Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка | Комарова Валентина Михайловна. Работа №312122
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1. Ф.И.О. автора: Комарова Валентина михайловна
2. Город Ульяновск
3. Образовательное учреждение: МБОУ «Гимназия 34»
4. Занимаемая должность: учитель начальных классов
5. Педагогический стаж и квалификационная категория: высшая категория
6. Тема педагогического опыта: «Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий»
7. Уровень опыта по степени новизны: Опыт работы учителя Козельская О.В. состоит из комбинации элементов известных методик игрового обучения, рационализации и усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда. Это выражается в системе специальных заданий, упражнений, особого структурирования учебного материала и продуманной и согласованной с этими заданиями программы дидактических, интеллектуально-развивающих игр. Все это позволяет создать адаптивную образовательную среду и усовершенствовать способы взаимодействия учителя и ребенка, сделав их совместный труд радостным, интересным и продуктивным.
8. Цель педагогического опыта: Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка, сохранение здоровья детей, развитие творческих, коммуникативных, интеллектуальных и мыслетехнических способностей учащихся, формирование базовых компетентностей.
9. Краткое описание опыта:
· основное противоречие, решаемое в этом опыте:
· Основное противоречие заключается в том, что дети приобретают социальный опыт через игру, но современному ребенку делать это все труднее, потому что возрастают учебные нагрузки, а общение со сверстниками все больше заменяет компьютер и телевизор, которые не предполагают активной позиции пользователя. Поэтому возникает необходимость создавать специальные условия для игры и продуктивного общения в рамках школьного урока.
· основные компоненты системы работы:
- мотивация на учебные игры;
- постановка цели и задач;
- выбор игры, уточнение правил;
- проведение игры;
- подведение итогов игры, самооценка и оценка учителя;
- рефлексия участников игры.
· методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора:
- применяются игры, разные по содержанию, задачам и условиям проведения. Их выбор зависит от общеучебной задачи на уроке, от уровня подготовленности и возраста детей. Применяется следующая классификация игр:
- учебные;
- комбинаторные;
- аналитические;
- ассоциативные;
-контекстные;
- языковые;
- творческие.
· приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля:
- награждения команд-победителей,
- публикация лучших работ в стенной печати, на сайте школы,
- контроль, взаимоконтроль и самоконтроль по заранее известным критериям,
- рефлексия участников игры.
· условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:
- планирование игр, уточнение правил и их формулировка совместно с детьми;
- использование командных и групповых игр с незапланированным результатом (организационно-деятельностные игры);
- обязательная рефлексия учащихся в конце урока.
· необходимые ограничения и запреты (чего ни в коем случае нельзя делать):
- нельзя включать детей в игру без соответствующей мотивации;
- нельзя негативно отзываться об участниках игрового процесса;
- нельзя оценивать рефлексию.
· результативность:
- успеваемость учащихся по предмету составляет 100%;
- учащиеся являются активными участниками и победителями районных олимпиад, творческих конкурсов по русскому языку, а также международной игры «Медвежонок».
· преимущества этого опыта:
Вся методика, изложенная в опыте, направлена на то, чтобы не заглушить в ребенке стремления к росту, к развитию, помочь раскрыться его потенциальным возможностям. Использование в работе специальной программы дидактических игр с целью развития общеучебных интеллектуальных умений имеет двойной педагогический эффект. Во-первых, важным является сам характер умственных действий, выполняемых детьми в ходе игр, и тот набор умений, которые ими отрабатываются во время игры. Во-вторых, значимым представляется и само строение дидактических игр с правилами, естественно и закономерно подводящими ребенка к учебной деятельности.
10. Эффективность опыта: Использование игровых технологий, рациональная комбинация дидактических игр на уроках русского языка позволяет существенно снизить уровень тревожности детей на уроке, следовательно, способствует сохранению их психического здоровья, повышает качество образования, развивает творческие, коммуникативные, интеллектуальные и мыслетехнические способности учащихся, формирует базовые компетентности: умение самостоятельно учиться, общаться со сверстниками, быстро находить нужную информацию.
14. Выводы и рекомендации:
Тема, предложенная Л.И. Рожновой, актуальна и интересна, хорошо проработана, изложена доказательно и технологично, что позволяет использовать ее опыт работы не только в учебной, но и во внеклассной работе. Школьный методический совет рекомендует обобщить передовой педагогический опыт учителя начальных классов Рожновой Л.И. и предложить в районный банк передового педагогического опыта.
Целостное описание опыта
Условия возникновения опыта
Известно, что до 70 % личностных качеств ребенка закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Моя задача состоит в таком построении процесса обучения, который поможет раскрыться духовным силам ребенка, его творческому потенциалу. Поэтому мне, как учителю, необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, рассуждать, доказывать свое мнение, привить ему навыки практических действий.
Работая со своими ребятами не один год, я пришла к выводу, что необходимо применение активных форм уроков и методов обучения, составляющая часть которых – игровые технологии обучения.
Опора на игру, как на привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность позволяет мне, как учителю, наиболее органично и безопасно для детской психики и в то же время прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей учащихся вести работу над становлением их общенаучных умений. Таким образом, на школе игр можно и нужно строить и развивать более серьезную и более широкую школу мышления.
Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей. Значение детской игры трудно переоценить. В детской игре ребенок получает социальный опыт, который необходим для всей дальнейшей жизни, и получает его оптимальным образом. С одной стороны, в игру ребенок верит, поэтому все всерьез, а с другой стороны – это только игра, поэтому здесь нет непоправимых ошибок. Игра дает реальный опыт, но щадит, как не стала бы щадить жизнь. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастает более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми.
Современные дети мало играют в сложные командные игры с установленными правилами, поэтому, вырастая, чувствуют себя одинокими, боятся людей, не умеют спорить и договариваться, действовать сообща, не понимают и не принимают сложных взаимоотношений. Сегодня дети все больше времени проводят в обществе компьютера и телевизора: проще иметь дело с послушным прибором, пассивно потребляя предлагаемые развлечения. Часто ребенок попадает в сильнейшую зависимость от теле- или компьютерной реальности, а игры со сверстниками, которые проявляют собственную волю и которых не выключишь кнопкой, его просто пугают.
Запреты здесь не помогут. Выход один – детям должно быть известно что-то более интересное, чем компьютерные игры и телевизор. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовить к жизни, к общению с людьми. Школа не может считать игру не своим делом.
