Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Повышение функциональной грамотности учащихся на уроках труда(технологии) с помощью информационных технологий | Перепелица Александр Александрович. Работа №350433

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме повышения функциональной грамотности учащихся на уроках труда в средней школе с использованием информационных технологий. В современных образовательных условиях умение адаптироваться к быстро меняющейся информационной среде становится ключевым навыком. Рассматриваются основные понятия функциональной грамотности и методы, которые могут быть использованы на практике для интеграции информационных технологий в учебный процесс. Приводятся практические примеры и рекомендации для учителей труда, направленные на создание интерактивной и продуктивной образовательной среды.

Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки труда, технологии, информационные технологии, цифровые инструменты, интерактивное обучение, образовательные подходы.

ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ) С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Перепелица Александр Александрович, учитель технологии (труда)

ГБОУ ЛНР "Беловская средняя школа №2", пгт. Белое

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме повышения функциональной грамотности учащихся на уроках труда в средней школе с использованием информационных технологий. В современных образовательных условиях умение адаптироваться к быстро меняющейся информационной среде становится ключевым навыком. Рассматриваются основные понятия функциональной грамотности и методы, которые могут быть использованы на практике для интеграции информационных технологий в учебный процесс. Приводятся практические примеры и рекомендации для учителей труда, направленные на создание интерактивной и продуктивной образовательной среды.

Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки труда, технологии, информационные технологии, цифровые инструменты, интерактивное обучение, образовательные подходы.

 

В современном мире функциональная грамотность становится важнейшим показателем общего уровня образования. Она включает в себя способности применять знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. Особенно актуально это для учащихся средней школы, которые находятся на этапе формирования своих жизненных ориентиров и профессиональных предпочтений. Уроки труда (технологий) являются важной составляющей общего образования, позволяющей развивать творческие и практические навыки, а использование информационных технологий открывает новые горизонты для повышения уровня функциональной грамотности.

Понятие функциональной грамотности

Функциональная грамотность охватывает широкий спектр навыков, включая способность к критическому мышлению, решению проблем, а также умение работать с информацией. В контексте уроков труда это означает, что учащиеся должны уметь не только производить какие-либо вещи, но и анализировать информацию, использовать цифровые инструменты и применять полученные знания на практике.

Роль информационных технологий в повышении функциональной грамотности

Информационные технологии играют ключевую роль в образовании, предоставляя учащимся доступ к разнообразным ресурсам и учебным материалам. Использование технологий на уроках труда может включать следующие аспекты:

Интерактивные доски и проекторы: Эти инструменты позволяют визуализировать информацию, делая уроки более наглядными и увлекательными. Учащиеся могут участвовать в обсуждении и представлении проектов, что развивает их презентационные навыки и уверенность.

Компьютерные программы и приложения: Существует множество программ, которые помогают учащимся в проектировании и моделировании изделий. Например, CAD (Computer-Aided Design) программы позволяют создавать чертежи и 3D-модели, что является ценным навыком для будущих инженеров и дизайнеров.

Онлайн-ресурсы и курсы: Учителя могут использовать платформы MOOCs и другие онлайн-ресурсы для формирования у учащихся навыков самообразования и навыков исследования. Это дает возможность ученикам работать в собственном темпе и углубляться в интересующие их темы.

Проекты и соревнования: Участие в проектной деятельности, в том числе в конкурсах и выставках, способствует развитию командных навыков и креативного мышления. Использование технологий, таких как 3D-печать или робототехника, может привлечь внимание учащихся и повысить их интерес к предмету.

Практические примеры использования информационных технологий

Создание портфолио: Учащиеся могут создавать электронные портфолио своих работ и проектов с использованием различных мультимедийных инструментов. Это не только демонстрирует их достижения, но и развивает навыки самоанализа.

Виртуальные экскурсии и мастер-классы: Учителя могут организовывать виртуальные экскурсии на предприятия или в мастерские, чтобы показать учащимся современные технологии и методы производства. Это может вдохновить их на выбор профессии в будущем.

Кросс-дисциплинарные проекты: Интеграция уроков труда с другими предметами, такими как физика, химия или информатика, помогает учащимся видеть взаимосвязь между различными областями знаний. Например, проектирование мебели может сочетать навыки работы с деревом, знание материаловедения и основные принципы физики.

Рекомендации для учителей

Обеспечьте доступ к технологиям: Убедитесь, что в классе есть все необходимые инструменты и ресурсы. Это может включать рабочие станции с компьютерами, доступ к интернету и программному обеспечению.

Используйте разнообразные методы обучения: Чередуйте лекции, практические занятия и проекты, чтобы поддерживать интерес учащихся. Внедряйте игровые элементы и конкурсы для повышения мотивации.

Поощряйте самообразование: Стимулируйте учащихся самостоятельно искать информацию и развивать свои навыки. Обеспечьте доступ к онлайн-курсам и ресурсам для самостоятельного изучения.

Анализируйте результаты: Регулярно проводите оценивание и обсуждением работ учащихся, чтобы выявлять их сильные и слабые стороны. Это поможет лучше адаптировать учебный процесс к индивидуальным потребностям каждого ученика.

Использование информационных технологий на уроках труда является мощным инструментом для повышения функциональной грамотности учащихся. Современные технологии открывают новые возможности для взаимодействия, творчества и саморазвития. Учитель, применяя инновационные методы и подходы, может не только развить практические навыки у своих учеников, но и подготовить их к вызовам современного общества, формируя ответственное и критически мыслящее поколение.

 

Список литературы

Жаныс

Арай

Бошанкызы

, Асылбек

Хулын

Методы формирования функциональной грамотности // Наука, образование и культура.

2024. №2 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti

Хайдарова М. Д., Юлдашев Б. Н. Информационные технологии в трудовом обучении школьников // Мировая наука.

2019. №4 (25).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-trudovom-obuchenii-shkolnikov

Чекурова

Анастасия Юрьевна, Лыткина Екатерина Евгеньевна Формирование функциональной грамотности у обучающихся в образовательной области «Технология» // Проблемы современного педагогического образования.

2023. №81-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-u-obuchayuschihsya-v-obrazovatelnoy-oblasti-tehnologiya

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×