Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения | Колесова Иванна Богдановна. Работа №350652

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Современная система образования в коррекционных школах предъявляет особые требования к организации учебного процесса, в том числе к методам и технологиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии становятся важным инструментом в обеспечении не только эффективности обучения, но и благополучия детей с особыми образовательными потребностями. В статье рассматриваются ключевые подходы к повышению качества уроков через использование таких технологий, подчеркивается важность комплексного подхода в обучении, включающего как физическую активность, так и психологические аспекты. Приводятся примеры из практики работы с детьми в коррекционной школе, а также практические рекомендации для учителей начальных классов.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, коррекционная школа, начальные классы, повышение качества урока, психоэмоциональное здоровье, физкультминутки, индивидуализация обучения, педагогические приемы.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УРОКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Колесова Иванна Богдановна, учитель начальных классов
Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Пограничная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат
Аннотация: Современная система образования в коррекционных школах предъявляет особые требования к организации учебного процесса, в том числе к методам и технологиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии становятся важным инструментом в обеспечении не только эффективности обучения, но и благополучия детей с особыми образовательными потребностями. В статье рассматриваются ключевые подходы к повышению качества уроков через использование таких технологий, подчеркивается важность комплексного подхода в обучении, включающего как физическую активность, так и психологические аспекты. Приводятся примеры из практики работы с детьми в коррекционной школе, а также практические рекомендации для учителей начальных классов.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, коррекционная школа, начальные классы, повышение качества урока, психоэмоциональное здоровье, физкультминутки, индивидуализация обучения, педагогические приемы.
В последние годы в образовательной среде значительно возрастает внимание к здоровьесберегающим технологиям, направленным на поддержание здоровья школьников и создание условий для их полноценного развития. Особенно актуальными эти подходы становятся в коррекционных школах, где дети имеют различные особенности развития и нуждаются в особом внимании как к образовательному процессу, так и к их физическому и психоэмоциональному состоянию. В этом контексте учитель начальных классов в коррекционной школе сталкивается с необходимостью учитывать не только образовательные, но и оздоровительные аспекты своей работы.
Здоровьесберегающие технологии в обучении включают широкий спектр методов и приемов, направленных на поддержание здоровья детей, развитие их физических и психологических навыков, а также формирование у учащихся культуры здорового образа жизни. Они представляют собой систему действий, которые направлены на создание условий, при которых дети смогут не только эффективно учиться, но и сохранять свое здоровье, избегать перегрузок и стресса, что особенно важно для школьников с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе работы с детьми в коррекционной школе педагогам важно учитывать специфические потребности своих учеников, среди которых могут быть дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также с задержкой психического развития или расстройствами аутистического спектра. Все эти особенности требуют внимательного подхода к организации учебного процесса, чтобы обеспечить детям не только качественное образование, но и поддержку в сфере их здоровья.
Один из основных принципов здоровьесберегающих технологий — это индивидуализация и дифференциация обучения. Учитывая особенности детей с особыми образовательными потребностями, важно строить урок таким образом, чтобы каждый ученик мог максимально эффективно работать в своем темпе, избегая перегрузок и стресса. Это означает, что уроки должны быть динамичными, разнообразными, с включением элементов физической активности, смены деятельности и разных форм работы. Например, чередование теоретической и практической деятельности, использование интерактивных и наглядных методов обучения помогает детям легче воспринимать материал и активизирует их интерес к учебе.
Особое внимание в коррекционной школе стоит уделить психоэмоциональному состоянию детей. Ученики с особенностями развития часто испытывают стресс, тревожность и неуверенность, что может негативно сказываться на их учебной активности и общих успехах. Важно создавать на уроках атмосферу безопасности и поддержки, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и спокойно. Одним из способов достижения этого является использование методов релаксации и снятия напряжения, таких как дыхательные упражнения, медитации, игры на внимание и расслабление. Такие методы позволяют не только улучшить психологическое состояние детей, но и повысить их способность к сосредоточению, что способствует лучшему усвоению учебного материала.
Кроме того, значимым аспектом здоровьесберегающих технологий является организация физической активности на уроках. Особенно это актуально для детей, которые не всегда могут полноценно заниматься физкультурой в традиционном ее понимании. Важно включать в уроки физкультминутки, разминки, упражнения для глаз, рук, спины, что способствует улучшению кровообращения, снижению утомляемости и улучшению общей физической формы. Эти короткие активные паузы в учебной деятельности помогают детям поддерживать физическую активность, снижают нагрузку на органы зрения и опорно-двигательный аппарат, что критично для школьников, проводящих много времени за письменными работами и у доски.
Использование разнообразных дидактических материалов также способствует повышению качества уроков и реализации здоровьесберегающих технологий. Важно, чтобы эти материалы были не только познавательными, но и соответствовали возрастным особенностям и потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, для детей с нарушением зрения можно использовать крупные шрифты, контрастные цвета и тактильные элементы, для детей с нарушениями слуха — визуальные и жестовые подсказки. Важно, чтобы учебные материалы стимулировали интерес и активность детей, способствовали развитию их познавательных и физических способностей.
Примером эффективного использования здоровьесберегающих технологий может служить организация утренней зарядки, включающей в себя простые, но эффективные упражнения для улучшения осанки и координации движений. Утренние зарядки помогают детям с нарушениями двигательной функции развивать мышцы и суставы, улучшать гибкость, а также предотвращать заболевания опорно-двигательного аппарата, которые могут возникнуть в связи с длительным сидячим положением на уроках.
Также стоит отметить важность работы с родителями. Взаимодействие учителя с семьей способствует более полному учету потребностей ребенка, его физических и эмоциональных особенностей. Например, родителям можно предложить рекомендации по организации режима дня, физической активности в домашних условиях, а также по созданию оптимальных условий для учебы дома. Сотрудничество с медицинскими специалистами, психологами и логопедами помогает создавать комплексный подход к обучению детей с особенностями развития и поддерживать их здоровье на всех уровнях.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс требует от учителей не только теоретической подготовки, но и умения гибко адаптировать свои методики и подходы в зависимости от конкретных условий и особенностей учащихся. Это требует постоянного самообразования и поиска новых методов работы, которые помогут достигнуть оптимальных результатов в обучении, не забывая при этом о здоровье детей.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей в коррекционной школе является важным инструментом для повышения качества уроков. Оно помогает улучшить физическое и психоэмоциональное состояние учащихся, способствует созданию условий для успешного усвоения учебного материала и формированию у детей культуры здоровья. Важно помнить, что образование — это не только передача знаний, но и забота о благополучии каждого ученика, что требует от педагогов особой ответственности и внимательности в их профессиональной деятельности.
Список литературы
Жураева К.К. Роль здоровьесберегающих технологий в повышении успеваемости учащихся начальной школы // Достижения науки и образования. 2018. №15 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-v-povyshenii-uspevaemosti-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly
Тургунбоева Ш., Олимжонова Х. Здоровьесберегающих технологий - как основы повышения качества обучения // Мировая наука. 2019. №4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-kak-osnovy-povysheniya-kachestva-obucheniya
Федорищева Н.М., Сальникова А.Е. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе // Наука, образование и культура. 2019. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-obrazovatelnom-protsesse
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×