Школа наша – учреждение серьезное. Успехи учеников и труд учителя часто измеряются в знаниях, умениях и навыках, а развитие ребенка, способность самостоятельно мыслить, строить взаимоотношения с людьми – все это в задачу школы не входило. Главное требование к ученику – пассивно осваивать сообщаемые сведения и легко воспроизводить их. Общество оценивает работу школы по количеству сведений, которыми удалось наполнить головы учеников, именно на этом построена сегодняшняя экзаменационная политика.
Между тем здравый смысл подсказывает: для ребят, да и для общества было бы лучше, если бы выпускники владели только самыми важными сведениями, но полно и глубоко и умели все понадобившиеся им знания быстро добыть, осмыслить и применить. Для человека, входящего в жизнь, важно больше знать о себе, о законах общения, о мире. Сегодняшняя школа встает перед самой, видимо, главной проблемой образования: как выпускать не натасканных детей, а детей, способных продолжить учиться самостоятельно в течение всей жизни. Поэтому Концепция модернизации образования называет главным в обучении формирование ключевых компетентностей, которые понадобятся ребенку в жизни. Шанс для их формирования дает игра. У игры есть прекрасное свойство – она сама организует обучение. Не обязательно сначала учить по какому-то новому методу и тогда вводить игры. Можно наоборот – начнем играть, а сама форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новое отношение к процессу учебы. Игра сама учит, учит детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.
Актуальность опыта
Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир, приобретает новый социальный статус – он становится учеником. В связи с этим меняются отношение и требования к нему со стороны взрослых,
иными будут его собственное отношение к окружающему миру, людям, самому себе, уклад жизни. Именно младший школьный возраст является периодом ее интенсивного формирования.
Но учебная деятельность даже при наличии соответствующих предпосылок складывается не сразу; ее становление происходит непосредственно в процессе обучения. Нацеленность педагога на помощь своим ученикам в овладении учебной деятельностью, осознанное и квалифицированное управление процессом ее формирования – задача чрезвычайно актуальная и сложная. От ее эффективного решения зависит не только овладение учащимися образовательной программой начальной школы, но и их психическое и психологическое благополучие, уверенность в себе, а в перспективе – реализация жизненных планов.
Поэтому направленное формирование целостной учебной деятельности, развитие тесно связанных с ней интеллектуальных и познавательных сил учащихся является сегодня ведущей линией обновления образовательной практики. Оцениваются не столько знания, сколько инструменты самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний. О необходимости такого подхода к организации процесса обучения еще в ХIХ веке призывал В.Ф.Одоевский: «Не передавайте ребенку знание, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него».
«Способность доходить» до знаний передается ребенку через игру. Краткость и простота изложения в игре позволяют ему удерживать в памяти свои впечатления в течение длительного времени. Детский ум не нуждается в обилии слов и не воспринимает пространных объяснений. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие игровой деятельности на уроках в начальной школе.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили мой выбор.
Теоретическое обоснование опыта
В настоящее время школа нуждается в таковой организации собственной деятельности, которая обеспечила бы развитие личных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение разных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Современная психология рассматривает игру как принципиальный способ обучения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд особых исследований по игровой деятельности школьников выполнили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). В современной школе возникает насущная потребность в расширении игрового потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. Игровые технологии являются одной из неповторимых форм обучения, которая дозволяет сделать увлекательными и интересными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне урока, но сформировать такие психические процессы, как внимание, мышление, речь. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению либо усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о.усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит обилие и энтузиазм в учебный процесс. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, комфортно дать учебный материал, а как детям комфортно и естественно его взять. Целесообразность использования игровых технологий определяется активизацией познавательной деятельности учащихся, ведущей к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит качество усвоения знаний учащихся, если:
- игры отбираются и конструируются в согласовании с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков;
- употребляются в сочетании с другими формами, способами и приемами, эффективными при изучении нового материала;
- правильно организуются;
- соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;
- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).
Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошедшего столетия направил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав данной книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. «...Уже давно найдено, - пишет Л.С.Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она постоянно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых различных народов и представляет неустранимую и естественную изюминку человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают соединены с разрешением достаточно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного деяния самых различных способностей и сил». Игра - это живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совсем незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений. Подчиняя всё поведение известным условным правилам, игра первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций.
Игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок постоянно играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке подходящих навыков и умений.
Игровые технологии имеют большой потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении своей деятельности, общения и познания самого себя. В педагогическом процессе игра выступает как способ обучения и воспитания, передачи скопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути собственного развития.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые обязаны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игровые задания должны быть подобраны так, чтоб их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому нужно, во-первых, учесть уровень участников игры и, во-вторых, задания подбирать с «вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых просит значимых усилий (формирование новейших знаний и умений).
Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий
Обобщение педагогического опыта работы
Содержание
1. Информационная карта передового педагогического опыта 3
2. Целостное описание опыта 5
Условия возникновения опыта 5
Актуальность опыта 6
Теоретическое обоснование опыта 6
Технология опыта 10
1. Основные типы игровых заданий 11
2. Виды игр на уроках 11
5. Результативность опыта 13
6. Библиографический список 15
7. Приложения 16
1. Нестандартное начало урока 16
2. Игры 1 вида 17
3. Игры 1 вида «Подбери» 18
4. Игры 2 вида 18
5. Игры 3 вида 19
6. Игры 4 вида 19
7. Игры 5 вида 20
8. Игры 6 вида 20
9. Конспект урока русского языка «Сочинение - описание.
Прогулка в лесу» 21
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1. Ф.И.О. автора: Козельская Оксана Викторовна
2. Город Рыльск
3. Образовательное учреждение: МБОУ Ивановская СОШ»
4. Занимаемая должность: учитель начальных классов
5. Педагогический стаж и квалификационная категория: 20 лет, первая категория
6. Тема педагогического опыта: «Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий»
7. Уровень опыта по степени новизны: Опыт работы учителя Козельская О.В. состоит из комбинации элементов известных методик игрового обучения, рационализации и усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда. Это выражается в системе специальных заданий, упражнений, особого структурирования учебного материала и продуманной и согласованной с этими заданиями программы дидактических, интеллектуально-развивающих игр. Все это позволяет создать адаптивную образовательную среду и усовершенствовать способы взаимодействия учителя и ребенка, сделав их совместный труд радостным, интересным и продуктивным.
