Поурочный план урока для 5 класса на тему "Спряжение глаголов - глаголы исключения" | Исхакова Гульнара Данисовна. Работа №222445
Автор: Исхакова Гульнара Данисовна
Аннотация
Каждый учитель хочет, чтоб его (её) обучающиеся отличались грамотностью, глубокими знаниями по тому предмету, по которому он(а) обучает. Вот и я во время своей педагогической, учительской (преподавательской) деятельности придумала рассказ для более лёгкого и простого запоминания обучающимися материала по теме «Спряжение глаголов. Глаголы-исключения». Так как, именно, правильное понимание и запоминание данной темы приводит в дальнейшем к безошибочному написанию диктантов и других письменных работ, таких как: сочинение, изложение, и не только, ну и к всеобщей грамотности.
Появилось желание, чтобы побольше учителей, преподавателей, школьников, и студентов колледжей, ВУЗов, и не только, но и широкий круг аудитории воспользовались этим моим авторским рассказом, возможно, уже кто-то когда-то придумал(а) нечто подобное, но я ни у кого это не скопировала, и этот рассказ (методическая разработка) плагиатом не является, я его опубликовала в интернет- ресурсе, на сайте «Инфоурок» в 2019 году, хотя придуман был он намного раньше, в 2017 году. В связи с чем хочу поделиться и предоставить вашему вниманию данную методику-рассказ, в виде поурочного плана (конспекта урока) с включённым в него рассказом.
Русский язык 5 класс, УМК Ладыженская Т.А.
Тема: Личные окончания глаголов. Спряжение глаголов (глаголы-исключения)
Цели: 1) развивать умение определять спряжение глаголов; показать значение этого умения для правописания; закрепить навыки правописания глаголов;
2) развивать умение выделять окончания глаголов;
3) развивать мотивацию к аналитической деятельности; формировать способность к рефлексии.
4) формировать способность критического мышления;
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять спряжение глагола, выбирать гласную в личных окончаниях глагола; узнают алгоритм определения спряжения; приемы получения информации, путём извлечения из жизненных ситуаций и ассоциаций;
Оборудование: записи на доске, учебники, мультимедийный проектор, таблицы, и т.д.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие. Мотивация к уроку.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем опять открывать для себя что-то новое, полезное. Готовы ли вы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний? Хотите ли вы меньше допускать ошибок? Давайте начнём!
Актуализация знаний
. Повторение
пройденного
Проверка домашнего задания.
Какие окончания глаголов называются личными? Почему?
Какие глаголы изменяются по лицам и числам? (
Глаголы
прошедшего,
настоящего и будущего времени.)
Что такое спряжение глаголов?
(
Изменение по лицам и числам)
У
своение новых знаний
Работа с таблицей личных окончаний (спряжений) глаголов. Алгоритм определения окончаний (спряжений) глаголов;
Есть ли сомнения, к какому спряжению отнести глаголы
вести, петь, печь,
говорить,
клеить,
молчать
? Почему?
(
Первые три
глагола I спряжения, остальные
—
II.
Сомнений в определении спряжений нет, потому что глаголы имеют
ударные личные окончания: ведут
, поют,
пекут; говорят
,
клеят,
молчат.)
Как определить спряжение глагола,
если его окончание безударное?
Определяем спряжение по начальной форме
(по неопределённой форме) глагола
Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Давно заметили, что все глаголы изменяются по одному из двух типов. Одни глаголы имеют в окончаниях гласные Е - у (ю) (I спряжение), другие — гласные И - а (я) (II спряжение).
Если окончания глаголов ударные, всё просто, спряжение определить легко, но это совсем необязательно делать: мы и так напишем правильно. Если же окончания глаголов безударные, мы определяем спряжение по начальной, неопределённой форме глагола, а уж потом решаем, какую букву писать в личном окончании. Но я вам скажу слова антонимы: МОЛЧАТЬ, СКАЗАТЬ
А вы определите какое слово к какому спряжению относится?
- Да верно, МОЛЧАТЬ – они молчат, - у, - ишь, - ит, - им, - ите, - ат; всегда присутствует гласное -И- , следовательно глагол относится ко второму спряжению.
