Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Поурочный план урока для 5 класса на тему "Спряжение глаголов - глаголы исключения" | Исхакова Гульнара Данисовна. Работа №222445

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Исхакова Гульнара Данисовна
                               Аннотация

      Каждый учитель хочет, чтоб его (её) обучающиеся отличались грамотностью, глубокими знаниями по тому предмету, по которому он(а) обучает. Вот и я во время своей педагогической, учительской (преподавательской) деятельности придумала рассказ для более лёгкого и простого запоминания обучающимися материала по теме «Спряжение глаголов. Глаголы-исключения». Так как, именно, правильное понимание и запоминание данной темы приводит в дальнейшем к безошибочному написанию диктантов и других письменных работ, таких как: сочинение, изложение, и не только, ну и к всеобщей грамотности.

     Появилось желание, чтобы побольше учителей, преподавателей, школьников, и студентов колледжей, ВУЗов, и не только, но и широкий круг аудитории воспользовались этим моим авторским рассказом, возможно, уже кто-то когда-то придумал(а) нечто подобное, но я ни у кого это не скопировала, и этот рассказ (методическая разработка)  плагиатом не является, я его опубликовала в интернет- ресурсе, на сайте  «Инфоурок»  в 2019 году, хотя придуман был он намного раньше, в 2017 году. В связи с чем хочу поделиться и предоставить вашему вниманию данную методику-рассказ, в виде поурочного плана (конспекта урока) с включённым в него рассказом.

Русский язык 5 класс, УМК Ладыженская Т.А.

 

Тема: Личные окончания глаголов. Спряжение глаголов (глаголы-исключения)

 

Цели: 1) развивать умение определять спряжение глаголов; показать значение этого умения для правописания; закрепить навыки правописания глаголов;

2) развивать умение выделять окончания глаголов;

3) развивать мотивацию к аналитической деятельности; формировать способность к рефлексии.

4) формировать способность критического мышления;

 

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять спряжение глагола, выбирать гласную в личных окончаниях глагола; узнают алгоритм определения спряжения; приемы получения информации, путём извлечения из жизненных ситуаций и ассоциаций;

 

Оборудование: записи на доске, учебники, мультимедийный проектор, таблицы, и т.д.

 

Ход урока

 

Организационный момент

Приветствие. Мотивация к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем опять открывать для себя что-то новое, полезное. Готовы ли вы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний? Хотите ли вы меньше допускать ошибок? Давайте начнём!

 

Актуализация знаний

. Повторение

пройденного

Проверка домашнего задания.

Какие окончания глаголов называются личными? Почему?

Какие глаголы изменяются по лицам и числам? (

Глаголы

прошедшего,

настоящего и будущего времени.)

Что такое спряжение глаголов?

(

Изменение по лицам и числам)

 

 

У

своение новых знаний

 

Работа с таблицей личных окончаний (спряжений) глаголов. Алгоритм определения окончаний (спряжений) глаголов;

 

 

 

 

 

 

 

Есть ли сомнения, к какому спряжению отнести глаголы 

вести, петь, печь,

говорить,

клеить,

молчать

? Почему?

(

Первые три

глагола I спряжения, остальные

 — 

II.

Сомнений в определении спряжений нет, потому что глаголы имеют

ударные личные окончания: ведут

, поют,

пекут; говорят

,

клеят,

молчат.)

Как определить спряжение глагола,

если его окончание безударное?

Определяем спряжение по начальной форме

(по неопределённой форме) глагола

Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Давно заметили, что все глаголы изменяются по одному из двух типов. Одни глаголы имеют в окончаниях гласные Е - у (ю) (I спряжение), другие — гласные И - а (я) (II спряжение).

Если окончания глаголов ударные, всё просто, спряжение определить легко, но это совсем необязательно делать: мы и так напишем правильно. Если же окончания глаголов безударные, мы определяем спряжение по начальной, неопределённой форме глагола, а уж потом решаем, какую букву писать в личном окончании. Но я вам скажу слова антонимы: МОЛЧАТЬ, СКАЗАТЬ

А вы определите какое слово к какому спряжению относится?

- Да верно, МОЛЧАТЬ – они молчат, - у, - ишь, - ит, - им, - ите, - ат; всегда присутствует гласное -И- , следовательно глагол относится ко второму спряжению.