8. Цель педагогического опыта: Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка, сохранение здоровья детей, развитие творческих, коммуникативных, интеллектуальных и мыслетехнических способностей учащихся, формирование базовых компетентностей.
9. Краткое описание опыта:
основное противоречие, решаемое в этом опыте:
Основное противоречие заключается в том, что дети приобретают социальный опыт через игру, но современному ребенку делать это все труднее, потому что возрастают учебные нагрузки, а общение со сверстниками все больше заменяет компьютер и телевизор, которые не предполагают активной позиции пользователя. Поэтому возникает необходимость создавать специальные условия для игры и продуктивного общения в рамках школьного урока.
основные компоненты системы работы:
- мотивация на учебные игры;
- постановка цели и задач;
- выбор игры, уточнение правил;
- проведение игры;
- подведение итогов игры, самооценка и оценка учителя;
- рефлексия участников игры.
методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора:
- применяются игры, разные по содержанию, задачам и условиям проведения. Их выбор зависит от общеучебной задачи на уроке, от уровня подготовленности и возраста детей. Применяется следующая классификация игр:
- учебные;
- комбинаторные;
- аналитические;
- ассоциативные;
-контекстные;
- языковые;
- творческие.
приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля:
- награждения команд-победителей,
- публикация лучших работ в стенной печати, на сайте школы,
- контроль, взаимоконтроль и самоконтроль по заранее известным критериям,
- рефлексия участников игры.
условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:
- планирование игр, уточнение правил и их формулировка совместно с детьми;
- использование командных и групповых игр с незапланированным результатом (организационно-деятельностные игры);
- обязательная рефлексия учащихся в конце урока.
необходимые ограничения и запреты (чего ни в коем случае нельзя делать)
:
- нельзя включать детей в игру без соответствующей мотивации;
- нельзя негативно отзываться об участниках игрового процесса;
- нельзя оценивать рефлексию.
результативность:
- успеваемость учащихся по предмету составляет 100%;
- учащиеся являются активными участниками и победителями районных олимпиад, творческих конкурсов по русскому языку, а также международной игры «Медвежонок».
преимущества этого опыта:
Вся методика, изложенная в опыте, направлена на то, чтобы не заглушить в ребенке стремления к росту, к развитию, помочь раскрыться его потенциальным возможностям. Использование в работе специальной программы дидактических игр с целью развития общеучебных интеллектуальных умений имеет двойной педагогический эффект. Во-первых, важным является сам характер умственных действий, выполняемых детьми в ходе игр, и тот набор умений, которые ими отрабатываются во время игры. Во-вторых, значимым представляется и само строение дидактических игр с правилами, естественно и закономерно подводящими ребенка к учебной деятельности.
10. Эффективность опыта: Использование игровых технологий, рациональная комбинация дидактических игр на уроках русского языка позволяет существенно снизить уровень тревожности детей на уроке, следовательно, способствует сохранению их психического здоровья, повышает качество образования, развивает творческие, коммуникативные, интеллектуальные и мыслетехнические способности учащихся, формирует базовые компетентности: умение самостоятельно учиться, общаться со сверстниками, быстро находить нужную информацию.
14. Выводы и рекомендации:
Тема, предложенная Л.И. Рожновой, актуальна и интересна, хорошо проработана, изложена доказательно и технологично, что позволяет использовать ее опыт работы не только в учебной, но и во внеклассной работе. Школьный методический совет рекомендует обобщить передовой педагогический опыт учителя начальных классов Рожновой Л.И. и предложить в районный банк передового педагогического опыта.
Целостное описание опыта
Условия возникновения опыта
Известно, что до 70 % личностных качеств ребенка закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Моя задача состоит в таком построении процесса обучения, который поможет раскрыться духовным силам ребенка, его творческому потенциалу. Поэтому мне, как учителю, необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, рассуждать, доказывать свое мнение, привить ему навыки практических действий.
Работая со своими ребятами не один год, я пришла к выводу, что необходимо применение активных форм уроков и методов обучения, составляющая часть которых – игровые технологии обучения.
Опора на игру, как на привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность позволяет мне, как учителю, наиболее органично и безопасно для детской психики и в то же время прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей учащихся вести работу над становлением их общенаучных умений. Таким образом, на школе игр можно и нужно строить и развивать более серьезную и более широкую школу мышления.
Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей. Значение детской игры трудно переоценить. В детской игре ребенок получает социальный опыт, который необходим для всей дальнейшей жизни, и получает его оптимальным образом. С одной стороны, в игру ребенок верит, поэтому все всерьез, а с другой стороны – это только игра, поэтому здесь нет непоправимых ошибок. Игра дает реальный опыт, но щадит, как не стала бы щадить жизнь. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастает более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми.
Современные дети мало играют в сложные командные игры с установленными правилами, поэтому, вырастая, чувствуют себя одинокими, боятся людей, не умеют спорить и договариваться, действовать сообща, не понимают и не принимают сложных взаимоотношений. Сегодня дети все больше времени проводят в обществе компьютера и телевизора: проще иметь дело с послушным прибором, пассивно потребляя предлагаемые развлечения. Часто ребенок попадает в сильнейшую зависимость от теле- или компьютерной реальности, а игры со сверстниками, которые проявляют собственную волю и которых не выключишь кнопкой, его просто пугают.
Запреты здесь не помогут. Выход один – детям должно быть известно что-то более интересное, чем компьютерные игры и телевизор. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовить к жизни, к общению с людьми. Школа не может считать игру не своим делом.
Школа наша – учреждение серьезное. Успехи учеников и труд учителя часто измеряются в знаниях, умениях и навыках, а развитие ребенка, способность самостоятельно мыслить, строить взаимоотношения с людьми – все это в задачу школы не входило. Главное требование к ученику – пассивно осваивать сообщаемые сведения и легко воспроизводить их. Общество оценивает работу школы по количеству сведений, которыми удалось наполнить головы учеников, именно на этом построена сегодняшняя экзаменационная политика.
