Потребности человека – источник развития технологии (5 класс) | Мухаметова Айгуль Ильдаровна. Работа №346492
Цель урока: Раскрыть понятия «потребности», «технологии» и их развитие в современной действительности.
Задачи:
- предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;
- объяснить, что такое потребности и технологии, рассмотреть их развитие;
- организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты:
Предметные: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества.
Метапредметные: самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности.
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.
Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), наглядный, практический.
Потребности человека – источник развития технологии
Подготовила: учитель труда (технологии)
МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ
А.И. Мухаметова
Цель урока: Раскрыть понятия «потребности», «технологии» и их развитие в современной действительности.
Задачи:
- предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;
- объяснить, что такое потребности и технологии, рассмотреть их развитие;
- организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты:
Предметные: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества.
Метапредметные: самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности.
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.
Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), наглядный, практический.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Ход урока
- Ребята, ответьте пожалуйста на следующие вопросы:
Как
ую первую
потребност
ь
ощуща
ет маленький новорождённый человек
при появлении на свет
?
Как изменяются его потребности по мере роста
и
взросления?
Попробуйте перечислить свои потребности.
Потребность — это осознаваемая человеком или группой людей нужда в чём-либо, необходимая для нормальной жизнедеятельности и развития личности.
Потребности между собой взаимосвязаны и образуют
иерархию потребностей (это расположение частей или элементов целого от низшего к высшему).
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу (американский социолог)
В основании пирамиды лежат физиологические потребности. Это потребности в пище, воде, сне, дыхании, жилище, отдыхе, защите от воздействий климата (холода, жары, ветра). Физиологические потребности должны быть разумны, ограничены, иначе человек ничем не будет отличаться от животного.
Выше размещаются потребности самосохранения, или потребности в безопасности, которые выражаются в стремлении человека сохранить и защитить свою жизнь, жизнь родных и близких людей, родину от стихийных бедствий, преступников, врагов, дискомфорта, а также желание иметь стабильную работу, страховку на случай чрезвычайных обстоятельств.
Социальные потребности (социальный – значит связанный с человеческим обществом) свидетельствуют о том, что человек – существо коллективное и вне группы жить не может. Человек ищет общения, привязанности, дружбы, любви, помощи близких. Ему необходимо заботиться о других людях, участвовать в различных общих делах, принадлежать к какой-либо группе, сообществу. Это потребность жить и работать в определенном коллективе, потребность в сотрудничестве и взаимопомощи.
Следующий уровень – это статусные потребности, или потребности в общественном признании, они проявляются в стремлении чем-либо отличаться, иметь преимущества, обгонять других, обращать на себя особое внимание. Они заставляют человека делать карьеру, заслуживать признания и высокой оценки деятельности. Немаловажна и потребность в самоуважении.
Очень важными являются потребности, которые в иерархии располагаются вверху. Это так называемые духовные потребности. К ним относятся потребности в саморазвитии, этические (нравственные) потребности; эстетические потребности (потребности красоты); потребности творения, творчества.
Удовлетворение каждого уровня потребностей происходит после удовлетворения предыдущего уровня.
Потребности каждого человека должны расширяться, то есть становиться все более разнообразными. Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим. Это называется возвышением потребностей.
Иерархия человеческих потребностей не постоянна. Она непрерывно меняется в процессе эволюции человечества. Развитие потребностей влечет за собой развитие технологий: потребность человека быстро перемещаться по планете требует совершенствования дорог и развития транспортных средств; желание освоить Космос потребовало создания новых технологий, чтобы долететь до другой планеты, исследовать её, послать информацию на Землю.
После возникновения потребностей перед людьми появляется необходимость их удовлетворения в процессе производственной технологической деятельности. Каждый момент в жизни человека связан с использованием различных технологий.
Таким образом, потребности – это движущая сила развития общества, так как именно потребности являются источником возникновения технологии. Что же означает слово «технология»?
Любую деятельность человека можно разделить на 2части: исследовательская и преобразующая деятельность. Первая – это мир природы. А вторая – это созданный человеком искусственный мир. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.
В мире существует огромное количество технологий обработки различных материалов и продуктов. Вы уже освоили некоторые из них в начальных классах, разрабатывая и изготавливая изделия с применением разнообразных материалов – ткани, бумаги, ниток, проволоки, пластилина, природного материала.
