Повышение качества чтения и письма | Ковина Елена Вениаминовна. Работа №337816
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины, вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно. Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Так что это такое - нарушение письма и чтения? Почему оно происходит? Как проявляется?
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины, вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно. Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Так что это такое - нарушение письма и чтения? Почему оно происходит? Как проявляется?Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка, в его невнимательности: Он просто не старается. Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же?Становление чтения и письма - процесс очень сложный. В нем участвует несколько анализаторов, и только при их согласованной работе будет обеспечено успешное овладение письменной речью.Дисграфия- это специфическое расстройство письма, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера. От греческого дис - плохо, графо - письмо.Дислексия- это нарушение чтения, выражающееся в стойких специфических ошибках при чтении (дис - плохо, лексис - речь)Специфические ошибки – не связанные с применением орфографических правил.Какие же причины приводят к нарушению чтения и письма?
Первая и наиболее часто встречающаяся - так называемые минимальные мозговые дисфункции (ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания.
Играет роль и наследственный фактор. Дислексия и дисграфия бывают связаны с врожденными особенностями строения мозга. На чтении специализируется задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислекcиков задние части левого и правого полушарий одинаковы.
Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи.
Причиной нарушения чтения и письма может быть и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.
Нужно обратить особое внимание:
Если ребенок левша.
Если он – переученный правша.
Если ребенок посещал логопедическую группу.
Если в семье говорят на двух или более языках.
Если ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к нарушению чтения и письма, все специфичны и носят стойкий характер. Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности.Теперь о том, как отличить письменные работы учащихся, нуждающихся в помощи специалистов.Какие же ошибки должны нас насторожить?Существует несколько видов нарушения чтения и письма, каждому виду соответствуют свои ошибки.1. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.2. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).3. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).4. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы -весёлый. Вставка букв: декабарь - декабрь. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии, неумение определить границы предложений, ребенок не пишет заглавную букву в начале предложении.При дислексии специфические ошибки это - медленное чтение, запинки, повтор слов, послоговое чтение или чтение словами, не переходящее в плавное беглое чтение. При чтении путаются буквы, не держится строка, перескакивание с одной строки на другую. Обычно чтение дается ребенку с трудом, он испытывает негативные чувства, не любит и не хочет читать.Родители и учителя считают, что если такому ребенку больше читать, то всё пройдет и навык сформируется. Но на самом деле, чем он больше читает, тем больше закрепляется неправильный навык и возможны два варианта. Ребенок научится читать быстро, но чтобы держать скорость, будет читать по догадке, сам сочиняя, что там написано. Или будет читать правильно, но очень медленно, забывая к концу, что прочитал. И эти проблемы с чтением начинают проявляться на математике, так как ребенку приходится читать условие задачи, которое он не может понять из-за плохого чтения.Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но если нет коррекции, остается на всю жизнь.В своем классе для ребят, у которых выявили дисграфию или дислексию, я применяла такие упражнения как:
Решение ребусов, кроссвордов.
Упражнение Корректурная правка.
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, а. Затем о, дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек.Буквы должны быть парными, похожими в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами п/т, п/р, м/л (сходство написания); г/д, у/ю, д/б (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.
Упражнение Пишем вслух.
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением опасных мест. То есть, Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙ-ОМ). НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком (На стале стаял куфшин с малаком).Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка ставить палочки, т. е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку.
Упражнение Вглядись и разберись (Пунктуация для дисграфиков и не только).
Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, фотографируя текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух.
Упражнение Пропущенные буквы.
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом- подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например:Мар_. Ещё т_ещ_т мор_зы,Н_ ве_на не з_ гор_м_.Я п_ши_тую м_моз_Подар_л се_о_ня м_ме.
Упражнение Лабиринты.
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.- Перенеси фигурки на новые места. Нарисуй их в пустых кружочках.- Какой дорогой ёжики дойдут до сада?- Догадайся, кто что любит.Чего нельзя делать?Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.Дала несколько советов родителям:
Следить за соблюдением правил письма и чтения. В раннем возрасте еще возможно повлиять на формирование навыка письма с помощью подходящего пишущего инструмента. В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.
Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус ручки, карандаша должен быть трехгранным.К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба удобства: и треугольник, и пупырышки. Так что купите пупырчатую ручку и треугольный карандаш.
Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбить текст на части и задание выполнить в несколько приемов.
Не заставлять ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
Хвалить своего ребенка за каждый достигнутый успех!