Между тем здравый смысл подсказывает: для ребят, да и для общества было бы лучше, если бы выпускники владели только самыми важными сведениями, но полно и глубоко и умели все понадобившиеся им знания быстро добыть, осмыслить и применить. Для человека, входящего в жизнь, важно больше знать о себе, о законах общения, о мире. Сегодняшняя школа встает перед самой, видимо, главной проблемой образования: как выпускать не натасканных детей, а детей, способных продолжить учиться самостоятельно в течение всей жизни. Поэтому Концепция модернизации образования называет главным в обучении формирование ключевых компетентностей, которые понадобятся ребенку в жизни. Шанс для их формирования дает игра. У игры есть прекрасное свойство – она сама организует обучение. Не обязательно сначала учить по какому-то новому методу и тогда вводить игры. Можно наоборот – начнем играть, а сама форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новое отношение к процессу учебы. Игра сама учит, учит детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.
Актуальность опыта
Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир, приобретает новый социальный статус – он становится учеником. В связи с этим меняются отношение и требования к нему со стороны взрослых,
иными будут его собственное отношение к окружающему миру, людям, самому себе, уклад жизни. Именно младший школьный возраст является периодом ее интенсивного формирования.
Но учебная деятельность даже при наличии соответствующих предпосылок складывается не сразу; ее становление происходит непосредственно в процессе обучения. Нацеленность педагога на помощь своим ученикам в овладении учебной деятельностью, осознанное и квалифицированное управление процессом ее формирования – задача чрезвычайно актуальная и сложная. От ее эффективного решения зависит не только овладение учащимися образовательной программой начальной школы, но и их психическое и психологическое благополучие, уверенность в себе, а в перспективе – реализация жизненных планов.
Поэтому направленное формирование целостной учебной деятельности, развитие тесно связанных с ней интеллектуальных и познавательных сил учащихся является сегодня ведущей линией обновления образовательной практики. Оцениваются не столько знания, сколько инструменты самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний. О необходимости такого подхода к организации процесса обучения еще в ХIХ веке призывал В.Ф.Одоевский: «Не передавайте ребенку знание, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него».
«Способность доходить» до знаний передается ребенку через игру. Краткость и простота изложения в игре позволяют ему удерживать в памяти свои впечатления в течение длительного времени. Детский ум не нуждается в обилии слов и не воспринимает пространных объяснений. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие игровой деятельности на уроках в начальной школе.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили мой выбор.
Теоретическое обоснование опыта
В настоящее время школа нуждается в таковой организации собственной деятельности, которая обеспечила бы развитие личных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение разных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Современная психология рассматривает игру как принципиальный способ обучения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд особых исследований по игровой деятельности школьников выполнили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). В современной школе возникает насущная потребность в расширении игрового потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. Игровые технологии являются одной из неповторимых форм обучения, которая дозволяет сделать увлекательными и интересными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне урока, но сформировать такие психические процессы, как внимание, мышление, речь. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению либо усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о.усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит обилие и энтузиазм в учебный процесс. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, комфортно дать учебный материал, а как детям комфортно и естественно его взять. Целесообразность использования игровых технологий определяется активизацией познавательной деятельности учащихся, ведущей к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит качество усвоения знаний учащихся, если:
- игры отбираются и конструируются в согласовании с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков;
- употребляются в сочетании с другими формами, способами и приемами, эффективными при изучении нового материала;
- правильно организуются;
- соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;
- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).
Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошедшего столетия направил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав данной книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. «...Уже давно найдено, - пишет Л.С.Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она постоянно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых различных народов и представляет неустранимую и естественную изюминку человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают соединены с разрешением достаточно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного деяния самых различных способностей и сил». Игра - это живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совсем незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений. Подчиняя всё поведение известным условным правилам, игра первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций.
Игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок постоянно играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке подходящих навыков и умений.
Игровые технологии имеют большой потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении своей деятельности, общения и познания самого себя. В педагогическом процессе игра выступает как способ обучения и воспитания, передачи скопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути собственного развития.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые обязаны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игровые задания должны быть подобраны так, чтоб их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому нужно, во-первых, учесть уровень участников игры и, во-вторых, задания подбирать с «вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых просит значимых усилий (формирование новейших знаний и умений).
Игра реализует не менее важные потребности - в общении, самоутверждении и т.д. Разумеется, что при возникновении зависимости нужно выяснить, каков механизм, какую потребность ребенок реализует в игре. И попытаться отыскать аналог данной деятельности в остальных сферах жизни. Игра - это разработка педагогики грядущего, но, внедряя игры в образование, нужно учесть вероятные угрозы и ограничения игры
В структуру образовательной игры как деятельности личности входят этапы:
* целеполагания;
* планирования;
* реализации цели;
* анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
* роли, взятые на себя играющими;
* игровые действия как средства реализации этих ролей;
* игровое использование предметов, т. е. замещение настоящих вещей условными;
* настоящая деятельность между играющими;
* сюжет (содержание) - область реальности, условно воспроизводимая в игре.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, ориентированных на воссоздание и усвоение публичного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра дозволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, общечеловечны». Функция самореализации дитя в игре как «полигоне человеческой практики».
Игра дозволяет, с одной стороны, выстроить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой - выявить уровень накопления жизненного опыта.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес). Увеселительная функция игры, пожалуй, одна из главных её функций. Игра стратегически - лишь организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.
- коммуникативную: освоение диалектики общения. Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра - деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в настоящий контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики.
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности. Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления разных проблем, возникающих у детей в поведении, общении, учении. Эффект терапии определяется практикой новейших социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре.
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать разные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, способности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
- коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей. Функция коррекции - есть внесение положительных изменений, дополнений в структуру личных характеристик ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей.
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Есть множество способов классифицировать игры. Для учителя, на мой взгляд, наиболее подходящая следующая:
Учебные – наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний.
Комбинаторные – достаточно широко известные игры, в которых играющий работает с материальной стороной языкового знака, обычного слова эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, а кроме того, существенно активизирует словарный запас ребенка.
Аналитические – игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека.
Контекстные – игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать то, что прямо не выражено, и на оборот – передавать информацию самыми разными способами.
Языковые – игры, в которых играющие экспериментируют с языковыми единицами и закономерностями, эти игры разработаны в наименьшей степени, хотя для языкового образования являются самыми значимыми.
Творческие задания – разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой – способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу.
