Название статьи:
"Повторение сведений по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография". 5 класс (методическая разработка) | Мой кабинет. Работа №354039
Дата публикации:
12.12.2024
Автор:
Мой кабинет
Описание:
Целью данной публикации является систематизация сведений по данным разделам языка, повторение ряда правил правописания и пунктуации, вызывающих затруднения у учащихся. В результате чего учащиеся научаться понимать связь между фонетикой и орфографией, смогут проводить фонетический анализ слова, смогут применять полученные знания и умения на практике.
Тема урока: Повторение сведений по теме Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. 5 класс
(методическая разработка)
Подготовила: Коконова Светлана Викторовна учитель
учитель русского языка и литературы
МБОУ Воротская ОШ №6
Цель: систематизировать сведения по данным разделам языка; повторить ряд правил правописания и пунктуации, вызывающих затруднения у учащихся;
Совершенствовать навыки фонетического разбора слова; развивать речь, любознательность учащихся к языку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать связь между фонетикой и орфографией; проводить фонетический анализ слова; применять полученные знания и умения на практике.
Ход урока
І. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам прекрасного настроения на весь день.
ІІ. Постановка цели урока. Мотивация
Прочитайте эпиграф к нашему уроку: (записано на доске)
Буквы всякие важны,
Буквы всякие нужны
- О чём идёт речь в этом предложении? (о буквах)
-Запишите это слово. Какие слова, словосочетания возникают у вас по ассоциации слова буквы? Запишите их в тетрадь.
(Буквы: печатные, рукописные, заглавные, строчные, гласные, согласные, ударные, безударные, обозначают звуки и т.д.)
- Прочитайте, что вы записали?
-А красивыми буквы могут быть? Когда?
-Как называется наука, которая изучает правильное написание букв? (Графика)
-Как мы должны писать буквы в тетради?
Какую цель ставим на урок?
-Сегодня на уроке, ребята, постараемся правильно и красиво писать буквы, повторим, что изучали на предыдущих уроках.
ІІІ. Обобщение и систематизация знаний
Индивидуальная работа (у доски)
Списать текст, обозначить орфограммы, рассказать правило о правописании гласных после шипящих. Ответь на вопросы.
За лесом, в тёмной-претёмной ч_ще,
Ж_ло ч_довище из ш_пящих.
Рядом с ч_довищем гласные ч_вствовали себя ужасно.
-Какие это гласные?
-Почему они чувствуют себя ужасно?
Выберите правильный вариант написания слов, запишите их, подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму.
Доро(ж,ш) ка, варе(ж,ш)ка, сапо(ж,ш)ки, голу(б,п)ь, кла(д,т), лё(к,г)ий, хру(п,б)кий.
2) Работа с классом
Спишите слова, расставьте ударение, правильно произнесите слова.
Тема, текст, музей, чтобы, модель, кашне, теннис, шоссе, конечно, скучный, цемент.
Как эти слова связаны с фонетикой? (произносим звуки, а фонетика изучает звуки речи)
-Какой раздел науки о языке изучает правильное произношение слов? (орфоэпия)
-Как можно объяснить это слово? (орфос - правильный, эпос - (греч.) речь)
-Можно ли обойтись без орфоэпии?
-Правильное произношение является показателем общей культуры человека. Также о культуре человека говорит и его правильная письменная речь.
-Какое однокоренное слово мы называем на каждом уроке много раз? (орфография)
-А что оно обозначает? (правильное написание слов)
3) А теперь проверяем работу на доске. (Первый ученик читает текст, объясняет орфограмму, отвечает на вопросы, второй ученик объясняет орфограмму, называет проверочные слова)
4) А сейчас поиграем в прятки, только прятки фонетические. Подобную работу вы уже проделывали и справились прекрасно. Попробуем закрепить свой успех.
Распределительный диктант (групповая работа)
Распределите слова в два столбика:
е,ё,ю,я
обозначает один звук обозначает два звука
Степь, вьюга, яхта, люди, ёлочка, успех, каюта, юрта, ель, маяк, белка, люк, лён, лютик, мята, костёр.
Проверяем!
5) Творческий словарный диктант
Записать слова или составить словосочетания с этими словами, или предложения, но предложения с прямой речью.
Вокзал, портфель, беседовать, километр, почерк, шоссе, свитер, алфавит, ателье, магазин.
-Как называется магазин в нашем селе?
-Знаете ли вы, что обозначает слово Айас? (по-хакасски Солнечный)
-Красивое название, ребята, не правда ли?
-Запишите предложение: В нашем селе есть магазин Айас.(РК)
ФИЗМИНУТКА
Распрямились, потянулись,А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)Спину тоже разминаем,Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)Поворот за поворотом,То к окну, а то к стене.Выполняем упражненье,Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)Отдохнули мы чудесно,И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)
6) Работа в парах
Сейчас вы тихонько расскажете соседу по парте алфавит, правильно называя буквы. В тетрадь запишите оценку, которую вы поставите соседу (За алфавит - )
Творческое задание: расположите буквы, данные на карточках, по порядку их следования в алфавите русского языка и запишите слова.
ГЕНТА (агент), СИТА (аист), ЩОБР (борщ), НИБТ (бинт), ЕНТО (енот)7) Работа над предложением
По России морозы распушили деревья
И рисуют на стёклах лебединые перья.
Это строки из стихотворения А.Чепурова.
Выполните синтаксический разбор предложения.
Выполнить фонетический разбор слова перья (у доски)
Итог урока
Урок подошёл к концу.
- Скажите, пожалуйста, что было на уроке главным?
-Что было интересным?
Вернёмся к эпиграфу урока. Почему буквы всякие нужны и важны?
Домашнее задание: сочинить сказку о звуках и буквах, записать её в тетрадь, или выполнить упр.
