либо предмета помещено по диагонали, то это сразу создает эффект движения.
Диагональ всегда вносит элемент подвижности в композицию, делает ее более динамичной и интересной.
Диагональные линии способствуют охвату взглядом всей картины, придают динамику изображению, символизируют движение, объединяют части изображения.
Диагональ, идущая из левого верхнего угла в правый нижний, называется падающей, а диагональ из левого нижнего угла в правый верхний – восходящей.
Движение вниз по восходящей диагонали или вверх по падающей диагонали (ее еще называют диагональю ухода) показывает напряженность движения.
Диагональ, устремленная слева направо и вглубь, вызывает ощущение напряженности, активности, и называется диагональю борьбы.
Можно рассмотреть диагональную линию, например, в фотографии, в живописных полотнах, графике, которые изобилуют линиями и кривыми. Эти линии могут быть как реальными, так и условными. Примерами реальных линий могут служить горизонт, дорога, складки одежды и т. д. Реальные линии получаются в результате светового или цветового контраста. Условные линии не так очевидны. Эти линии не существуют визуально, но их моно получить, соединив мысленно некоторые точки пространства. Это может быть линия плеч или глаз, направление движения перистых облаков, деревья, растущие вдоль дороги и другое.
Главное, эти линии не должны делить кадр, полотно пополам. Линии обычно используют для того, чтобы вести взгляд зрителя к смысловому центру. Примером может служить дорога, которая довольно широка на переднем плане, но, постепенно сужаясь по диагонали уходит вглубь кадра и приводит нас к фигурке путника. Снимки, картины художников, на которых просматривается явно выраженная диагональ, производят впечатление движения и многомерности. Опора на диагональ - это один из классических приемов построения композиции.
Линии различной формы являются сильными элементами композиции. Горизонтальные линии обычно усиливают в композиции значимость, силу и монументальность, а вертикальные и диагональные создают ощущения движения и скорости. Очень привлекательна в композиции кривая линия в виде английской буквы S - например, петляющая дорога, уходящая за горизонт. В композициях также часто используются кривые в виде C, Z и большой L (как прямой, так и инвертированной).
Заключение
Задача композиции – образное отражение действительности, познание путем ее воздействия на разум и чувства человека.
Есть несколько высказываний: Форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой (архитектор XIX века Виоле де Дюк). Каждая линия, каждый штрих, цветовое пятно должно быть строго продуманы, лаконичны (академик И. И. Артоболевский).
Красота в гармонии – такова общепризнанная формула композиции, но что может означать она, когда неизвестны ее элементы, их число, значение?
Как мы выяснили, композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения методика работы над композицией различна, это и традиционная – эскизирование на бумаге с отработкой композиции (отмывка, покраска, тампонирование с помощью трафаретов, работа аэрографом и т. п.) и современная – выполненная на компьютере с быстрой отработкой, просмотром и анализом огромного количества вариантов, оформление сайтов и рекламы, фотография и т. д. Сюжетная композиция просматривается всюду: и в произведениях художников, скульпторов, архитекторов, дизайнеров.
Целостность формы и соподчиненность ее элементов связаны между собой, как следствие с причиной. Если художнику не удается соподчинить основные формообразующие элементы, он не достигает и главного – композиционной целостности формы.
Конечно, никакими правилами нельзя заменить отсутствие художественных способностей и творческой одаренности. Талантливые художники могут интуитивно находить правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над ее практической реализацией.
Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора.
Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиций. В нашей работе названы не все, а только основные.
Приложение
1) Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.
2)Деконструктивизм — направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Для ,деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные формы, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
3)Био-тек — архитектурное движение В противоположность хай-теку, архитектурная выразительность конструкций зданий био-тека достигается заимствованием природных форм. концепция био-тека предполагает не только опосредованное, но и прямое использование форм живой природы в архитектуре (в виде элементов природного ландшафта, живых растений).
4) Конфигурация, -и; ж. [лат. configuratio]
1.Очертание, форма чего-л. К. морских берегов. Детали сложной конфигурации.
2.Взаимное расположение каких-л. предметов, соотношение отдельных частей сложных предметов.
Список литературы
А. С. Зайцев Советы мастеров. Сборник живопись, графика. Ленинград.: Художник РСФСР, 1979. – 374 с. ил.
Б.В. Нешумов, Е.Д. Щедрин, Г.Б. Минервин и др.; Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. Художественное проектирование [Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2109 Черчение, рисование, труд]. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с., ил.
В.Б. Устин. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. – 2-е изд., уточненное и дополненное. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 239 [1] c. ил.
Г.В.Беда Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция [Пособие для студентов худож.-граф. фак-ов пед. ин-тов]. М.: изд. Просвещение, 1969. – 297 с. ил.
Е.В.Шорохов, Композиция. М.: Просвещение, 1986.
Иоханнес Иттен Johannes Itten. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах, Перевод с немецкого и предисловие Л. Монаховой Издатель Д.Аронов, 2001. GESTALTUNG UND FORMENLEHRE. Vorkurs am Bauhaus und spaeter 1963 und 1975 by Verlagsgruppe Dornier GmbH, Stuttgart – 138 с. ил.
И.Ш.Шевелев, М.А.Марутаев, И.П.Шмелев, Золотое сечение/Section Divine. М.: Стройиздат, 1990.
Н.А. Ковальчук. Композиция. Художественные средства. – М.: Плакат. – 1990. – 32 с. ил.
О.Я. Боднар Золотое сечение и неевклидова геометрия в природе и искусстве, 2008
Ф.В. Ковалев Золотое сечение в живописи [Учеб. пособие]. – К.: Выща школа. Головное изд-во, 1989.— 143 с, 90 ил., табл. – Библиогр.: 77 назв.
Ю.С. Сомов. Композиция в технике. М., Машиностроение, 1972.
fotoart.org.ua
photo-element.ru
pointart.ru
feb-web.ru
www.natuber.net
v-montaj.narod.ru
www.art-meridian.com
sci.informika.ru
demiart.ru
strint.info
www.glossary.ru
www.dizayne.ru
3dmax.1bs.ru
www.mec.tgl.ru
www.creativnost.ru
www.liveinternet.ru
pointart.ru
www.babyblog.ru
book.uraic.ru
nextdrive.ucoz.ru
forum.myjane.ru
/rosdesign.com
matisov-aa.ru
granatik-n.livejournal.com
proseptic.ru
xxp-design.ru
ru.wikipedia.org
rosdesign.com
uchebniki-online.com
rodim.ru
izobook.com
elarco.ru
forum.znyata.com
venividi.ru
surrealism.ru
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×