Технология опыта
Как и многие мои коллеги, я не раз задумывалась о том, что наша школа, давая знания детям, очень часто приносит огромный вред их здоровью. К окончанию начальной школы многие дети приобретают ряд заболеваний, которые впоследствии переходят в хронические. Поэтому педагоги, психологи, медики и, конечно, родители задаются вопросом: как сделать урок здоровье сберегающим?
Наша задача сегодня – научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления не только физического, но и психологического здоровья.
Планируя урок, для меня важнее всего чувства детей, их душевный комфорт на протяжении всего занятия. Поэтому я применяю на своих уроках игровые технологии. Каждый такой урок несет радость, положительные эмоции и позитивный настрой. Во время занятий с применением игровых технологий дети забывают, что идет урок, - они вместе проживают тот отрезок времени, в течение которого они учатся, познают новое и взрослеют. Ведь когда ребенок совершенно свободно чувствует себя в классе, когда ему интересно
общаться с учителем и он хочет идти вперед сам – это несет ему положительные эмоции и здоровье.
Игровые технологии внедряются мной не только для сохранения душевного комфорта ребенка, но и с целью активировать внимание, память, мышление, речь учащегося, в связи с чем у него развивается грамотное письмо и интерес к предмету.
Несколько слов о методическом принципе, наиболее важным при проведение игр на уроке – принцип открытой методики. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить и т.д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка, и кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.
Поэтому можно сказать, что обсуждение правил игры равно по значимости самой игре. Процесс обсуждения, согласования, освоения сложных правил, решение возникающих при игре разногласий, обращение к кодексу правил, попытки его изменить – прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой так не хватает не только детям, но и взрослым. Это лучший путь к развитому, гибкому мышлению, способному учесть сразу несколько точек зрения и при этом увидеть главное. Можно провести отдельные занятия, посвященные теме игры: зачем люди играют, что мы называем игрой, какие игры нам нравятся и почему, как правильно описывать игру, как можно ее модифицировать, к каким последствиям приводят те или иные изменения в правилах и какие могут быть критерии «хороших « и «плохих» изменений.
Успех игры зависит прежде всего от атмосферы, которая сложиться в группе. Есть игры, которые не мыслимы без азарта, шумных выкриков, стремительно принимаемых решений. А есть другие, требующие спокойной, доверительной обстановки, тишины и неспешности. Если состояние ребят в какой-то момент соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая. При этом чем чаще дети будут играть, тем меньше будут воспринимать игру как неожиданный «перерыв» в учебе, тем легче и точнее они будут настраиваться на игру.
Каждый день, приходя в школу, мои ребята спрашивают: «Куда и в какое путешествие мы сегодня отправимся?». На уроках русского языка я предлагаю детям занимательные задания, которые обеспечивают закрепление грамотного письма на слух.
Работа с данной системой упражнений обеспечивает развитие фонетико-фонематического слуха, расширяет кругозор учащегося и значительно обогащает их словарный запас – и все это в занимательной игровой форме, позволяющей успешно учить детей на положительном эмоциональном фоне.
Основные типы игровых заданий
1. Рассмотреть предметы или их изображения; сгруппировать, классифицировать поступившую информацию по заданному или самостоятельно найденному основанию (основаниям); проверить правильность классификации познавательно-значимых сведений, выделенных в соответствии с поставленной познавательной задачей.
2. Прослушать сообщение; классифицировать поступившую информацию по заданному или самостоятельно найденному основанию; проверить правильность классификации познавательно-значимых сведений.
3. Прочитать текст; классифицировать содержащиеся в нем сведения по заданному или самостоятельно найденному основанию; проверить правильность квалификации познавательно-значимых сведений.
4. Рассмотреть предметы или их изображения; обобщить содержащиеся в них главные, познавательно-значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемых знаний.
5. Прослушать сообщение; обобщить содержащиеся в нем главные, познавательно-значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемых знаний.
6. Прочитать текст и обобщить содержащиеся в нем главные, учебно-значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемой информации.
Виды игр на уроках
В соответствии с типами дидактических заданий выделяется шесть видов игр, которые используются мною на уроках.
Игры первого вида – игры, в которых ученикам для группировки «посредством рук и зрения» предлагаются сначала реальные объекты – геометрические фигуры, небольшие игрушки и другие предметы, находящиеся в поле их визуального восприятия в классе, на улице. (Приложение № 1)
Кроме того, игры первого вида помогают мне обратить внимание детей на то, что признаки, по которым может быть проведена классификация, весьма разнообразны и не могут быть сведены только к внешним проявлениям (цвет, форма, величина и др.). Я учу их группировать объекты по материалу, из которого они сделаны, функциональным признакам, месту нахождения в пространстве и т.п. и постепенно подвожу детей к наиболее сложному виду группировки – смысловой, в основе которой лежит выделение родо-видовых отношений между объектами. (Приложение № 2)
Игры второго вида – это игры, направленные на развитие у учеников умений анализировать слуховые сигналы и определенным образом группировать их. В качестве игрового материала на первых порах должны выступать неречевые звуки (бытовые шумы, звучание музыкальных инструментов, мелодий и др.).
Например, при изучении темы «Звуки» в первом классе практикую одну из простейших игр второго вида «Слухачи».
Предлагаю детям послушать звуки, которые «живут» только в классной комнате, затем переключаю их внимание на звуки, «живущие» внутри школы (исключая класс), затем – на звуки, доносящиеся со школьного двора, звуки дороги и т.д. По окончании цепочки переключения слухового внимания и группировки доносящихся звуков обсуждаем все услышанные звуки с детьми.
Постепенно подвожу учеников к группировке речевых звуков – слов по акустическим, формально-структурным или смысловым признакам. В играх «Кто сказал комплимент?», «Угадай, кого позову», «Летает – не летает» дети учатся различать голоса друг друга по индивидуальным тембровым характеристикам, по ритмическому рисунку и слоговой структуре слов, определяют группы по значению слов. (Приложение № 3)
Игры третьего вида – нацелены на развитие сочетанных умений чтения, классификации и самоконтроля. (Приложение № 4)
Все игры, в ходе которых дети совершают классификационные действия, предполагают обязательное и органичное включение в них контрольно-корректировочных действий. Сначала контроль в ходе игры исходит от меня, затем он постепенно переходит к взаимо - и самоконтролю, что помогает объективно оценить ход и результат каждой игры, правильность действий игроков и определить победителя.
