Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Повышение мотивации к познавательный деятельности школьников | Алексенко Анна Владимировна. Работа №330100

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Главная цель образования - развитие творческой личности ученика. Без пробуждения интереса и внутренней мотивации это будет лишь видимость учебной деятельности. Важно создать такие условия, которые будут способствовать становлению и развитию у школьников нравственной рефлексии. Сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. 

В этой статье представлен опыт формирования положительной мотивации к обучению. Ознакомившись с содержанием, вы сможете узнать разнообразные педагогические средства и приёмы способствующие качеству повышения учебно-воспитательного процесса.

Алексенко Анна Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 6
г. Апатиты, Мурманской области
Повышение качества учебно-воспитательного процесса средствами развития познавательных способностей обучающихся.
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. Сегодня его главные цели – развитие творческой личности ученика.
Происходит изменение требований к работе учителя: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самоактуализации.
Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. На уроке должны быть созданы условия, способствующие становлению и развитию у младших школьников личностных функций свободы и избирательности в поведении и учебной деятельности, нравственной рефлексии. Между учителем и учеником – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одарит постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытой жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Учебная деятельность – ведущая в начальной школе. Это значит, что если она не начнет формироваться в этот период, то потом может не появиться вовсе. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование основной структуры учебной деятельности. Это время по построению формы учебной деятельности, фундамента потребностей и способностей к самоизменению младших школьников.
По мнению А.Б. Воронцова “с самооценки, со способности понять “это я уже умею и знаю”, “этого я немного знаю, но надо еще разобраться” начинается учебная самостоятельность младшего школьника, переход от простого старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться.”
Важным моментом в учебной и другой деятельности является наличие сильного мотива, приводящего в итоге к стремлению, желанию достигать нового уровня результатов. Речь идет о формировании внутренней мотивации. Особенно важна ситуация успеха. Это приводит к желанию достигать нового, к усилению, осознанию и закреплению познавательного мотива.
Нужно сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Искать мотив радости в самом процессе обучения:
достичь ситуации успеха;
сохранить эмоциональное благополучие, веру в свои силы, оптимизм;
дать толчок к саморазвитию (уже сейчас переживал все радости и трудности своего возраста, личный опыт участия в разных видах деятельности позволит узнать себя и дать толчок тому, что заложено природой).
Радость труда не появится на пустом месте, чтобы учиться с увлечением, оно должно привлекать возможностью узнавать новое, чувством удовлетворенности от своей умелости, самостоятельности.
Как этого добиться:
стимулирующая доброжелательная атмосфера межличностного общения;
содержательно-мотивирующая оценка;
использование разнообразных педагогических средств, развивающих у детей интерес и умение учиться.
По Сухомлинскому “радость успеха – это могучая сила, от которой зависит желание
ребенка быть хорошим”.
Каждый учитель – творческая шкатулка. Мой педагогический опыт поможет другим
учителям в следующем:
добиться ситуации успеха;
формировать позитивную самооценку;
способствовать “умению учиться”.
“Изюминки” педагогической практики.
индикаторы настроения
Разумная требовательность учителя должна сочетаться с педагогической
зоркостью, умением не пропустить момент, когда ребенок нуждается в поддержке.
Помогают:
- определить в каком настроении ребенок пришел в школу (радость, печаль,
восторг, очень обидно до слез);
- по окончании урока (рефлексия) – были ли трудности, интересен материал, отследить затруднения (сложности) на разных этапах урока;
- оценить ответ (сегодня твой результат вызвал восторг, решение задачи огорчило, узнать мнение учеников).
модели “Образ “Я””
Каждый ученик имеет право на свое пространство – образ “Я”, должен понимать
другого и создавать комфортные условия для обучения и отдыха.
Ребята рисуют модели “ + ” и “ - ”. Если не в настроении выкладывают на парту
один рисунок, а если все в норме, он готов к обучению – другой. При смене настроения рисунок меняется. Если часто “ - ”, то это тревожный звоночек для учителя. Почему? Есть над чем поработать!
содержательно-мотивирующая оценка
развивает и формирует оценочную деятельность детей;
делает образовательный процесс гуманным и направленным на личность ребенка;
развивает сотрудничество между учителем и ребенком;
закрепляет между ними взаимопонимание и доверие.
По словам Амонашвили, отметка становится для одних детей “доброй феей, а для
других – Бабой Ягой”. Показателен и социальный портрет оценки, выраженной в баллах, т.е. отметки:
торжествующая пятерка;
обнадеживающая четверка;
равнодушная тройка;
угнетающая двойка.
В таком виде система оценивания не дает полноценной возможности для
