Повышение эффективности уроков русского языка и литературы через использование методов и приемов личностно-ориентированного подхода в обучении | Петрова Елена Анатольевна. Работа №352541
Аннотация. В статье рассматривается значимость использования личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе. Представлены основные методы и приемы, способствующие развитию личности ученика, его самостоятельности и творческого потенциала. Показаны практические примеры применения подхода, а также их влияние на повышение эффективности учебного процесса и формирование устойчивой мотивации учащихся к изучению предмета.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, русский язык, литература, педагогические методы, учебная мотивация, творческое развитие, индивидуализация обучения.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Петрова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ "Васильевская ООШ", Вологодская область с. Васильевское
Аннотация. В статье рассматривается значимость использования личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе. Представлены основные методы и приемы, способствующие развитию личности ученика, его самостоятельности и творческого потенциала. Показаны практические примеры применения подхода, а также их влияние на повышение эффективности учебного процесса и формирование устойчивой мотивации учащихся к изучению предмета.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, русский язык, литература, педагогические методы, учебная мотивация, творческое развитие, индивидуализация обучения.
Современная система образования ориентирована на формирование активной и разносторонне развитой личности. В условиях личностно-ориентированного подхода обучение русскому языку и литературе становится не только процессом передачи знаний, но и важным этапом развития индивидуальности учащихся, их способности к самостоятельному мышлению и выражению собственного «я». Учитель играет ключевую роль в создании условий, способствующих раскрытию потенциала каждого ученика.
Цель данной статьи — рассмотреть методы и приемы, направленные на повышение эффективности уроков русского языка и литературы через использование личностно-ориентированного подхода, а также показать их практическую значимость.
Основные принципы личностно-ориентированного подхода
Личностно-ориентированный подход предполагает:
Учет индивидуальных особенностей учащихся. Каждому ученику присущи свои интересы, способности, темпы восприятия информации.
Содействие развитию самостоятельности. Обучение строится таким образом, чтобы ученик учился сам принимать решения и нести за них ответственность.
Эмоциональная поддержка. Внимательное отношение к эмоциональному состоянию учащихся способствует созданию благоприятной атмосферы на уроке.
Диалогичность. Учитель выступает не как диктатор знаний, а как партнер и наставник.
Методы и приемы реализации личностно-ориентированного подхода
Метод проектов
Проектная деятельность — эффективный способ включить учащихся в активный процесс изучения русского языка и литературы. Например, при изучении биографии писателя ученикам можно предложить создать проект «Литературная карта моей страны», объединяющий сведения о жизни и творчестве разных авторов.
Индивидуальные и дифференцированные задания
Уроки русского языка и литературы можно сделать продуктивнее, предлагая задания разной сложности, которые соответствуют уровню подготовки учащихся. Например, при изучении орфографии одному ученику можно предложить выполнить упражнение с опорой на правило, другому — написать мини-сочинение с использованием заданных слов.
Работа с текстами, ориентированными на интересы учеников
На уроках литературы полезно включать тексты, которые соотносятся с жизненным опытом школьников. Обсуждение произведений, где затрагиваются вопросы дружбы, выбора, личностного роста, способствует формированию эмоциональной связи между учеником и изучаемым материалом.
Творческие задания
Письменные работы, такие как эссе, стихи, инсценировки, помогают ученикам выражать свои мысли и эмоции. Например, после изучения рассказа А.П. Чехова «Каштанка» ученики могут составить от имени героя письмо своему новому хозяину.
Рефлексивные приемы
Рефлексия помогает учащимся осознать свои достижения, понять свои ошибки. В конце урока можно предложить учащимся ответить на вопросы: «Что нового я узнал сегодня?», «Что мне особенно понравилось?», «Какие вопросы у меня остались?».
Практическое значение подхода
Использование методов и приемов личностно-ориентированного подхода значительно повышает эффективность уроков:
Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, а не пассивными слушателями.
Формируется устойчивый интерес к русскому языку и литературе.
Развиваются важные компетенции: критическое мышление, творческие способности, коммуникативные навыки.
Кроме того, такая организация учебного процесса позволяет достичь более глубокого понимания изучаемых тем и обеспечить высокий уровень подготовки учеников к итоговым испытаниям.
Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку и литературе — это не только способ повысить эффективность уроков, но и возможность воспитать гармонично развитую личность. Методы и приемы, рассмотренные в данной статье, помогают учителю создавать на уроках условия для творческого и эмоционального раскрытия учеников, их самореализации.
Педагог, ориентированный на личностный подход, становится вдохновляющим наставником, а уроки русского языка и литературы — источником интереса и мотивации к обучению, которые сохраняются на протяжении всей жизни.
Список литературы
Дронь
Елена Николаевна Работа с текстом как средство осуществления личностно-ориентированного подхода
в образовании // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования».
2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-tekstom-kak-sredstvo-osuschestvleniya-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-obrazovanii
Раимбекова
Гул
ьнар
Кеттешовна
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы // European
research
.
2016. №5 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-
myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury
Тугузбаева
О. В. Личностно-ориентированный подход в процессе обучения русскому языку и литературе // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики.
2015. №2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-protsess
e-obucheniya-russkomu-yazyku-i-literature