Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения | Гладких Анжела Вениаминовна. Работа №352024. Номер работы: №352024
Аннотация. В статье рассматривается влияние здоровьесберегающих технологий на повышение качества уроков в начальной школе. Описываются основные подходы и методы, способствующие сохранению здоровья учеников и созданию условий для эффективного обучения. Выделяются особенности использования данных технологий на разных этапах урока, а также их роль в профилактике утомления и укреплении мотивации к учёбе.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, начальная школа, качество урока, здоровье учеников, образовательный процесс, профилактика утомления.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УРОКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Гладких Анжела Вениаминовна, учитель начальных классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №7 городского округа Мариуполь", ДНР
Аннотация. В статье рассматривается влияние здоровьесберегающих технологий на повышение качества уроков в начальной школе. Описываются основные подходы и методы, способствующие сохранению здоровья учеников и созданию условий для эффективного обучения. Выделяются особенности использования данных технологий на разных этапах урока, а также их роль в профилактике утомления и укреплении мотивации к учёбе.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, начальная школа, качество урока, здоровье учеников, образовательный процесс, профилактика утомления.
В современном образовательном процессе возрастает значимость использования технологий, направленных на сохранение здоровья учащихся. Начальная школа является важным этапом, когда дети активно адаптируются к учебной нагрузке и осваивают новые для себя формы работы. В этот период учитель должен не только давать знания, но и заботиться о здоровье учеников, поскольку чрезмерное напряжение может привести к утомлению, снижению концентрации и другим негативным последствиям.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой совокупность методов и приёмов, которые помогают снижать нагрузку на организм ребёнка, повышая при этом качество усвоения материала. Их внедрение делает уроки более интересными и продуктивными, что положительно сказывается на общей эффективности обучения.
Рассмотрим основные принципы здоровьесберегающих технологий.
1. Активное участие учеников в процессе обучения помогает снизить монотонность работы и предотвращает переутомление. Использование смены видов деятельности на уроке стимулирует внимание и поддерживает интерес.
2. Учебная нагрузка и содержание уроков должны соответствовать психофизиологическим возможностям младших школьников. Это включает продолжительность занятий, их сложность и формат подачи материала.
3. Дети младшего школьного возраста нуждаются в движении, поэтому важно чередовать статическую и динамическую работу. Это помогает предотвратить переутомление и сохранить работоспособность.
4. Уроки должны проходить в атмосфере доброжелательности и поддержки. Учитель играет важную роль в создании эмоционального комфорта, который способствует лучшему восприятию информации.
Рассмотрим элементы использования здоровьесберегающих технологий на уроках.
1. Организация учебного процесса.
Смена видов деятельности: на уроке можно чередовать чтение, письмо, обсуждение и творческие задания.
Мини-паузы и динамические минутки: они позволяют ученикам расслабиться, переключиться и восстановить внимание. Например, можно проводить короткие физические упражнения или игры, связанные с темой урока.
Использование мультимедиа: яркие презентации, видеофрагменты или аудиоматериалы делают уроки более разнообразными и стимулируют интерес.
2. Физическая активность в процессе обучения. Движение является важной частью здоровьесберегающих технологий. На уроках можно использовать:
- Игровые задания: где дети перемещаются по классу, находят карточки или работают в группах.
- Физкультминутки: короткие комплексы упражнений, которые сочетают физическую нагрузку и обучение (например, счёт с движением).
- Сенсорные упражнения: рисование в воздухе, растяжка или работа с мелкой моторикой.
3. Учет особенностей учебной нагрузки. Для снижения утомляемости важно правильно распределять время урока:
- В начале занятия использовать задания на активизацию внимания.
- В середине – включать более сложные виды деятельности.
- В конце – подводить итоги и проводить рефлексию в игровой форме.
4. Психологическое здоровье. Поддержание позитивной атмосферы на уроке – важная часть здоровьесберегающих технологий. Для этого учитель может:
- Использовать похвалу и позитивные высказывания.
- Применять интерактивные формы работы, такие как игры, конкурсы, викторины.
- Поощрять командную работу, что способствует развитию навыков общения и снижает уровень стресса.
Приведем примеры использования здоровьесберегающих технологий:
1. Тема урока: Математика (сложение и вычитание).
Физкультминутка: дети считают шаги (вперёд – сложение, назад – вычитание).
Групповая работа: выполнение задания с элементами движения (например, собирание цифр с разных точек класса).
2. Тема урока: Окружающий мир (растения).
Игровая форма: разгадывание загадок о растениях с выполнением движений (например, «выросли деревья» – потянуться вверх).
Практическое задание: работа с природными материалами в творческой зоне класса.
3. Тема урока: Литературное чтение.
Сенсорная гимнастика: чтение вслух с акцентом на дыхательные упражнения.
Мини-пауза: дети рисуют в воздухе героев книги или изображают их действия.
Учитель является главным организатором здоровьесберегающей деятельности на уроке. Его задачи включают:
Планирование уроков с учётом чередования активности.
Использование инновационных методов и материалов.
Наблюдение за состоянием детей, своевременная корректировка процесса обучения.
Личный пример: соблюдение принципов здорового образа жизни.
Кроме того, важно взаимодействовать с родителями, объясняя им значимость здоровьесберегающих технологий и вовлекая их в образовательный процесс.
В заключение отметим, что использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе способствует не только сохранению здоровья детей, но и повышению качества обучения. Эти методы позволяют создать условия, в которых ученики чувствуют себя комфортно, проявляют активность и интерес к учебному процессу.
Для успешного внедрения здоровьесберегающих технологий необходимы системный подход, профессионализм учителя и поддержка родителей. В результате дети не только достигают высоких образовательных результатов, но и приобретают полезные привычки, которые сохранят их здоровье на протяжении всей жизни.
Список литературы
Аскерова М.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. №1.
Должикова, Х.В. Здоровьесберегающие технологии / Х.В. Должикова, Г.А. Лобачев // Тюмень. Изд-во: «Вектор Бук». – 2017. – С. 110- 113.
Маркова, Р. И., Шеховцова, Л. Д., Прокофьева, И. В.,
Секишева
, Т. А. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе [Электронный ресурс] / Р. И. Маркова // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 92-94.