Выберите то задание, какое вам больше понравилось, и выполните его.
Оценивание.
Сегодня на уроке вывсехорошоработали. Молодцы! Я рада за вас! Оценки за урок.
Рефлексия
Я знаю….
Я понял…
Я смогу….
Скачать работу
(методическая разработка)
Подготовила: Коконова Светлана Викторовна учитель
учитель русского языка и литературы
МБОУ Воротская ОШ №6
Цель: систематизировать сведения по данным разделам языка; повторить ряд правил правописания и пунктуации, вызывающих затруднения у учащихся;
Совершенствовать навыки фонетического разбора слова; развивать речь, любознательность учащихся к языку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать связь между фонетикой и орфографией; проводить фонетический анализ слова; применять полученные знания и умения на практике.
Ход урока
І. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам прекрасного настроения на весь день.
ІІ. Постановка цели урока. Мотивация
Прочитайте эпиграф к нашему уроку: (записано на доске)
Буквы всякие важны,
Буквы всякие нужны
- О чём идёт речь в этом предложении? (о буквах)
-Запишите это слово. Какие слова, словосочетания возникают у вас по ассоциации слова буквы? Запишите их в тетрадь.
(Буквы: печатные, рукописные, заглавные, строчные, гласные, согласные, ударные, безударные, обозначают звуки и т.д.)
- Прочитайте, что вы записали?
-А красивыми буквы могут быть? Когда?
-Как называется наука, которая изучает правильное написание букв? (Графика)
-Как мы должны писать буквы в тетради?
Какую цель ставим на урок?
-Сегодня на уроке, ребята, постараемся правильно и красиво писать буквы, повторим, что изучали на предыдущих уроках.
ІІІ. Обобщение и систематизация знаний
Индивидуальная работа (у доски)
Списать текст, обозначить орфограммы, рассказать правило о правописании гласных после шипящих. Ответь на вопросы.
За лесом, в тёмной-претёмной ч_ще,
Ж_ло ч_довище из ш_пящих.
Рядом с ч_довищем гласные ч_вствовали себя ужасно.
-Какие это гласные?
-Почему они чувствуют себя ужасно?
Выберите правильный вариант написания слов, запишите их, подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму.
Доро(ж,ш) ка, варе(ж,ш)ка, сапо(ж,ш)ки, голу(б,п)ь, кла(д,т), лё(к,г)ий, хру(п,б)кий.
2) Работа с классом
Спишите слова, расставьте ударение, правильно произнесите слова.
Тема, текст, музей, чтобы, модель, кашне, теннис, шоссе, конечно, скучный, цемент.
Как эти слова связаны с фонетикой? (произносим звуки, а фонетика изучает звуки речи)
-Какой раздел науки о языке изучает правильное произношение слов? (орфоэпия)
-Как можно объяснить это слово? (орфос - правильный, эпос - (греч.) речь)
-Можно ли обойтись без орфоэпии?
-Правильное произношение является показателем общей культуры человека. Также о культуре человека говорит и его правильная письменная речь.
-Какое однокоренное слово мы называем на каждом уроке много раз? (орфография)
-А что оно обозначает? (правильное написание слов)
3) А теперь проверяем работу на доске. (Первый ученик читает текст, объясняет орфограмму, отвечает на вопросы, второй ученик объясняет орфограмму, называет проверочные слова)
4) А сейчас поиграем в прятки, только прятки фонетические. Подобную работу вы уже проделывали и справились прекрасно. Попробуем закрепить свой успех.
Распределительный диктант (групповая работа)
Распределите слова в два столбика:
е,ё,ю,я
обозначает один звук обозначает два звука
Степь, вьюга, яхта, люди, ёлочка, успех, каюта, юрта, ель, маяк, белка, люк, лён, лютик, мята, костёр.
Проверяем!
5) Творческий словарный диктант
Записать слова или составить словосочетания с этими словами, или предложения, но предложения с прямой речью.
Вокзал, портфель, беседовать, километр, почерк, шоссе, свитер, алфавит, ателье, магазин.
-Как называется магазин в нашем селе?
-Знаете ли вы, что обозначает слово Айас? (по-хакасски Солнечный)
-Красивое название, ребята, не правда ли?
-Запишите предложение: В нашем селе есть магазин Айас.(РК)
ФИЗМИНУТКА
Распрямились, потянулись,А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)Спину тоже разминаем,Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)Поворот за поворотом,То к окну, а то к стене.Выполняем упражненье,Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)Отдохнули мы чудесно,И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)
6) Работа в парах
Сейчас вы тихонько расскажете соседу по парте алфавит, правильно называя буквы. В тетрадь запишите оценку, которую вы поставите соседу (За алфавит - )
Творческое задание: расположите буквы, данные на карточках, по порядку их следования в алфавите русского языка и запишите слова.
ГЕНТА (агент), СИТА (аист), ЩОБР (борщ), НИБТ (бинт), ЕНТО (енот)7) Работа над предложением
По России морозы распушили деревья
И рисуют на стёклах лебединые перья.
Это строки из стихотворения А.Чепурова.
Выполните синтаксический разбор предложения.
Выполнить фонетический разбор слова перья (у доски)
Итог урока
Урок подошёл к концу.
- Скажите, пожалуйста, что было на уроке главным?
-Что было интересным?
Вернёмся к эпиграфу урока. Почему буквы всякие нужны и важны?
Домашнее задание: сочинить сказку о звуках и буквах, записать её в тетрадь, или выполнить упр.
Выберите то задание, какое вам больше понравилось, и выполните его.
Оценивание.
Сегодня на уроке вывсехорошоработали. Молодцы! Я рада за вас! Оценки за урок.
Рефлексия
Я знаю….
Я понял…
Я смогу….