Повышение грамотности учащихся | Кроленко Ольга Вячеславовна. Работа №345525
Повысить грамотность учащихся – главная задача учителя на уроках русского языка.
Актуальность поставленной задачи состоит в том, что в процессе овладения учащимися русским языком необходимо каждый урок работать над повышением грамотности.
Цель - формирование практической грамотности на уроках русского языка.
Как повысить грамотность учащегося? Над этой проблемой работает каждый учитель русского языка. Я поделюсь своим опытом работы.
Над проблемой повышения грамотностиучащихся работает каждый учитель русского языка. Я поделюсь своим опытом работы.
Для ученика 5 класса самая насущная проблема – как отличить безударные гласные в корне слова и корни с чередованием. А если такие корни омонимичные? Например, расти и рост, коснулся и косит? Ребенок знает правила, говорит их легко, но на деле применять их сложно. Решение проблемы – надо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Чтобы добиться прочных знаний, необходимо научить ученика не только заучивать правила, но и видеть орфограмму. Работа над навыками правописания – процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать орфографические трудности, нужно систематически работать не один год.
Каждый урок я начинаю с орфографического или пунктуационного практикума. Орфографический практикум включает в себя объяснительный диктант из 7 – 10 слов на правописание разных орфограмм. Обязательно включаем одно или два новых слова. Слова пишем по цепочке на доске, выделяем и объясняем орфограммы.
Часто слова пишем в столбик, чтобы рядом подобрать проверочное слово или сделать пояснение:
скажите - глагол повелительного наклонения, окончание ТЕ;
скажете – глагол изъявительного наклонения, окончание ЕТЕ, 1 спряжение.
К месту будет дать дополнительное задание: сделать фонетический, морфологический или морфемный разбор. Такая работа повышает грамотность, потому что ученик запоминает слово.
Работа над ошибками после классной и домашней работы очень важна. Если не получается сделать работу в классе, то работу над ошибками ученик делает дома. Проверочные слова можно писать на полях или после классной или домашней работы. Ученикам нравится использовать различные цвета для выделения орфограммы, например, зеленый, черный. Таким образом педагог сразу определит, как ученик поработал, есть ли у него успехи, повысилась ли его грамотность.
Еще один вид работы, который практикую для повышения грамотности учащихся, - написание карточек с орфограммами. На картонке ученик под руководством учителя пишет правило, приводит примеры. Каждый ученик пишет те правила, в которых часто допускает ошибки. Например, Петров часто ошибается при написании корней с чередованием, он данное правило прописывает на картонке, приводит к каждому пункту правила примеры. Пишет слова, которые надо запомнить. Когда на уроке пишем орфографический практикум, Петрову можно дать индивидуальную карточку с заданием. Пользуясь правилом-подсказкой, он делает работу, объясняя орфограммы. За индивидуальную работу ученик получает оценку. За работу ученик получил «неудовлетворительно», оценку сразу не ставлю в журнал. Предлагаю сделать работу над ошибками, ученик должен каждую ошибку объяснить, потом даю еще одну карточку. Добиваюсь от ученика положительного результата, обязательно хвалю за успешно выполненную работу.
Для повышения грамотности учащихся провожу не только орфографический, но и пунктуационный практикум. Диктую текст как обычный диктант. Когда текст ученики напишут, предлагаю выразительно его прочитать. На полях возле каждого предложения предлагаю зеленой или черной ручкой поставить знаки препинания: запятые, точку, восклицательный или вопросительный знаки. Можно пронумеровать предложения и в конце работы записать номер предложения и знаки препинания в нем. Ученики должны прочитать текст выразительно и проверить постановку знаков препинания. Затем меняются тетрадями, проверяют работу, ставят оценки. Учитель может сам прокомментировать постановку орфограмм и знаков препинания, но лучше, если это сделают учащиеся. Например, по цепочке читают предложение, объясняют орфограммы и знаки препинания. Такой вид работы формирует умение расставлять знаки препинания на слух.
При написании пунктуационного диктанта также разбираем трудные слова, повторяем орфограммы. Если позволяет время, делаем дополнительные задания: синтаксический разбор предложения, морфемный, морфологический или фонетический разборы.
Каждый урок должен заканчиваться подведение итога. В конце урока, за 5 минут до звонка, я спрашиваю у учеников, чем им запомнился урок, предлагаю вспомнить все орфограммы, с которыми они встретились на уроке. При этом повторяем слова не только орфографического или пунктуационного практикума, но и те, которые встретились на протяжении всего урока: при проверке домашней работы, при объяснении нового материала. За эти 5 минут ученики вспомнят десятки орфограмм, это прекрасное повторение и закрепление, способствующее повышению грамотности.