Повышение мотивации к предмету на основе использования инновационных технологий на уроках химии | Бойко Надежда Александровна. Работа №351868. Номер работы: №351868
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к повышению мотивации школьников к изучению химии через использование инновационных технологий. Раскрывается роль цифровых инструментов, виртуальных лабораторий, интерактивных ресурсов и проектного обучения в формировании интереса к предмету. Автор предлагает конкретные методы и примеры внедрения технологий, позволяющие сделать уроки химии более увлекательными и результативными.
Ключевые слова: химия, мотивация, инновационные технологии, виртуальные лаборатории, проектное обучение, интерактивные ресурсы, школьное образование.
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
Бойко Надежда Александровна, учитель химии
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение Виноградовская средняя общеобразовательная школа, Амурская область с.Виноградовка
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к повышению мотивации школьников к изучению химии через использование инновационных технологий. Раскрывается роль цифровых инструментов, виртуальных лабораторий, интерактивных ресурсов и проектного обучения в формировании интереса к предмету. Автор предлагает конкретные методы и примеры внедрения технологий, позволяющие сделать уроки химии более увлекательными и результативными.
Ключевые слова: химия, мотивация, инновационные технологии, виртуальные лаборатории, проектное обучение, интерактивные ресурсы, школьное образование.
Химия — один из самых увлекательных, но и сложных предметов школьной программы. Для многих учащихся она становится вызовом из-за обилия формул, реакций и сложных понятий. Одной из ключевых задач учителя химии является формирование у школьников устойчивого интереса к предмету и преодоление страха перед трудностями. В этом контексте инновационные технологии играют важную роль, помогая разнообразить уроки, облегчить восприятие материала и вовлечь учеников в активное изучение химии.
Роль инновационных технологий в обучении химии
Цифровизация образовательного процесса
Современные технологии позволяют учащимся изучать химические процессы не только теоретически, но и практически. Использование электронных учебников, видеоуроков, 3D-моделирования молекул делает материал более доступным и понятным. Например, программы, такие как Molecular Workbench, позволяют визуализировать молекулярные взаимодействия.
Виртуальные лаборатории
Для многих школ актуальна проблема нехватки оборудования для проведения химических экспериментов. Виртуальные лаборатории (например, Labster или ChemCollective) помогают решить эту проблему, предоставляя школьникам возможность моделировать эксперименты в безопасной цифровой среде. Это не только экономит ресурсы, но и стимулирует интерес к проведению научных исследований.
Интерактивные ресурсы
Платформы, такие как Quizlet, LearningApps и Kahoot, позволяют организовывать викторины, тесты и игры, которые помогают закрепить материал и делают процесс обучения увлекательным. Такие форматы особенно эффективны для подготовки к экзаменам, поскольку сочетают практику и мотивацию.
Практические методы внедрения технологий в обучение химии
Проектное обучение
Проекты, связанные с химией, могут быть связаны с актуальными проблемами, например:
создание экологически чистых материалов;
изучение состава продуктов питания;
исследование уровня загрязнения воздуха.
Учащиеся могут использовать цифровые ресурсы для поиска данных, обработки информации и представления результатов.
Геймификация учебного процесса
Использование игровых технологий позволяет школьникам изучать химию в формате соревнований или миссий. Например, создание настольных игр на основе химических элементов или проведение «химических квестов», где нужно решать задачи и проводить опыты, чтобы продвинуться дальше по сюжету.
Использование AR и VR-технологий
Дополненная и виртуальная реальность позволяют перенести учащихся в лаборатории мирового уровня или дать возможность «увидеть» химические реакции на молекулярном уровне. Например, приложения Merge Cube или Google Expeditions предлагают готовые уроки по химии с использованием AR.
Обучение через эксперименты
Даже в условиях ограниченного доступа к лабораторным материалам можно организовать занятия с использованием бытовых средств. Пример — проведение экспериментов с кислотно-щелочным балансом (используя уксус и пищевую соду) или анализом состава воды. Видео и интерактивные инструкции по проведению опытов, созданные учителем или взятые из образовательных платформ, помогают учащимся освоить методику безопасной работы.
Преимущества применения инновационных технологий
Увеличение вовлечённости учащихся. Новые форматы помогают сделать уроки более интересными и современными.
Персонализация обучения. Учитель может адаптировать ресурсы под уровень подготовки каждого ученика.
Развитие навыков 21 века. Использование технологий способствует развитию цифровой грамотности, критического мышления, умения работать с данными.
Безопасность и экономия. Виртуальные эксперименты исключают риск ошибок и травм, а также экономят химические реактивы.
Инновационные технологии открывают новые горизонты для преподавания химии, делая процесс обучения более увлекательным, доступным и результативным. Однако их использование не должно подменять живое взаимодействие учителя и ученика. Оптимальное сочетание традиционных и современных методов позволяет создать условия для полноценного развития мотивации школьников, что станет залогом их успеха в изучении химии и других предметов.
Список литературы
Василькова Татьяна
Арсентьевна
, Игнатьева Эмилия Анатольевна ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ОБРАБОТКЕ И ПОДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ХИМИИ // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2024. №2 (123). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-vnedreniya-tsifrovyh-produktov-dlya-formirovaniya-kompetentsiy-uchaschihsya-v-obrabotke-i-podache-informatsii-na-urokah-himii
Султанова М. А. ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ // Мировая наука.
2020. №6 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-na-urokah-himii
Якушева Галина Ивановна,
Аптикеев
Айдар Альбертович ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ХИМИИ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Проблемы современного педагогического образования.
2023. №78-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tsifrovyh-obrazovatelnyh-resursov-na-urokah-himii-i-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya