«Потенциал БУД в работе с обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР». | Соколова Анастасия Николаевна. Работа №344309
Программа развития базовых учебных действий для обучащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР, предназначена для интеграции обучающихся в образовательный процесс. Она реализуется на протяжении всего периода школьного обучения и включает в себя как обучение, так и внеурочную деятельность, основываясь на индивидуальном подходе, что способствует коррекционно-развивающему эффекту для детей с особыми образовательными потребностями.
«Потенциал БУД в работе с обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР».
ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Ельца»
Учитель-дефектолог
Соколова Анастасия Николаевна
Программа развития базовых учебных действий для обучащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР, предназначена для интеграции обучающихся в образовательный процесс. Она реализуется на протяжении всего периода школьного обучения и включает в себя как обучение, так и внеурочную деятельность, основываясь на индивидуальном подходе, что способствует коррекционно-развивающему эффекту для детей с особыми образовательными потребностями.
Базовые учебные действия представляют собой необходимые элементы образовательной деятельности, благодаря которым учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут усваивать учебный материал. Эти действия формируются и осуществляются в процессе совместного взаимодействия педагога и ученика, обеспечивая развитие в таких важных аспектах, как познавательная, регулятивнная, коммуникативная и личностная сферы.
Важными задачами программы являются подготовка ребенка к взаимодействию со сверстниками, формирование учебного поведения и способности выполнять задания, что включает в себя следование инструкциям и использование учебных материалов. Образование для данной категории детей направлено на максимальное развитие жизненной компетенции и адаптацию в социальной среде. Результаты обучения учитывают особенности психофизического развития каждого ребенка, с фокусом на его индивидуальные потребности.
Задачи:
Подготовить ребенка к взаимодействию и обучению в кругу сверстников, развивать эмоциональные и коммуникативные навыки в группе.
Ф
ормировать учебное поведение:
• направлять взгляд на говорящего взрослого и задание;
• уметь следовать инструкциям учителя;
• правильно использовать учебные материалы;
• выполнять действия по образцу и в соответствии с указанным примером.
Развить навыки выполнения задания:
• в течение установленного времени,
• от начала до завершения,
• с соблюдением заданных качественных характеристик.
Научить ребенка самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствии с расписанием и алгоритмом действий.
Эти задачи по формированию основных учебных навыков интегрируются в СИПР с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся. Решение задач осуществляется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях по учебным дисциплинам и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Для детей с
умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР
,
требуется индивидуальный подход к итоговым образовательным результатам. Следуя ФГОС, все обучающиеся включаются в учебное пространство, где содержание и методы обучения адаптированы к их возможностям и образовательным потребностям.
Итоговые результаты обуче
ния детей с умеренной, тяжелой
,
глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
с ТМНР отличаются от требований к детям с легкой умственной
недостаточностью. Они зависят от индивидуальных способностей ребенка и направлены на максимальное развитие жизненной компетенции. Освоение знаний, умений и навыков в различных областях образования (академический компонент) определяется необходимыми инструментами для решения повседневных задач. Накапливаемые навыки в коммуникации, самообслуживании, быту и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных умений в повседневную жизнь (компонент «жизненной компетенции») подготавливают ученика к активному участию в жизни семьи и общества.
Ожидаемые результаты обучения учащихся
с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью в рамках адаптированной основной
образовательной программы (2 вариант),
определяются в соответствии с требованиями ФГОС. Эффективность обучения каждого ребенка оценивается с учетом его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Главным ожидаемым результатом освоения АООП
(2 вариант)
является развитие жизненной компетенции, которое обеспечивает максимальную самостоятельность и интеграцию в общество через поэтапное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Устанавливаются требования к результатам, которые делятся на два типа:
личностные, охватывающие развитую мотивацию к обучению и познанию, социальные навыки и индивидуальные качества;
предметные, касающиеся знаний и опыта, полученных учащимися в процессе изучения конкретного учебного материала, а также их способности к получению новых знаний и применению их на практике.
Ожидаемые личностные результаты, достигнутые в рамках адаптированной основной образовательной программы (АООП), фиксируются в специальной индивидуальной программе развития (СИПР), принимая во внимание индивидуальные способности и образовательные нужды обучающихся.
Предполагаемые предметные результаты также отражаются в СИПР, учитывая индивидуальные возможности, специальные образовательные потребности обучаемых и специфику содержания различных предметных областей и дисциплин.
Для тех учеников, которым недоступна программа базового уровня, в индивидуальную образовательную программу включается курс по предмету минимального уровня.
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
Осознание себя в конкретной ситуации, в пространстве и своей принадлежности к определенному полу;
Социально-эмоциональное вовлечение в процесс общения и совместной работы;
Навыки адаптации в быстро меняющемся обществе;
Оценка своих действий по критериям «хорошо» и «плохо», понимание своей ответственности на основании базовых моральных норм;
Знание правил поведения в учебных ситуациях;
Уважение к окружающим: как к взрослым, так и к детям;
Доброжелательность и
эмпатия
к другим, умение сопереживать;
Навыки сотрудничества с взрослыми и детьми в различных социальных контекстах;
Знание алгоритмов действий в игровых, учебных и повседневных ситуациях;
Владение необходимыми знаниями и навыками, отражающими индивидуальные образовательные пути.
Предметные результаты
освоения АООП
:
1. Речь и альтернативная коммуникация
.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения
–в
ербальными и невербальными.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной
речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
2.
Математические представления
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественны
е(
дочисловые
), пространственные, временные представления.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач
3.
Окружающий природный мир.
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении
вжизни
человека.
3) Элементарные представления о течении времени.
4. Человек
1) Представление о себе ка
к«
Я», осознание общности и различий«Я» от других.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
5.
Окружающий социальный мир
1) Представления о мире, созданном руками человека.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
3) Развитие межличностных и групповых отношений
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.