А вот слово СКАЗАТЬ – они скажут, - у, - ешь, - ет, - ем, -ете, - ут; всегда присутствует гласное –Е-, следовательно глагол относится к первому спряжению.
Вспомним стихотворение про спряжения из начальных классов; Надеюсь, вы его помните?
Слайд 1
Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ИТЬ,
Исключая брить, стелить.
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на -Е - спрягать нельзя.
А вот, ребята, вам ещё один рассказ, который поможет вам в дальнейшем безошибочно употреблять глаголы. К вашему вниманию мой авторский рассказ на тему: «Спряжение глаголов, глаголы – исключения», рассказ называется «Жизнь некоторых женщин в замужестве»
Беседа: Вы знаете, что люди разные бывают, и отношения в семье бывают разными. Есть женщины, которые терпят мужей-тиранов. Терпят ради семьи, ради детей и т.д. Я против насилия, так же против того, чтобы женщины терпели домашнее насилие со стороны мужей. Это неправильно жить с человеком, который плохо к тебе относится. Тем более, если ты этого не заслуживаешь! Я за то, чтобы в семье было взаимопонимание и взаимоуважение. Я за гармонию в отношениях, не только между супругами, но и между детьми и их родителями! Итак, внимание…
Слайд 2
<Object: word/embeddings/____________Microsoft_PowerPoint1.pptx>
1) Учитель выразительно читает свой рассказ;
2) А теперь попробуем воспроизвести этот рассказ в памяти. Попробуем пересказать его содержание в той последовательности, в какой он составлен.
3) Обучающиеся запоминают и пересказывают про себя, вслух друг другу и т.д.
- Какое мы с вами сегодня открытие сделали? Такое, что глагол МОЛЧАТЬ получается, хоть и на –ать- кончается, но относится ко второму спряжению!
Глагол молчать относится ко II спряжению, как это не покажется некоторым странным, но к исключениям он тоже не относится. Еще со школьной скамьи все привыкли к правилу, в котором говорится, что. ... Глагол "молчать" - это глагол первого спряжения (спряжение - это когда глагол меняется по числам и лицам). Так как, он оканчивается на -ать-, а все глаголы, которые оканчиваются на -ать- являются глаголами первого спряжения, кроме нескольких исключений.
Слайд 3
IV. Закрепление.
Слайд 5
Поиграем в игру «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)
1. Смотр.т, дыш.т, тревож.тся, та.т;
2. Ла.т, се.т, чита.т, кле.т;
3. Вид.т, пиш.т, завис.т, держ.т;
4. Раст.т, бре.т, стел.т, руб.т;
Проверка по слайду 6
1. Смотрит, дышит, тревожится, тает; (таять – 1 спр.);
2. Ла.т, се.т, чита.т, кле.т; (клеить – 2 спр.);
3. Вид.т, пиш.т, завис.т, держ.т; (писать – 1 спр., ост. глаголы-исключения ко 2 спр. относятся)
4. Раст.т, бре.т, стел.т, руб.т; (рубить – 2 спр. ост. относятся к 1 спр. брить, стелить – глаголы исключения)
V. Проверка понимания. Практическая часть
1. Работа по учебнику.
- Упр. 91 — устное составление предложений, запись лучших в тетради. Определение спряжений у глаголов;
2. Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.
Слайд 7
Пишем –
плывём -
полем –
пляшем –
растём –
печём –
бреем -
Чертим –
чиним –
маним –
просим
молчим –
терпим –
видим -
Проверка по слайду 8
Пишем – писать
плывём - плыть
полем – полоть
пляшем – плясать
растём – расти
печём – печь
бреем – брить (глагол-исключение)
Чертим – чертить
чиним –чинить
маним – манить
просим – просить
молчим – молчать (2 спр.)
терпим – терпеть (2 спр.гл.-искл.)
видим – видеть (2 спр. гл.-искл.)
Подведение итогов. Рефлексия
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какие глаголы-исключения есть, а какие не включены в этот список?
Как вы оцениваете свою и мою работу сегодняшнюю?
Домашнее задание
§ 16—19 — повторить, Упр.92, стр. 44; знать правило на стр. 44; выучить стих про спряжения, запомнить содержание рассказа «Жизнь некоторых женщин в замужестве»
<Object: word/embeddings/____________Microsoft_PowerPoint2.pptx>