Повторение по теме «Местоимение | Коновалова Яна Владимировна. Работа №362874
Тема: «Повторение по теме «Местоимение».
Тип урока: обобщающий
Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся о местоимении как части речи; знании грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении.
Задачи урока:
1) Предметные:
обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»;
контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»;
расширить словарного запаса обучающихся при выполнении заданий.
совершенствовать устную речь обучающихся
Метапредметные:
развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
развивать умение грамотно и связно излагать свои мысли;
извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в предметную схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
Личностные:
Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Технологии: 1.игровая; 2.проблемное обучение
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Тема: «Повторение по теме «Местоимение».
Тип урока: обобщающий
Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся о местоимении как части речи; знании грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении.
Задачи урока:
1) Предметные:
обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»;
контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»;
расширить словарного запаса обучающихся при выполнении заданий.
совершенствовать устную речь
обучающихся
Метапредметные
:
развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
развивать умение грамотно и связно излагать свои мысли;
извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в предметную схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
Личностные:
Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Регулятивные
:
овладевать способностями понимать
учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Технологии: 1.игровая; 2.проблемное обучение
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Планируемые результаты:
предметные: распознавать местоимения в тексте; анализировать и характеризовать особенности местоимений; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания;
метапредметные: уметь логически мыслить, выделять главное, давать определения, кратко и точно излагать запрашиваемую информацию;
личностные: формировать познавательные мотивы учебной деятельности на основе системного подхода к обобщению уже пройденного материала, воспитать уважительное и бережное отношение к русскому языку.
Структура и ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Организационный момент. Мобилизующий этап.
Цель: проверка готовности обучающихся к работе, их настрой на учебную деятельность.
Приветствие. Проверка
подготовленности к уроку.
Привлечение обучающихся к определению правил успеха на уроке.
Создание положительного эмоционального настроя.
Включаются в деловой ритм урока. Формулируют правила успешной работы на уроке.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: планирование необходимых действий.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Целеполагание.
Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока.
-Две последние недели
Вы за партами сидели,
Изучали в напряжении
Тему вы … (местоимение)
Все разряды изучили,
Записали их в тетрадь
И, конечно, обещали
Никогда … (не забывать)
Чтобы знания по теме
Вам надёжно сохранить,
Мы должны их, безусловно,
… (повторить и закрепить).
Подводит детей к формулированию
темы и цели урока (слайд 3)
Подбирают слова к строкам стихотворения.
Делают вывод. Определяют тему и цели урока.
Повторить: значение местоимений, их разряды, грамматические особенности, правила правописания и употребления в речи.
Закрепить: умения находить в тексте, определять разряд, морфологические признаки, синтаксическую роль, правильное написание и употребление в речи.
Познавательные: осознание учебно-познавательной задачи.
Регулятивные: способность к целеполаганию.
Коммуникативные: умение правильно выражать свои мысли в устной речи.
3. Актуализация знаний
по теме урока.
Цель: обобщение и систематизация теоретических знаний.
Групповая работа. Выданы вопросы на карточках
1. Что такое местоимение?
2.Чем местоимение отличается от существительного, прилагательного, числительного?
3.Приведите, пожалуйста, примеры.
4.Какие местоимения не склоняются?
5.У каких местоимений нет именительного падежа?
6.Какие местоимения пишутся через дефис?
7.Назовите правило правописания неопределенных местоимений некто, нечто, несколько, некоторый.
8.Когда пишется ни в отрицательных местоимениях? Когда пишется не?
9.В каких случаях ни и не в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?
Вспоминают теорию по теме, выбирают карточки. Пользуются своими словарями
1.Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
2.Местоимение отличается именно тем, что оно не называет, но указывает.
3. Мальчик – он, три – сколько, красный – какой.
4. Некто, каков, таков.
5. У возвратного местоимения «себя».
6. Неопределенные, с суффиксами –то, –либо, -нибудь и приставкой кое- (кто-то, где-нибудь,что-либо, кое-как)
7. В данных местоимениях приставка не всегда находится под ударением и пишется слитно.
8. Ни – без ударения, не – под ударением (никто, нечего).
9. Они пишутся раздельно тогда, когда они отделяются в местоимениях предлогов (ни у кого, не с кем).