Формирование у учащихся комплекса умений анализировать зрительно представленную информацию и обобщать ее – суть дидактических игр четвертого вида. В таких играх я стремлюсь научить детей выделять наиболее значимые, сущностные признаки в предметах и явлениях и на этой основе познавать их главное, составляющее внутреннее единство, скрытое за разнообразием внешних выражений, несущественных признаков, т.е. «поднять» их от ситуативных обобщений. Одна из игр этого вида «Раз-два».
(Приложение № 5).
Обобщение признаков предметов, явлений учащиеся осуществляют в играх пятого вида.
В качестве игрового материала предлагаю ребятам загадки. Определение загадки позволяет рассматривать ее как логическую задачу, содержащую проблемную ситуацию, а поэтому ее отгадывание требует от детей определенного уровня развития интеллектуальных действий, активизирует логическое мышление. Важно, что загадки всегда являются описанием не конкретного предмета или явления, а описанием вида предметов (явлений). Следовательно, чтобы ее отгадать, требуется не только знание признаков предмета, но и умения увидеть среди них существенные. Я подбираю такие загадки, которые требуют быстрой и точной идентификации предмета или явления по их существенным признакам путем их обобщения, например:
На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И стрекочут песенки.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает –
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Приложение № 6)
И, наконец, игры шестого вида способствуют становлению у детей умений обобщать прочитанный материал, а так же проверять правильность его обобщения. Я часто использую игру «Придумай название», предварительно подобрав текст небольшого, но интересного по содержанию рассказа. Например: тексты «Ежата», «Заблудившаяся Зима», «Моя Вообразилия» и др.
Дети читают рассказ и придумывают как можно больше заглавий к нему. Они знают, что заглавие рассказа должно быть кратким, выразительным и как можно более точно отражать содержание рассказа. Когда придуманы названия, проводим их обсуждение и выбираем самые лучшие и интересные. (Приложение № 7)
Внедряя в практику программу дидактических игр, я убедилась, что все игры в значительной степени эффективно содействуют развитию познавательной сферы и личности каждого ребенка путем совершенствования зрительного и слухового восприятия, мыслительных операций, речи, непроизвольной и произвольной логической памяти, внимания, воли и т.п. Использование в педагогической практике множество дидактических игр, позаимствованных из методических сборников, позволило мне самостоятельно создавать свои оригинальные игры.
Например: игра «Мое воображение» учит детей не только использовать ключевые слова и обобщать услышанный текст, но и развивает творческую визуализацию, т.е. умение представлять в своем воображении то, что ребенок уже когда-то ранее видел. Эта игра позволяет так же снять стресс, если ученик испытывает его по какой-либо причине, и приводит его в состояние внутреннего равновесия, что немаловажно для сохранения эмоционального, психического и физического здоровья учащегося. (Приложение № 8)
Возможно весь урок построить на игровой методике (приложение №9), а возможно включение игры лишь на определенном этапе.
Приступая к реализации игровой программы, я всегда помню, что учитель – это организатор и одновременно равноправный партнер детей по игре, ее активный участник, поэтому от настроя учителя, от его доброжелательности зависит интерес детей к игре. Я считаю, что внедрение игровых технологий в учебный процесс дает исключительно положительные результаты, что, в отличие от прочих методических средств, игра – это «школа мышления» для детей, познающих окружающий мир. Школа естественная, радостная и совсем не трудная!
Библиографический список
1. Введенская Л.А. «Пословицы» (дидактические игра на уроках русского языка) – изд.центр «МарТ», Ростов-на-Дону, 2000
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика. 1991
3. Газман О.С. «В школу – с игрой». М., 1991
4. Дженкинс П.Д. «Воспитание духовности у детей» - София, 2005
5. Жинкин Н.И. «Язык – речь – творчество» - М., Просвещение, 1998
6. Занько С.Ф. «Игра и ученье». М,. 1992
7. Ладыженская Т.А. «Методика развития речи на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1991
8. Ладыженская Т.А. «Живое слово» – М., Просвещение, 1996
9. Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1994
10. Программа 1-4 «Русский язык», авт. А.В.Полякова
11. «Русский язык для современного ученика», Начальная школа №1 2006
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
13. Селевко Г.К. «Игровые технологии», Школьные технологии № 4, 2006
14. Степанова О.А. «Игровая школа мышления», Начальная школа № 10, 2000
Приложения к описанию опыта
Приложение № 1
Нестандартное начало урока.
1. Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова
( используется в 1 классе)
(синий, успех, натуральный, большой, глаза, цвет).
2. Скажи наоборот: жарко - …, горький - …, далеко - …
( используется во 2 классе)
3. Скажи по-русски: интервал, дефект, презентовать.
( используется в 3 классе)
4. Подбери слова с общим признаком:
( используется в 4 классе)
- морковь, огурец… - овощи (общий признак);
- село, город, деревня… - населенные пункты;
- сорока, ворона… - птицы;
- медведь, олень… - дикие животные.
5. Игра «Совпало – не совпало»:
( используется в 1 классе)
На доске записаны слова. Учитель предлагает детям внимательно прочитать их. Затем слова закрываются и учитель предлагает: «Сейчас я буду показывать картинки. Если название изображенного на картинке предмета совпало с записью слова на доске, то это слово запишите в тетрадь, если не совпало – не записываете». После каждого показа картинки дается время на обдумывание. В конце проводится проверка и подведение итогов.
6. Запись слов с аналогичной орфограммой (по принципу «забегания вперед»).
( используется во 2 классе)
На доске помещены слова, например:
дежурный, тетрадь, уч…ник, р…бята, уч…тель, м…дведь.
Учитель говорит: «Все слова подобраны по одному орфографическому признаку. Догадайтесь, какой это признак? Запишите слова, вставляя пропущенные буквы».
7. Игра «Знайка и Незнайка».
( используется в 3-4 классе)
Знайка предлагает Незнайке (роли распределяются между учащимися) предлагает из пар слов, записанных на доске получить новое слово способом словообразования:
- колет и лед - ледокол;
- возит и пар - паровоз;
- летает и сам - самолет;
- вода и провод - водопровод и т.д.
8. Игры с пословицами.
