Повышение качества образовательного процесса на занятиях химии при использовании ИКТ | Ковальчук Виктория Юрьевна. Работа №344604
Современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки обучающихся к жизни в информационном обществе. Одним из направлений системы образования является внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения.
Главной задачей современной образования становится создание единого информационного образовательного пространства для повышения качества образования обучающихся. И важную роль в этом должен сыграть преподаватель. В настоящее время перед преподавателем остро стоит проблема, как повысить интерес обучающихся к химии, ведь качество знаний во многом определяется интересом к учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему. занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет сэкономить время, создает возможности для каждого обучающегося работать в своем темпе.
Практика использования информационных технологий на занятиях химии показала, что виртуализация некоторых процессов с использованием анимации служит формированию наглядно-образного мышления у обучающихся и более глубокому усвоению учебного материала. Обучающиеся становятся активными участниками занятия не только на этапе его проведения, но и при подготовке. Использование разных видов деятельности позволяет обучающимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучающимся, средством осуществления которых является компьютер.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий осуществляется по следующим направлениям:
1. Моделирование химических явлений и процессов.
2. Создание мультимедийных презентаций к занятиям.
3. Работа с ресурсами Интернет.
4. Использование готовых обучающих программ.
5. Использование цифровых образовательных ресурсов.
При подготовке к занятию с использованием информационно –коммуникационных технологий руководствуюсь основными дидактическими принципами: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его.
Первое направление – это программная поддержка курса химии в образовательном процессе.
В процессе преподавания такого предмета, как химия, часто возникает необходимость наглядной демонстрации изучаемых явлений, законов, экспериментов. Чтобы сформировать полноценные химические знания, необходимо сочетать теоретические знания и химический эксперимент.
1. Моделирование химических явлений и процессов практически невозможно показать в лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. К таким темам можно отнести «Строение атома», «Образование молекул», «Типы химической связи», «Пространственное строение молекул метана и этена». Раньше, темы объяснялись без наглядной демонстрации потому, что невозможно продемонстрировать явления микромира. Теперь же на экране компьютера обучающиеся смогли увидеть планетарную модель атома, порядок заполнения электронами разных энергетических уровней, процесс образования ионов.
2. Создание презентаций:
Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий.
Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия более интересным, запоминающимся. Поэтому использую презентации по тем темам, где требуется значительное усилие при запоминании ряда правил. Здесь акцент делается на зрительную память обучающегося, поэтому правила записываются ярким и крупным шрифтом, сформулированы лаконично, также используются анимационные эффекты. Использую для этих целей такие презентации как «Кислоты», «Основные классы неорганических соединений», «Типы химических реакций», «Общая характеристика металлов, неметаллов», «Электролиз», «Алканы», «Алкены», «Альдегиды», «Спирты», «Цепочки превращении органических веществ».
Конечно, занятие состоят не только из презентации, ее демонстрация занимает 5-10 минут учебного времени, но имеет место быть и словесное объяснение, и демонстрационные лабораторные опыты.
Проведение занятия с использованием компьютерной презентации имеет ряд преимуществ:
- психологи давно установили тот факт, что 87% информации поступает в мозг человека через зрительный канал восприятия, 9% - через слуховой и 4% приходится на все остальные каналы восприятия. Занятие в форме или с использованием компьютерной презентации позволяет активно использовать одновременно несколько каналов восприятия, тем самым, повышая эффективность восприятия и запоминания информации.
- обучающиеся имеют возможность принимать активное участие в создании занятия (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а также навыки владения информационными компьютерными технологиями.
- экономия времени. За короткое время раскрываю, объясняю, подтверждаю формулами и экспериментом наиболее трудные вопросы программы.
3. Моделирование на компьютере химических экспериментов
Одним из самых сильных действующих средств для поддержания интереса к предмету является демонстрационный и лабораторный химический эксперимент. В настоящее время большое внимание уделяется технике безопасности. В связи с этим опыты по химии с ядовитыми дурно пахнущими, горючими, ядовитыми веществами демонстрирую на занятии, используя компьютерные технологии.
