Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Потенциал игры для развития дошкольников | Крылова Виктория Леонидовна. Работа №329955

Дата публикации:
Автор:
Описание:

    Проблема игры, как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (В. Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В отечественной психологии сформировался взгляд на игру как на важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений. Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенком форме. Игра объединяет мир взрослых и детей, обеспечивает создание условий для психологического развития и взросления, готовит ребенка к будущей жизни.

Потенциал игры для развития дошкольников

Воспитатель: Крылова В.Л.

МБОУ «Гимназия №5» дошкольное отделение №3 «Умка»

г.озержинский, Московская область

 

Историческая обусловленность игры

Проблема игры, как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (В. Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В отечественной психологии сформировался взгляд на игру как на важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений. Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенком форме. Игра объединяет мир взрослых и детей, обеспечивает создание условий для психологического развития и взросления, готовит ребенка к будущей жизни.

 

Педагогический потенциал игровой деятельности

Все виды игр несут в себе большой педагогический потенциал, в зависимости от поставленной цели.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Игра занимает большое место в системе всестороннего воспитания дошкольников. В игре раскрываются и формируются психологические свойства личности, формируются разнообразные качества. Анализ роли сюжетно-ролевой игры в формировании у детей гуманных чувств показывает: что ни сюжет, ни содержание игры не выступают основой проявления внимания и заботы, доброжелательности и эмоционального содействия сверстникам. Функцию воспитания гуманных чувств, игра выполняет в том случае, если активизирует или мотивирует переживания детей. При соблюдении системы педагогических условий, к которым мы относим демонстрацию нравственных эталонов, нравственную направленность сюжетных игр детей, наличие предварительной подготовки и грамотное педагогическое руководством игровой деятельностью дошкольников со стороны взрослых, сюжетно-ролевая игра выступает средством формирования гуманистической направленности личности ребенка дошкольного возраста.

Для развития игры требуется достаточно времени в режиме дня, наличие разнообразных материалов, игрушек и предметов заменителей, а главное помощь взрослого, который на равных, принимая на себя роль, способствует развитию основных характеристик игровой деятельности детей. На фоне позитивных изменений дошкольного образования отчетливо проявляется проблема регрессии игры дошкольников, возвращения к предыдущим этапам ее развития. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка.

Причины нарушений:

1) непонимание взрослыми важности игры;

2) отсутствие безопасного пространства для игры;

3) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру;

4) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий;

5) полное отсутствие игры в школе;

6) жесткое программирование свободного времени детей;

7) технологизация и коммерциализация детской игры .

Главная причина - право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями. ФГОС вернули педагогам а, главное, детям, право на игру.

Таким образом, игра занимает большое место в системе всестороннего воспитания дошкольников. В ней раскрываются и формируются психологические свойства личности и формируются разнообразные качества.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×