Повышение качества образовательного процесса путем использования современных педагогических технологий в условиях реализации обновленных ФГОС | Устинова Анастасия Владимировна. Работа №341307
Аннотация. В статье рассматривается вопрос повышения качества образовательного процесса через использование современных педагогических технологий в условиях реализации обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Анализируются ключевые педагогические подходы и методы, которые способствуют развитию у школьников метапредметных компетенций, критического мышления и творческого потенциала. Приводятся примеры эффективных практик внедрения данных технологий в учебный процесс, что позволяет повысить уровень учебных достижений и обеспечить соответствие новым требованиям ФГОС.
Ключевые слова: современные педагогические технологии, обновленные ФГОС, качество образования, метапредметные компетенции, критическое мышление, образовательный процесс.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС
Устинова Анастасия Владимировна, учитель истории и обществознания, МАОУ СОШ №95 г. Краснодар
Аннотация. В статье рассматривается вопрос повышения качества образовательного процесса через использование современных педагогических технологий в условиях реализации обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Анализируются ключевые педагогические подходы и методы, которые способствуют развитию у школьников метапредметных компетенций, критического мышления и творческого потенциала. Приводятся примеры эффективных практик внедрения данных технологий в учебный процесс, что позволяет повысить уровень учебных достижений и обеспечить соответствие новым требованиям ФГОС.
Ключевые слова: современные педагогические технологии, обновленные ФГОС, качество образования, метапредметные компетенции, критическое мышление, образовательный процесс.
Внедрение обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов требует от педагогов использования современных подходов и технологий для повышения качества образовательного процесса. В условиях перехода к обновлённым ФГОС становится особенно важным формирование у школьников метапредметных компетенций, развитие критического мышления, самостоятельности и готовности к решению комплексных задач, которые выходят за рамки отдельных предметов.
Одним из ключевых инструментов повышения качества образования является внедрение проектных и исследовательских методов обучения. Эти технологии позволяют школьникам не только осваивать теоретические знания, но и применять их на практике, работая над конкретными задачами и проектами. Например, реализация проектной деятельности на уроках по обществознанию или истории помогает учащимся развивать умение работать в команде, искать и анализировать информацию, представлять результаты своей работы в различных формах. Это не только способствует углубленному изучению предметного материала, но и развивает у школьников универсальные учебные действия (УУД), которые являются основой обновлённых ФГОС.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) также играет важную роль в повышении качества образовательного процесса. Цифровые инструменты и ресурсы позволяют сделать обучение более интерактивным и индивидуализированным. Например, виртуальные лаборатории, образовательные платформы, интерактивные тесты и тренажеры помогают учителю разнообразить формы подачи материала и адаптировать учебный процесс под потребности каждого ученика. Важно, что использование ИКТ позволяет учащимся работать в своем темпе, получать мгновенную обратную связь и развивать навыки самообразования.
Интерактивные методы обучения, такие как игровые технологии, дискуссии и дебаты, также способствуют повышению качества образовательного процесса. Игровые элементы на уроках способствуют мотивации учащихся, повышают их вовлеченность и интерес к изучаемому материалу. Например, использование образовательных квестов, деловых игр и ролевых моделей помогает учащимся лучше усваивать материал, активно участвовать в обсуждениях и принимать решения в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни. Такие методы способствуют формированию у школьников навыков критического мышления и анализа информации, что является важным требованием обновлённых ФГОС.
Для обеспечения высокого качества образовательного процесса необходимо также активное использование дифференцированного подхода. В условиях обновлённых ФГОС учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его уровень подготовки, интересы и способности. Дифференциация заданий по сложности, использование разноуровневых заданий, индивидуальные маршруты обучения — всё это позволяет каждому ученику достигать максимальных результатов, работая на своем уровне и в своем темпе. Такой подход не только повышает успеваемость, но и способствует развитию у школьников уверенности в своих силах и положительной учебной мотивации.
Оценка достижений учащихся также претерпела изменения в условиях обновлённых ФГОС. Акцент смещается с оценки знаний на оценку метапредметных результатов и личностных достижений. Формирующее оценивание, предполагающее регулярное отслеживание прогресса учащихся, обратную связь и коррекцию учебной деятельности, становится важным элементом образовательного процесса. Например, портфолио достижений, самооценка, взаимное оценивание способствуют развитию у школьников рефлексивных навыков и умения самостоятельно оценивать свои достижения и определять пути их улучшения.
В заключение можно сказать, что повышение качества образовательного процесса в условиях реализации обновлённых ФГОС требует комплексного подхода, включающего использование современных педагогических технологий, адаптацию учебных методов к индивидуальным потребностям учащихся, развитие метапредметных компетенций и критического мышления. Современные технологии и методы обучения помогают создать условия для всестороннего развития школьников, повышают их мотивацию и учебные достижения, способствуя реализации требований обновлённых стандартов.
Список литературы
1. Актуальные вопросы реализации обновленных ФГОС: сборник материалов региональной научнопрактической конференции [Текст]: сборник материалов. – Ростов-на-Дону: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2022. – 208 с.
2. Смолеусова Т. В. Методическая готовность к внедрению на занятиях инноваций, соответствующих требованиям ФГОС// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2015. — №.4. С.27–36.
3. Чупина И.П. Цифровые технологии в образовании. Цифровые навыки и роль педагогики в их формировании // Россия, Европа, Азия: циф-ровизация глобального пространства: сборник научных трудов II международного научно-практического форума. Ставрополь: Секвойя, 2019. С. 315-318.