Для этого использую электронные издания (видеоопыты): «Щелочные металлы», «Свойства алюминия», «Взаимодействие металлов с солями», «Плавление алюминия», «Серебряное зеркало», «Взрыв метана», «Горение этилена», «Производство алюминия». Так же видеофильмы: «Менделеев и периодический закон химических элементов», «Бутлеров и теория химического строения органических веществ», «Аллотропные модификации углерода"
4. Компьютерные технологии на интегрированных уроках
Перед любым преподавателем всегда стоит вопрос о развитии познавательного интереса к предмету. Очевидно, что возможности химии, биологии и географии практически безграничны. Целесообразнее проводить интегрированные уроки по химическим производствам, так как при изучении этих тем требуются знания и по географии, и по химии. А интегрированные занятия по химии и биологии дают наиболее полное представление о процессах жизнедеятельности на Земле. Примером такого занятия является «Вода – самое большое богатство на Земле».
5. Контроль и оценка знаний
С целью контроля и оценки знаний использую тестирование.
Типы тестов:
1. Выбор единственно правильного ответа;
2. Выбор нескольких возможных правильных ответов;
3. Установка последовательности правильных ответов;
4. Установка соответствий ответов;
5. Ввод ответа вручную с клавиатуры.
6. Использование ресурсов Интернет
В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить нужную информацию.
Главной задачей образования сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение умению добывать эти знания. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.
Обучающиеся используют Интернет для поиска информации при подготовке к занятиям, при написании рефератов, сообщений, создании презентаций и подготовке научно-исследовательских работ.
Применение информационных технологий на занятиях химии способствует:
- повышению познавательного интереса к предмету;
- содействует росту успеваемости обучающихся по предмету;
- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- способствует созданию ситуации успеха для каждого обучающегося.
Министерство образования и науки
Луганской Народной Республики
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Антрацитовский колледж информационных технологий и экономики»
Рассмотрено и согласовано:
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по учебной работе
_________ / Ионова И.В. /
«___»__________ 20 г.
на заседании МК
образовательных, общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Протокол № ___ от ____________ 20___г.
Председатель МК ________ Ковальчук В.Ю.
(Подпись)
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему:
«Повышение качества образовательного процесса на занятиях химии при использовании ИКТ»
Разработал преподаватель химии:
Ковальчук Виктория Юрьевна
Антрацит
2023
Содержание
1. Моделирование химических явлений и процессов.
2. Создание презентаций.
3. Моделирование на компьютере химических экспериментов.
4. Компьютерные технологии на интегрированных уроках.
5. Контроль и оценка знаний.
6. Использование ресурсов Интернет.
Современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки обучающихся к жизни в информационном обществе. Одним из направлений системы образования является внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения.
Главной задачей современной образования становится создание единого информационного образовательного пространства для повышения качества образования обучающихся. И важную роль в этом должен сыграть преподаватель. В настоящее время перед преподавателем остро стоит проблема, как повысить интерес обучающихся к химии, ведь качество знаний во многом определяется интересом к учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему. занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет сэкономить время, создает возможности для каждого обучающегося работать в своем темпе.
Практика использования информационных технологий на занятиях химии показала, что виртуализация некоторых процессов с использованием анимации служит формированию наглядно-образного мышления у обучающихся и более глубокому усвоению учебного материала. Обучающиеся становятся активными участниками занятия не только на этапе его проведения, но и при подготовке. Использование разных видов деятельности позволяет обучающимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучающимся, средством осуществления которых является компьютер.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий осуществляется по следующим направлениям:
Моделирование химических явлений и процессов
.
Создание
мультимедийных
презентаций к занятиям.
Работа с ресурсами Интернет.
Использова
ние готовых обучающих программ.
Использование цифровых образовательных ресурсов
.
При подготовке к занятию с использованием информационно –коммуникационных технологий руководствуюсь основными дидактическими принципами: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его.
Первое направление – это программная поддержка курса химии в образовательном процессе.
В процессе преподавания такого предмета, как химия, часто возникает необходимость наглядной демонстрации изучаемых явлений, законов, экспериментов. Чтобы сформировать полноценные химические знания, необходимо сочетать теоретические знания и химический эксперимент.
1. Моделирование химических явлений и процессов практически невозможно показать в лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. К таким темам можно отнести «Строение атома», «Образование молекул», «Типы химической связи», «Пространственное строение молекул метана и этена». Раньше, темы объяснялись без наглядной демонстрации потому, что невозможно продемонстрировать явления микромира. Теперь же на экране компьютера обучающиеся смогли увидеть планетарную модель атома, порядок заполнения электронами разных энергетических уровней, процесс образования ионов.