.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль.
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, грамотно выражать свою точку зрения.
Познавательные: умение давать определение, обобщать.
4)Тренировочно-закрепительные упражнения
Работа в парах. Взаимопроверка.
Задание1: Заполнить таблицу примерами местоимений из предложений (приложение 1)
Тот куст, да не та ягодка. (Поговорка)
Тот, та – указательные местоимения;
Я, ты, он, она, вместе - целая страна!
(Р. Рождественский)
Я, ты, он, она - личные местоимения;
Счастие
или грусть – ничего не знать наизусть. (М. Цветаева)
Ничего – отрицательное местоимение;
И тополя уходят, но свет их озерный светел. (Ф. Г. Лорка)
Свет чей? – их (притяжательное местоимение);
Он уважать себя заставил
И
лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин)
Себя – возвратное местоимение.
Свет решил, что он умен и очень мил. (А.С. Пушкин)
Что – относительное местоимение, так как соединяет два простых предложения в составе сложного.
Что происходит на свете?— А просто зима. (Ю.
Левитанский
)
Что – вопросительное местоимение, так как в данном предложении оно служит выражению вопроса.
Всякому зерну своя борозда (Пословица).
Всякий – определительное местоимение, своя – притяжательное.
Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине
.(
А. Блок)
Кто-то – неопределенное.
Задание 2. Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт
(ответ:евонный – его, ихние – их, ейные – её)
Задание 3. Устная работа
Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определите их разряд.
Потерять самообладание, нечто неопределённое, смотреть внимательно, искусный мастер, спешить, скучать от безделья, чувствовать себя неловко, оглядываться беспрестанно.
(Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, скучать от нечего делать, быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.
Работают с предложениями
Оценивают работу товарища. Заполняют таблицу «Разряды местоимений»
(ставят оценки)
Читают стихотворение выразительно, находят ошибки и
записывают правильные формы употребления притяжательных местоимений в словосочетаниях.
Читают выражения, выбирают подходящие по смыслу фразеологизмы. Объясняют их значение.
Называют разряд местоимений.
(Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, скучать от нечего делать, быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.)
Познавательные: умение выделять главное, формулировать выводы, осознание учебно-познавательной задачи.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), строят небольшие монологические высказывания.
Регулятивные: умение самостоятельно и адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Познавательные: навык беглого чтения и умения сопоставлять.
Коммуникативные: умение работать в малой группе.
5)Физкультминутка.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал.
Игра «Найди пару»
( детям предлагаются местоимения парами : И.П.+ местоимение в косвен. падеже)
Двигаются по классу, с рабочей картой в руке, объединяются в пары. Пара садится за любой стол
Познавательные УУД:
1.Проверка знаний и умений.
Личностные УУД:
1.Снять напряжение и утомление на уроке.
6) Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
- Выполните работу в вашей карточке с заданием. Подчеркните нужную букву пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Самопроверка.
Петя решил до самого города (не, ни) (за) что (не) покидать своего поста. Весь вид отца говорил: (не, ни) чего (не) произошло, (не, ни) (о) чём (не) надо спрашивать, а надо сидеть на своём месте как (не, ни) (в) чём (не) бывало и ехать. (Не, ни) (о) каком знакомстве (не, ни)чего было и думать. (Не, ни) кто ему на это (не, ни) чего (не) ответил. В поисках слов нельзя
(пре, при) небрегать (не, ни) чем. Я (не) буду спорить (не, ни) (с) кем из вас.
Самостоятельно работают.
6. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
Подводит итоги работы класса.
Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности, на планируемых и достигнутых результатах. Организует итоговый диалог. Использует прием «Незаконченное предложение».
Продолжают предложение, подсчитав баллы на Маршрутных листах.
Я научился…
Мне понравилось…
Мне показалось сложным…
Я поставил себе за урок…
Оценивают свою работу на уроке.
Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные: формулирование собственного мнения.
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
7. Домашнее задание.
Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.
1.Составить кроссворд по теме «Местоимение».
2.Вспомнить и записать 5-6 пословиц с местоимениями.
Записывают задание в дневник.
Подают дневники для оценки учителю.
Познавательные: дифференцированные задания.
Регулятивные: инициатива в выборе варианта домашнего задания.