Слово «технология» произошло от двух древнегреческих слов: «техно» – мастерство, «логос» – знание, наука. Таким образом, технология – это знания о мастерстве в человеческой деятельности. Иными словами, технология – наука о преобразующей деятельности человека, знания о преобразованиях различных материалов, энергии и информации в интересах человека.
История развития технологий.
Любая технология возникает не сразу. Например, древний человек, изготовивший первый каменный топор, был умельцем, изобретателем, и до него никто не мог создать что-то подобное. Спустя некоторое время сформировалась последовательность действий, позволяющая изготовить такой топор, удобный в обращении и обладающий достаточной прочностью. Эта последовательность действий и была примитивной технологией. То есть технология возникает тогда, когда процесс достижения какого-либо результата раскладывают на действия (операции). Затем, повторяя эти операции в определённой последовательности, получают необходимое количество требуемых объектов (изделий).
Жизненный цикл технологии.
Каждая технология применяется на протяжении некоторого времени, причём в какие-то периоды менее интенсивно, а в какие-то — более интенсивно. То есть технология проходит определённый цикл жизни (жизненный цикл), в котором имеются следующие периоды:
- формирование (становление);
- устойчивое развитие;
- период наибольшей востребованности;
- спад.
В стадии формирования технологию называют новейшей, на стадии устойчивого развития — передовой, на стадии наибольшей востребованности — современной, на стадии спада — устаревшей. Таким образом, жизненный цикл технологии — это совокупность периодов развития технологии от становления до спада. В период спада предшествующей технологии, как правило, зарождается более совершенная, последующая технология.
Виды технологий
В настоящее время существует множество технологий.
Материальные технологии включают в себя производственные технологии и технологии в сфере быта.
1.Производственные технологии:
• промышленные технологии: технологии добычи полезных ископаемых, машиностроительная и судостроительная технологии, строительные технологии, технологии производства тканей и одежды из них, химические технологии, технологии изготовления мебели, технологии получения продуктов питания и др.;
• технологии сельского хозяйства: технологии животноводства, растениеводства, лесоводства и др.
2. Технологии в сфере быта: технологии содержания и ремонта жилья, освещения и отопления помещений, безопасности частных владений, оформления жилых помещений и др. То есть материальные технологии подразумевают работу с так называемыми материальными ресурсами: минеральным сырьём, металлами, древесиной и древесными материалами, химическими веществами, тканями, продуктами сельскохозяйственного производства, пластмассами, стеклом и др.
Нематериальные технологии
Информационные технологии: технологии управления, накопления, обработки и передачи информации, программное обеспечение и др.
Социальные технологии: технологии общения, распространения новостей, решения общественно важных проблем, технологии работы с общественным мнением, технологии применения социальных сетей и др.
Интеллектуальные технологии: технологии кинопроизводства, постановки спектаклей и зрелищных мероприятий, создания картин, книг и др. То есть в рамках нематериальных технологий имеют дело с нематериальными ресурсами: информацией, проектными и научными разработками, зрелищами, искусством, законотворчеством, управлением, финансовыми и страховыми услугами и др.
Существует множество других технологий: транспортные, военные, инновационные, банковские, телекоммуникационные (Интернет, телевидение) и др.
В настоящее время быстро развиваются так называемые высокие технологии: робототехника, нанотехнологии, микроэлектроника, космические технологии, биотехнологии, атомная энергетика, навигационные технологии, солнечная энергетика и др.
Любая технология имеет алгоритм последовательности действий. В этом нам помогает технологическая карта, которая описывает порядок выполнения операций и необходимые для его выполнения инструменты и оборудование. Технологическая карта — это документ, в котором указываются инструкции и последовательность действий при выполнении какой-либо задачи, техническом процессе или обслуживании объекта, а также требования к качеству работ.
Рефлексия:
Приведите примеры физиологических потребностей.
Как современный человек удовлетворяет потребность в информации?
Ощущаете ли вы потребность в труде?
В чём выражаются ваши социальные потребности?
Присущи ли вам статусные потребности?
Что такое высокие технологии?
Телекоммуникационная технология — это материальная или нематериальная технология?
Для чего предназначена технологическая карта?
Домашнее задание:
Записать последовательность действий для одной из простейших технологий:
уборка комнаты подростка;
мытьё посуды вручную;
подготовка велосипеда к прогулке;
посещение продуктового магазина.