2. Создание презентаций:
Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий.
Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия более интересным, запоминающимся. Поэтому использую презентации по тем темам, где требуется значительное усилие при запоминании ряда правил. Здесь акцент делается на зрительную память обучающегося, поэтому правила записываются ярким и крупным шрифтом, сформулированы лаконично, также используются анимационные эффекты. Использую для этих целей такие презентации как «Кислоты», «Основные классы неорганических соединений», «Типы химических реакций», «Общая характеристика металлов, неметаллов», «Электролиз», «Алканы», «Алкены», «Альдегиды», «Спирты», «Цепочки превращении органических веществ».
Конечно, занятие состоят не только из презентации, ее демонстрация занимает 5-10 минут учебного времени, но имеет место быть и словесное объяснение, и демонстрационные лабораторные опыты.
Проведение занятия с использованием компьютерной презентации имеет ряд преимуществ:
психологи давно установили тот факт, что 87% информации поступает в мозг человека через зрительный канал восприятия, 9% - через слуховой и 4% приходится на все остальные каналы восприятия. Занятие в форме или с использованием компьютерной презентации позволяет активно использовать одновременно несколько каналов восприятия, тем самым, повышая эффективность восприятия и запоминания информации.
обучающиеся имеют возможность принимать активное участие в создании занятия (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а также навыки владения информационными компьютерными технологиями.
экономия времени. За короткое время раскрываю, объясняю, подтверждаю формулами и экспериментом наиболее трудные вопросы программы.
3. Моделирование на компьютере химических экспериментов
Одним из самых сильных действующих средств для поддержания интереса к предмету является демонстрационный и лабораторный химический эксперимент. В настоящее время большое внимание уделяется технике безопасности. В связи с этим опыты по химии с ядовитыми дурно пахнущими, горючими, ядовитыми веществами демонстрирую на занятии, используя компьютерные технологии.
Для этого использую электронные издания (видеоопыты): «Щелочные металлы», «Свойства алюминия», «Взаимодействие металлов с солями», «Плавление алюминия», «Серебряное зеркало», «Взрыв метана», «Горение этилена», «Производство алюминия». Так же видеофильмы: «Менделеев и периодический закон химических элементов», «Бутлеров и теория химического строения органических веществ», «Аллотропные модификации углерода"
4. Компьютерные технологии на интегрированных уроках
Перед любым преподавателем всегда стоит вопрос о развитии познавательного интереса к предмету. Очевидно, что возможности химии, биологии и географии практически безграничны. Целесообразнее проводить интегрированные уроки по химическим производствам, так как при изучении этих тем требуются знания и по географии, и по химии. А интегрированные занятия по химии и биологии дают наиболее полное представление о процессах жизнедеятельности на Земле. Примером такого занятия является «Вода – самое большое богатство на Земле».
5. Контроль и оценка знаний
С целью контроля и оценки знаний использую тестирование.
Типы тестов:
Выбор единственно правильного ответа;
Выбор нескольких возможных правильных ответов;
Установка последовательности правильных ответов;
Установка соответствий ответов;
Ввод ответа вручную с клавиатуры.
6. Использование ресурсов Интернет
В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить нужную информацию.
Главной задачей образования сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение умению добывать эти знания. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.
Обучающиеся используют Интернет для поиска информации при подготовке к занятиям, при написании рефератов, сообщений, создании презентаций и подготовке научно-исследовательских работ.
Применение информационных технологий на занятиях химии способствует:
повышению познавательного интереса к предмету;
содейст
вует росту успеваемости обучающихся
по предмету;
формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
способствует созданию сит
уации успеха для каждого обучающегося
.
Список использованной литературы:
1. Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: учебнометодическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006.- 45 с.
2. Зайцева Л. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе / Л. А. Зайцева. — М., 2004.- 41 с.
3. Кораблёв А. А. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - 120 с.
4. Использование ИКТ на уроке. [Электронный ресурс] – // URL:http://открытыйурок. /статьи/529459/ .
5. Информационно-коммуникационные технологии в образовании ИКТ – компетентность современного учителя. [Электронный ресурс] – // URL: http://открытыйурок.рф /статьи 592048/.