Повышение эффективности урока литературного чтения в начальной школе через применение современных методов обучения и современных технологий | Голосиенко Елена Александровна. Работа №349382
Аннотация: В статье рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков литературного чтения в начальной школе через внедрение современных методов обучения и технологий. Приводятся примеры методик и технологий, которые способствуют активизации познавательной деятельности, развитию читательских навыков и формированию у школьников интереса к литературе. Показана значимость творческих заданий и мультимедийных ресурсов, а также важность проектной деятельности для углубления понимания прочитанного и формирования эмоциональной вовлеченности учащихся в процесс чтения.
Ключевые слова: литературное чтение, начальная школа, современные технологии, методы обучения, проектная деятельность, мотивация, мультимедийные ресурсы.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Голосиенко Елена Александровна, учитель начальных классов Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа№4 Амвросиевского Муниципального округа"
Донецкой Народной Республики
Аннотация: В статье рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков литературного чтения в начальной школе через внедрение современных методов обучения и технологий. Приводятся примеры методик и технологий, которые способствуют активизации познавательной деятельности, развитию читательских навыков и формированию у школьников интереса к литературе. Показана значимость творческих заданий и мультимедийных ресурсов, а также важность проектной деятельности для углубления понимания прочитанного и формирования эмоциональной вовлеченности учащихся в процесс чтения.
Ключевые слова: литературное чтение, начальная школа, современные технологии, методы обучения, проектная деятельность, мотивация, мультимедийные ресурсы.
Введение современных методов обучения и технологий в процесс литературного чтения становится необходимостью в условиях постоянного роста информационной среды и изменяющихся интересов школьников. Литературное чтение в начальной школе является не только предметом, формирующим базовые навыки работы с текстом, но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию, учит детей размышлять и воспринимать литературу как источник знаний и эмоций. Для повышения эффективности уроков литературного чтения учителю необходимо применять методы, которые помогут создать на уроке атмосферу творчества и заинтересованности, а также развивать самостоятельность и аналитическое мышление учеников.
Использование современных технологий помогает учителю сделать процесс литературного чтения более наглядным и увлекательным. Одним из самых эффективных инструментов является мультимедийная презентация, которая способна оживить любой текст, сделать его более понятным и близким для детей. Например, при чтении стихотворения или рассказа можно использовать иллюстрации, видеофрагменты, фоновую музыку, которая погружает в атмосферу произведения и помогает детям прочувствовать его настроение. Такой прием позволяет ученикам лучше понять особенности произведения, а также формирует у них эмоциональную и ассоциативную память.
Также важно привлекать детей к активному обсуждению прочитанного, что делает урок более интерактивным. Обсуждение на уроке, организованное в форме «Сократовского диалога», помогает детям развивать аналитические и критические навыки. Учитель может задавать вопросы, подводящие к пониманию мотивов поступков героев и скрытых смыслов текста. Такой подход стимулирует интерес детей к содержанию текста, побуждает их делиться своими мыслями и расширяет словарный запас.
Эффективной методикой является прием «Чтение с остановками», когда учитель читает текст, делая паузы в важных моментах, чтобы обсудить с детьми происходящее и предложить им предугадать дальнейшее развитие событий. Этот прием не только развивает воображение и логическое мышление, но и способствует повышению интереса к дальнейшему чтению. Во время таких остановок ученики могут задавать вопросы, рассуждать о действиях героев, делать предположения, что позволяет им глубже вникнуть в содержание произведения и стать активными участниками чтения.
Проектная деятельность также играет важную роль в формировании интереса к литературе. Например, учащимся можно предложить подготовить презентации по любимым сказкам или рассказам, создать иллюстрации к прочитанным произведениям, подготовить мини-постановки на основе текста. Проектная деятельность развивает у детей умение работать в группе, позволяет применять знания на практике и формирует у них чувство ответственности за результаты своей работы. Примером такого проекта может стать «Моя книга», где дети подбирают иллюстрации и пишут свои отзывы на прочитанные произведения, а затем оформляют это в виде книги. Такой проект помогает детям развивать творческие навыки и становится частью их учебного портфолио.
Для повышения эффективности уроков литературного чтения также стоит обратить внимание на использование аудиокниг и подкастов. Аудиокниги способствуют развитию навыков восприятия текста на слух, помогают научиться различать интонацию и эмоциональную окраску текста. Они могут быть полезны при изучении произведений, сложных для восприятия. Например, слушание басен, сказок или рассказов с правильной интонацией помогает детям лучше понять и запомнить текст, а также ощутить его ритмичность. Совместное прослушивание и последующее обсуждение аудиоматериала позволяет учащимся лучше усваивать текст и делать выводы о его содержании.
Важно использовать игровые технологии, чтобы вовлечь детей в процесс чтения. Интерактивные игры, основанные на сюжетах прочитанных произведений, помогают закрепить содержание текста и сделать обучение интересным. Например, игра «Собери историю» может состоять в том, что учитель раздает детям карточки с фрагментами текста или иллюстрациями, а дети должны собрать их в правильной последовательности, чтобы воссоздать содержание произведения. Это не только развивает логическое мышление, но и позволяет ученикам еще раз повторить содержание прочитанного, увидеть структуру текста и понять последовательность событий.
Кроме того, существует возможность интеграции современных цифровых платформ, таких как интерактивные доски и образовательные сайты, которые предлагают задания по литературным произведениям, кроссворды, викторины и другие формы проверки знаний. Они помогают сделать процесс закрепления материала более увлекательным и разнообразным. Выполнение заданий на таких платформах не только закрепляет знания, но и развивает у детей навыки работы с современными технологиями, что является важным требованием в условиях цифровизации образования.
Для формирования осознанного восприятия литературы и понимания ее нравственного и художественного значения, педагогу важно применять творческие задания, которые позволяют детям выразить свое мнение о прочитанном. Например, после прочтения рассказа ученикам можно предложить написать письмо автору или главному герою, рассказав о своих впечатлениях и задав вопросы. Такое задание развивает навыки письменной речи, помогает детям структурировать свои мысли и формирует у них ценностное отношение к литературе.
Таким образом, применение современных методов и технологий на уроках литературного чтения помогает не только улучшить качество усвоения материала, но и формирует у младших школьников интерес к чтению и развивает их творческие и аналитические способности. Использование мультимедийных ресурсов, проектной деятельности, игровых приемов и аудиовизуальных материалов позволяет сделать уроки литературного чтения более увлекательными и продуктивными. Главная задача учителя — создавать условия, в которых дети смогут осознанно и с удовольствием изучать литературные произведения, видя в них не только учебный материал, но и источник вдохновения и знаний.
Список литературы
Гейдарова
Н
.
Э
.
, Арасланова А.А. Применение технологии разноуровневого обучения на уроках литературного чтения // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018013871 (дата обращения: 30.10.2024).
Громакова
К. Е.,
Аркатова
А. С. Игровые технологии на уроке литературного чтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2921–2925. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970911.htm
.
Манжосова
, В. В. Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО / В. В.
Манжосова
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62615/ (дата обращения: 30.10.2024).