формирования у обучающихся оценочной самостоятельности. Она выполняет функции внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки внешней, затрудняет индивидуализацию обучения. Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и ухудшению физического здоровья школьника.
При умелой организации безотметочного обучения в начальной школе создается атмосфера психологического комфорта. В 1-2 классе нужно использовать такие педагогические средства обучения, чтобы создать ситуацию успеха. Работая по безотметочной системе в этих классах, хочется отметить:
выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;
ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения);
задание, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер.
Оценка знаний “Радуга” и “Светофор”.
“Радуга” расшифруем так: “Работать аккуратно добиваться успеха гордиться активностью”.
Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперед и поддержать его успех.
Устные ответы по “Радуге”.
Письменные – “Светофор”.
Помогает:
оценить ситуацию успеха каждого;
повысить самооценку (здоровую, спокойную уверенную в себе (без самолюбования), столь же здоровую самокритичность (без самоедства)).;
учиться с увлечением
“Жемчужины”
В первом классе с согласия родителей завели “жемчужины” – дневники первоклассников. Каждый ребенок для учителя – это сокровище, важно вселить оптимизм, поверить в его возможности, помочь раскрыться.
Добыть жемчуг – занять сложное и опасное, так и в школе, чтобы жемчужина стала сокровищем, надо долго и упорно трудиться.
Что было в “жемчужине”?
Расписание уроков заполняли родители, потом постепенно по одному предмету и учащиеся.
оценка знаний устных “Радуга”, письменных “Светофор”;
слова, одобряющего характера;
сообщения – информация для родителей;
поведение за неделю (смайлики).
В конце каждого триместра ребята видели свои успехи. Им выдавались дипломы за трудолюбие, аккуратность, активность, преодоление трудностей, умение учиться, умение радовать и т.д.
В конце года на празднике “Успех рождает успех” все ребята получили “настоящие жемчужины” (ракушки с бусинками - жемчугом за свои достижения в учебной и другой деятельности).
45 способов достичь ситуации успеха
Мониторинг учебной деятельности (в условиях безотметочного обучения)
Индивидуальный подход к каждому ученику помогает ему поверить в себя и достичь положительной динамики в учебной деятельности.
В 3-4 классе – карты успеха (прогнозирование). По математике и русскому языку основные темы и 3 триместра (в таблице).
Оценивают себя сами:
! знаю и умею;
? пока не знаю или не умею
V иногда ошибаюсь
Азбука мудрости (советы Зайкам).
Мы часто используем в своей работе пословицы – народную мудрость. Вот и решили создать для Знаек азбуку мудрости. Теперь каждый ученик может оценить свои успехи, не бояться трудностей (они есть всегда, ведь мы только учимся). Советы Знайкам – инструкция “учись учиться”.
Мы решили сделать коллективную работу ученик – родитель – учитель – ученик, как инструкцию для Знаек.
1)каждый ученик 2 недели собирал пословицы, помогающие учиться;
2)разбирали их по алфавиту, выбирали нужные;
3)каждая пословица отдельно оформлялась так:
буква алфавита – пословица – толкование – красочные рисунки помогающие
понять смысл и значение.
Задачи:
•расширить кругозор, словарный запас;
•обогатить лексический словарь учащихся;
•помочь преодолевать трудности;
•оценивать свою работу и других.
Решает такие вопросы:
как посоветуете поступить ученику в этой ситуации?
что поможет ему преодолеть трудности?
почему получил такой результат?
Чаще называют такие пословицы:
Ученье - свет, неученье – тьма.
Глаза боятся, а руки делают.
Поспешишь – людей насмешишь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Карты памяти
Чтобы ученик чувствовал себя уверенно, и самооценка не была занижена работаем с картами памяти.
Карта памяти - это красочный конспект со множеством рисунков, которые очень облегчают процесс запоминания. Цвета и образы разжигают воображение, пока ты рисуешь картинки и делаешь надписи на линиях, в памяти возникают прочные ассоциации.
Как составлять:
1.возьми лист белой бумаги и положи его горизонтально (не бери в
линейку или в клетку, т.к. лишние линии мешают полету фантазии). Начни рисовать в центре листа: это даст простор воображению;
2.возьми несколько ярких фломастеров своих любимых цветов;
3.нарисуй в центре листа картинку, внутри напиши слово;
4.выбери какой-нибудь цвет и нарисуй первую большую линию – ветвь. У
основания толще, на конце – тоньше;
5.разный цвет – важный момент, который ты хочешь запомнить. Чем
больше ветвей, тем подробнее карта памяти.
Можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, математики в любых классах начальной школы.
Помогает:
достичь ситуации успеха, повысить самооценку;
самоорганизации в выполнении заданий (д/з);
развитие памяти, воображения, творчества.
“Если мы хотим видеть детей всесторонне развитыми, творческими личностями, мы должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход развития.
Интерес не только растит интеллект, он взращивает личность. Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души.” А.Гин
Формирование положительной мотивации учения младших школьников способствует стимулированию любознательности, правильной оценке своих возможностей, пробуждению стремления к самосовершенствованию.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×