построение индивидуальных тренировочных планов для гимнастики в зависимости от уровня подготовки | Пантелеева Елена Николаевна. Работа №345863
Методика формирования базовых навыков у начинающих спортсменов в художественной гимнастике
Этапы формирования базовых навыков в художественной гимнастике
Развитие креативности у гимнасток через индивидуальные упражнения с предметами
Методы повышения координации движений у юных гимнасток
Мотивация юных спортсменок в хуудожественной гимнастике стратегии и подходы
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Пантелеева Елена Николаевна, тренер-преподаватель
Муниципальное бюджетное учреждение Нижнетуринского городского округа Спортивная школа «Олимп»
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые этапы формирования базовых навыков в художественной гимнастике. Подробно описываются основные аспекты тренировки, включая развитие координации, гибкости, силы и ритма, а также важность интеграции этих элементов в общий процесс обучения. Приведены примеры методик и упражнений, которые помогают тренерам в работе с гимнастками на разных этапах их спортивного пути.
Ключевые слова: художественная гимнастика, базовые навыки, координация, гибкость, силы, ритм, тренировка, методики.
Художественная гимнастика — это вид спорта, который сочетает в себе элементы танца, акробатики и атлетизма. Успех в этом виде деятельности во многом зависит от уровня развития базовых навыков, таких как координация движений, гибкость, сила, ритмичность и артистизм. Формирование этих навыков — процесс длительный и многоэтапный, требующий внимания и системного подхода как со стороны тренера, так и со стороны гимнасток.
Первый этап формирования базовых навыков в художественной гимнастике начинается с развития координации. Координация движений — это способность выполнять движения с высокой точностью и согласованностью. На данном этапе тренер должен обратить внимание на базовые упражнения, которые помогут развить двигательные навыки. Важные элементы, такие как повороты, переходы и различные комбинации движений, должны изучаться с акцентом на точность выполнения. Например, тренировка может включать в себя задания на выполнение простых движений с предметами (мячи, обручи, ленты) в различных плоскостях, что способствует улучшению координации. Упражнения на баланс также важны: они помогают гимнасткам научиться удерживать равновесие в различных позициях.
Следующий этап связан с развитием гибкости. Гибкость играет ключевую роль в художественной гимнастике, поскольку многие элементы требуют значительных амплитуд движений. На этом этапе тренер должен включать в программу разнообразные растяжки и упражнения на гибкость, такие как статическая и динамическая растяжка. Важно формировать гибкость как в общем, так и в специфическом плане, уделяя внимание различным группам мышц. Например, можно использовать метод активной и пассивной растяжки, где гимнастки учатся не только растягивать свои мышцы самостоятельно, но и работать с партнёрами для достижения лучшего результата. Кроме того, включение в тренировки элементов йоги или пилатеса может помочь в развитии гибкости и укреплении мышечного корсета.
Следующим важным элементом является развитие силы. Сила в художественной гимнастике необходима для выполнения различных акробатических элементов и поддержки предметов во время выступлений. Этапы работы по развитию силы могут включать как силовые тренировки с собственным весом (упражнения на пресс, отжимания, приседания), так и использование лёгкого инвентаря. Тренер должен акцентировать внимание на функциональной силе, которая позволяет гимнасткам выполнять сложные элементы без риска получения травм. Например, можно включить в тренировки функциональные тренировки, которые помогают развивать силу и выносливость одновременно, улучшая общую физическую подготовленность гимнасток.
Следующий этап включает развитие ритма и музыкальности. Художественная гимнастика — это не только физическая активность, но и искусство, требующее от спортсменок чувства ритма и музыкального восприятия. Этот аспект можно развивать через танцевальные упражнения, работу с музыкой и ритмическими заданиями. Тренеры могут использовать различные музыкальные стили, чтобы гимнастки могли учиться адаптироваться к различным ритмам и темпам, что поможет им лучше понимать музыку и взаимодействовать с ней в своих выступлениях. Интеграция танцевальных элементов в тренировки помогает гимнасткам развивать не только физическую, но и эмоциональную составляющую выступлений.
После того как гимнастки осваивают базовые навыки координации, гибкости, силы и ритма, наступает этап интеграции этих навыков в выполнение сложных элементов и комбинаций. На этом этапе тренер должен уделять внимание тому, чтобы гимнастки могли комбинировать ранее освоенные навыки в рамках отдельных элементов и выступлений. Это требует от них не только технической подготовки, но и психологической устойчивости, чтобы справляться с волнением и стрессом во время соревнований. Методики, направленные на повышение уверенности, такие как видеозапись тренировок и последующий анализ, могут быть полезными в этом процессе. Кроме того, важно создать поддерживающую атмосферу в группе, где гимнастки могут делиться своими переживаниями и успехами, что способствует укреплению командного духа и взаимопомощи.
В заключение, формирование базовых навыков в художественной гимнастике — это многоэтапный процесс, который требует от тренера внимательного подхода и тщательного планирования тренировочного процесса. Каждый из этапов — от развития координации и гибкости до силы и ритма — играет свою важную роль в подготовке гимнасток к успешным выступлениям. Комплексный подход, включающий разнообразные методики и упражнения, поможет гимнасткам не только развить необходимые физические навыки, но и сформировать психологическую устойчивость, необходимую для достижения высоких результатов в этом красивом и сложном виде спорта.
Список литературы
Медведева Е
.
Н, Супрун А
.
А, Смирнова Е
.
А
.
Ф
ормирование базовых навыков работы стоп при освоении поворотов в художественной гимнастике
// Известия
ТулГУ
. Физическая культура. Спорт. 2021. №6.
Титова А
.
В
.
О
сновные направления и значимость хореографической подготовки в художественной гимнастике
// Известия
ТулГУ
. Физическая культура. Спорт. 2021. №6.