А вот слово СКАЗАТЬ – они скажут, - у, - ешь, - ет, - ем, -ете, - ут; всегда присутствует гласное –Е-, следовательно глагол относится к первому спряжению.

 

 

Вспомним стихотворение про спряжения из начальных классов; Надеюсь, вы его помните?

 

Слайд 1

 

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ИТЬ,
Исключая брить, стелить.
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на - спрягать нельзя.

 

А вот, ребята, вам ещё один рассказ, который поможет вам в дальнейшем безошибочно употреблять глаголы. К вашему вниманию мой авторский рассказ на тему: «Спряжение глаголов, глаголы – исключения», рассказ называется «Жизнь некоторых женщин в замужестве»

Беседа: Вы знаете, что люди разные бывают, и отношения в семье бывают разными. Есть женщины, которые терпят мужей-тиранов. Терпят ради семьи, ради детей и т.д. Я против насилия, так же против того, чтобы женщины терпели домашнее насилие со стороны мужей. Это неправильно жить с человеком, который плохо к тебе относится. Тем более, если ты этого не заслуживаешь! Я за то, чтобы в семье было взаимопонимание и взаимоуважение. Я за гармонию в отношениях, не только между супругами, но и между детьми и их родителями! Итак, внимание…

 

 

Слайд 2

 

<Object: word/embeddings/____________Microsoft_PowerPoint1.pptx>

 

1) Учитель выразительно читает свой рассказ;

2) А теперь попробуем воспроизвести этот рассказ в памяти. Попробуем пересказать его содержание в той последовательности, в какой он составлен.

3) Обучающиеся запоминают и пересказывают про себя, вслух друг другу и т.д.

 

- Какое мы с вами сегодня открытие сделали? Такое, что глагол МОЛЧАТЬ получается, хоть и на ать- кончается, но относится ко второму спряжению!

Глагол молчать относится ко II спряжению, как это не покажется некоторым странным, но к исключениям он тоже не относится. Еще со школьной скамьи все привыкли к правилу, в котором говорится, что. ... Глагол "молчать" - это глагол первого спряжения (спряжение - это когда глагол меняется по числам и лицам). Так как, он оканчивается на -ать-, а все глаголы, которые оканчиваются на -ать- являются глаголами первого спряжения, кроме нескольких исключений.

 

Слайд 3

IV. Закрепление.

 

Слайд 5

Поиграем в игру  «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)

 

1. Смотр, дыш.т, тревож.тся, та;

2. Ла.т, се.т, чита.т, кле;

3. Вид, пиш.т, завис.т, держ;

4. Раст, бре.т, стел.т, руб.т;

 

Проверка по слайду 6

 

1. Смотрит, дышит, тревожится, тает; (таять – 1 спр.);

2. Ла.т, се.т, чита.т, кле; (клеить – 2 спр.);

3. Вид, пиш.т, завис.т, держ; (писать – 1 спр., ост. глаголы-исключения ко 2 спр. относятся)

4. Раст, бре.т, стел.т, руб.т; (рубить – 2 спр. ост. относятся к 1 спр. брить, стелить – глаголы исключения)

 

V. Проверка понимания. Практическая часть

 

1. Работа по учебнику.

- Упр. 91 — устное составление предложений, запись лучших в тетради. Определение спряжений у глаголов;

 

2. Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.

 

Слайд 7

 

Пишем –

плывём -

полем –

пляшем –

растём –

печём –

бреем -

Чертим –

чиним –

маним –

просим

молчим –

терпим –

видим -

 

Проверка по слайду 8

 

Пишем – писать

плывём - плыть

полем – полоть

пляшем – плясать

растём – расти

печём – печь

бреем брить (глагол-исключение)

Чертим – чертить

чиним чинить

маним – манить

просим – просить

молчим – молчать (2 спр.)

терпим – терпеть (2 спр.гл.-искл.)

видим – видеть (2 спр. гл.-искл.)

 

Подведение итогов. Рефлексия

 

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие глаголы-исключения есть, а какие не включены в этот список?

Как вы оцениваете свою и мою работу сегодняшнюю?

 

Домашнее задание

§ 16—19 — повторить, Упр.92, стр. 44; знать правило на стр. 44; выучить стих про спряжения, запомнить содержание рассказа «Жизнь некоторых женщин в замужестве»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<Object: word/embeddings/____________Microsoft_PowerPoint2.pptx>

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×