( используется в 3-4 классе)
а) Записываю на доске любые три рядом стоящие буква алфавита (а,б,в или м,н,о) и предлагаю детям назвать пословицы, начинающиеся с этих букв.
Например:
Аккуратность человека красит.
Белые ручки чужие труды любят.
Воля народа сильнее атома и водорода.
б) Предлагаю вниманию детей множество различных вариантов игр с пословицами. Например: «Закончи пословицу», «Начни пословицу», «Назови пословицу, в которой встречаются числа», «Назови пословицу по парам слов, записанным на доске: «ученье – свет», «дело – мастер» и т.д.»
9. Игра «Учитель».
( используется в 2-4 классе)
Дети выступают в роли учителя. Они находят ошибки в словах или в тексте, которые сделал Незнайка (учитель).
Приложение № 2
Игры первого вида:
«Аукцион»:
( используется в 1 классе)
Предлагаю учащимся назвать как можно больше окружающих их предметов, которые могут быть охарактеризованы одним и тем же словом, например: «белый» или «круглый», «нарядный» и т.д. Слова называются по одному, не повторяясь и ожидая своей очереди – знака «аукциониста». Тот, в свою очередь строго придерживается правил «торгов» и тогда, когда основной поток слов начнет иссякать, а паузы между ними станут все более длительными, начинает отсчет: «Белый…- раз! Белый…- два! Белый…», Если не найдется желающего назвать еще одно слово, ведущий произносит: «три!» - и победителем игры считается тот, кто назвал последнее слово.
«Бабочки»:
( используется во 2-4 классе)
Для проведения игры заранее готовлю 18 карточек с изображением бабочек, отличающиеся друг от друга цветом крыльев, формой пятен на крыльях и характером края крыльев (размер карточки 5х5 см); три листа белой бумаги (20х30 см); три полоски (10х20 см) и квадрат (15х15 см) из бумаги серого цвета.
Предлагаю ученикам правильно рассадить бабочек на полянки (листы белой бумаги) и мостики (серые полоски и квадрат):
дети должны рассадить их так, чтобы на первой полянке были насекомые с красными крыльями, на второй – все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, на третьей – все насекомые с ровными краями крыльев. Далее дети должны сами догадаться и найти тех насекомых, которых надо посадить на каждый из мостиков. Насекомых, которые не подходят ни к одной полянке и ни к одному мостику, оставить на столе.
По аналогии с этой игрой можно провести и другую игру – с использованием листьев и цветов растений разной формы, размера и цвета.
Такие игры помогают мне познакомить детей с возможностью включения одного и того же объекта в разные классы в зависимости от того, какое свойство каждый раз лежит в основе группировки. Тем самым преодолевается формирование однолинейности мышления.
Приложение № 3
Игра «Подбери» первого вида.
( используется в 2-4 классе)
Здесь я учу детей группировать объекты по материалу, функциональным признакам и т.д.
Перед началом игры отбираю по количеству игроков комплекты предметных картинок-карточек (от 4-х до 6-ти штук); карточки раздаются всем игрокам поровну. Получив карточки, они должны рассмотреть их и решить, какую группу будет собирать каждый из них: растения, животных, мебель или др.(собирать следует тот комплект карточек, которых у игрока больше). После этого участники игры обмениваются друг с другом карточками (по одной), которые им уже не нужны. Делают они это так, чтобы остальные играющие не видели, что изображено на карточках игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не соберет все карточки своей группы. Он и считается победителем.
Приложение № 4
Игры второго вида:
«Кто сказал комплимент?».
( используется в -4 классе)
В игре участвуют от 6 до 8 детей. Из них выбирается водящий, который поворачивается ко всем участникам игры спиной и закрывает глаза. После этого остальные игроки вперемешку (но по очереди) говорят ему комплименты. Водящему необходимо по голосу узнать, кто это сказал. После 3-4 угадываний водящий меняется; так продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли водящего. Обязательное условие этого круга – не искажать своего голоса.
Во втором круге правило меняется – теперь каждый, кто говорит комплимент, чуть-чуть должен изменить голос, что позволяет значительно усложнить задачу водящему и, помимо прочего, заставляет остальных проявить максимум изобретательности, выдумки, артистизма.
«Угадай, кого позову».
Предлагаю встать тем ученикам, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков сделаю.
Например, хлопаю три раза, встают Се-ре-жа, Ок-са-на…и т.д.
«Летает – не летает».
Дети поднимают руки вверх, если названный мною предмет летает (голубь, самолет, лист дерева…). Если названный предмет не летает, дети не поднимают руки. Напоминаю им о том, что им необходимо быть внимательными, т.к. я буду поднимать свою руку и тогда, когда предмет не летает.
Приложение № 5
Игры третьего вида:
( используется в 1-4 классе)
«Слова, слоги, буквы». Эту игру предлагаю детям в трех вариантах.
Вариант 1. Заранее пишу на доске или на карточках слова: дым, дал, рот, бок, рак, рыл, дом, вал, бык, выл, вол, сон, бак, сын, сад, мох, маг, мыл.
Предлагаю детям распределить слова на три равные группы, разложив карточки или записав каждую группу в отдельный столбик.
Побеждает тот, кто верно найдет основание для классификации и допустит меньше ошибок при распределении слов по группам (основание для классификации – одинаковая гласная в каждой из групп).
Вариант 2. В качестве игрового материала использую слова: чиж, глаза, дыня, ворона, клюв, малина, баран, редиска, хоккей, гвоздика, кисть, акула, лев, ландыш, морковь.
Записав их на доске, прошу детей распределить слова на три группы. Победитель тот, кто быстрее и правильно справляется с предложенным заданием (Основание для классификации – количество слогов в каждом слове – один, два или три).
Вариант 3. На карточках записаны имена: Аня, Белла, Женя, Марина, Лена, Юля, Света, Денис, Иван, Никита, Оля, Алла, Вера, Наташа, Оксана, Зоя, Таня, Дима, Алеша, Ира, Гена, Антон, Инна.
- прошу учеников придумать для этих слов как можно больше групп. Приведу несколько примеров:
- имена, начинающиеся с согласной буквы, и имена, начинающиеся с гласной буквы;
- имена мальчиков и имена девочек;
- имена, состоящие из одного, двух и трех слогов;
- имена, которые содержат сдвоенные буквы и не содержат таких;
- имена, оканчивающиеся на «а» и «я» и т.д.
Приложение № 6
Игры четвертого вида:
( используется в 1 классе)
«Раз – два!»
Для этой игры использую набор предметных картинок, которые перемешиваю и раздаю всем участникам игры поровну. Играющие переворачивают свои карточки изображением вниз и кладут их возле себя стопкой. По счету «раз» игроки снимают со своих стопок верхние картинки, держа их изображением вниз. Затем по счету «два» все одновременно кладут эти карточки на стол рисунком вверх. Каждый играющий внимательно смотрит на карточки, стараясь быстрее других найти среди них те, которые относятся к одной группе и назвать эту группу.
Например, если на картинках изображены огурец, мак, диван и капуста, играющий должен быстро сказать: «Овощи!» - и взять себе картинки с изображением огурцов и капусты.
Так, по очереди считая «Раз-два!», дети снова открывают карточки и быстро называют предметы одной группы. Если игрок неправильно определяет группу, к которой относятся предметы, карточки остаются на столе; если двое играющих одновременно правильно назвали группу, то выигрыш делится поровну. Игра происходит до тех пор, пока в стопках не останется ни одной карточки. Выигрывает тот, кто больше соберет карточек, чем остальные.
Приложение № 7
Игры пятого вида:
( используется в 1 классе)
Игровым материалом рассматриваемых игр являются загадки, которые являются описанием не конкретного предмета или явления, а описанием вида предметов (явлений).
Игра «Отгадай загадку – посмотри отгадку».
Ставлю перед детьми шкатулку и предлагаю поиграть: «Эта шкатулка не простая, в ней спрятались загадки. Если загадку правильно отгадаете, то отгадку увидите на картинке».
Количество и тематика загадок в ходе одной игры определяется мной, и зависят от задач урока. Обычно я загадываю загадки на словарные слова.
Например:
«На листе большом и белом,
На одной ноге плясал.
Быстро, весело, умело
Он кота нарисовал».
(карандаш)
«Летом – серый,
Зимой – белый».
(заяц)
Приложение № 8
Игры шестого вида:
( используется в 4 классе)
Для проведения игр данного вида заранее готовлю тексты небольших, но интересных по содержанию рассказов. Дети читают рассказ, затем должны придумать как можно больше заглавий к нему.
Например: игра «Придумай название».
«Ежата родятся летом, иногда сразу по десять. Они слепые и глухие. На спине у них кожа утыкана мягкими белыми иголочками. Ежиха первые дни кормит их молоком.
Ежата слепые и глухие, а уже дерутся. Они не кусаются, не царапаются, а «боксируют». Кожа с иголками у них подвижная. Ежата надвигают ее немного на лоб и, как боксер кулаком, бьют противника. Слабенький ежонок летит от такого удара в сторону.
Когда ежиха уходит из гнезда, она каждого ежонка закутывает травой или листьями. Тепло ежатам в упаковке из листьев и не видно их врагам.
Через две недели у ежат открываются глаза, а мягкие белые иголочки выпадают. Вместо них растут твердые, колючие, серые иголки. Тогда мама начинает учить ежат искать вкусных улиток и жуков».
В игре «Моя Вообразилия» предлагаю детям по названию волшебной страны и опорным словам составить небольшой рассказ из 7 -10 предложений. Играют три команды. Выигрывает та команда, чей рассказ наиболее интересный.
Например: на доске записаны названия волшебной страны: Хохотания, Выдумляндия, Сонляндия. Дети должны по этим названиям описать, какими особенностями отличаются ее жители, чем они занимаются и как выглядят.
Приложение № 9
Конспект урока по русскому языку.
Тема: сочинение – описание «Прогулка в летнем лесу» в 3 классе.
Цели урока:
- образовательные: систематизировать, обобщить, закрепить знания и умения по теме «текст-описание»;
- развивающие: речь устная и письменная, слух, память, внимание, творческое воображение; развивать интерес к предмету
- воспитательные:, воспитывать любовь к окружающему миру.
Оборудование: ключевые слова на доске: лес, прогулка,
тенистые деревья, сочная трава, жужжание
насекомых, пение птиц, босиком по траве,
чистый воздух, хорошее настроение.
CD-диск «Живой лес»;
DVD-плеер.
Ход урока:
1.Беседа.
- Ребята, сегодня мы с вами будем мысленно «гулять» в летнем лесу.
- Вы все были в лесу?
- Какие растения растут в лесу?
- Какие насекомые, птицы живут в лесу?
2. Игра-релаксация.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Мое воображение» (разбор слова по значению «воображение»).
Инструкции: предлагаю ребятам удобно сесть, сделать три глубоких вдоха и выдоха (для снятия эмоционального напряжения), закрыть глаза и внимательно слушать мой голос.
Текст сопровождается записью на диске «Звуки леса».
«Представьте, что вы гуляете по лесу прекрасным летним днем (пауза). Вдруг вы почувствовали, как вас обдувает легкий ветерок (пауза). Оглянувшись, вы видите вокруг высокие тенистые деревья, зеленую сочную траву, красивые цветы (пауза). Сейчас вы слышите, как жужжат насекомые и поют птицы (пауза). Походите босиком по траве (пауза). Глубоко вдохните чистый воздух (пауза).
Сейчас вы чувствуете радость (пауза). И теперь вы с хорошим настроением возвращаетесь домой» (пауза).
Глубоко вдохните и выдохните. Медленно откройте глаза.
3. Рефлексия.
- Ребята, сейчас мы с вами в своем воображении прогулялись по летнему лесу.
- Что вы увидели?
- Что слышали?
- Что чувствовали?
4. Работа с текстом.
Из ваших ответов у нас получился текст. Давайте мы его озаглавим. Самый лучший заголовок запишем на доске.
Беседа о тексте (повторить, что означает слово «текст»):
- Вы знаете, что сочинение-текст содержит:
начало – вступление, основную часть, заключение. Текст-описание можно образно назвать картиной или фотографией. У каждого из вас они получатся свои.
- С чего мы можем начать описание того, что мы с вами вообразили?
- Какая основная мысль?
- Каким может быть заключение?
- Какие словосочетания нам пригодятся? (записать в тетради).
5. Домашнее задание.
Написать текст-описание.
6. Самооценка и рефлексия урока.
- Свое участие в уроке я оцениваю…
- На уроке мне понравилось…
- Мне не понравилось, что…
- Я чувствую себя…