Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Повышение мотивации учащихся при обучении иностранным языкам | Гордеева Наталья Леонидовна. Работа №316198

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Рано или поздно в преподавании школьной дисциплины при изучении английского языка возникает проблема мотивации учащихся. Мотивация активизирует целенаправленную активность, что в свою очередь помогает сделать выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Следовательно, для каждого педагога важно отыскать эффективные методы, приемы, средства повышения познавательной мотивации.

В данной статье выделены типы мотивации, методы и приёмы организации познавательной деятельности на уроке, условия создания мотивации к обучению иностранному языку, а также сделан акцент на основные способы мотивации в обучении иностранного языка.

Повышение мотивации учащихся при обучении иностранным языкам.

Рано или поздно в преподавании школьной дисциплины при изучении английского языка возникает проблема мотивации учащихся. Мотивация активизирует целенаправленную активность, что в свою очередь помогает сделать выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Следовательно, для каждого педагога важно отыскать эффективные методы, приемы, средства повышения познавательной мотивации. Каждому педагогу важно помнить весьма важную фразу: «Дети изначально мотивированы! Причина демотивации – взрослые».

Начнем с определения, что же такое мотивация. Мотивация – это внутреннее состояние, нужды человека, что побуждают его к работе по удовлетворению определенных потребностей. Крайние, определяя стимулы, меняются и обогащаются под влиянием стремления к их удовлетворению.

Выделяют следующие типы мотивации:

• Внешняя мотивация — обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами, т.е. находится вне учебного процесса.

• Внутренняя мотивация — сопряжена с содержанием деятельности, а не с внешними обстоятельствами.

• Положительная и отрицательная мотивация.

Положительная основана на положительных стимулах («конфете»), которые разделяют на две группы: стимулы, что основаны на чувстве долга и ответственности за итоги своей учебы перед обществом, классом, преподавателем, родителями и стимулы, что основаны на узколичных интересах и целях (стремление заполучить одобрение за свою учебу от преподавателей, родителей; желание быть среди лучших учащихся класса, занять хорошее место среди своих одноклассников) Отрицательная основана на отрицательных стимулах («наказании»).

• Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления. Неустойчивой мотивации необходимо систематическая внешняя поддержка.

 

К какой же мотивации следует стремиться педагогам? Внутренней (стараемся ее понять) – она связана с личностью человека. Поэтому, когда мы хотим мотивировать, мы работаем не с классом, а с временно объединенными личностями в данную группу. Для педагога главное определить в индивидуальных мотивах что-то общее. Мотивация должна формироваться по нарастающей, притом для каждого соразмерно с его развитием. Мотивация должна быть преемственной. Многочисленные психологические анализы и опросы также доказывают, что очень сильным «двигателем» учения школьников является познавательная нужда Другими словами, это «бескорыстная жажда познания», «неудержимое рвение узнавать все новое».

 

Методы и приемы организации познавательной деятельности на уроке:

• словесные (живое слово – дискуссия, рассказ о своей практике, анекдоты как реальные истории, развивающие беседы);

• наглядные и практические методы (безоценочное наблюдение, эксперимент, проект, игра);

• поисковые методы (проблемные задачи, эвристические вопросы, выход на вопрос самого учащегося к реальности или предоставленному в учебнике ответу, ТРИЗ);

• методы самостоятельной образовательной работы (перевернутый класс, смена ролей ученик-учитель).

Условия создания мотивации к обучению иностранному языку:

• личность педагога: высокие нравственные качества; широкий кругозор знаний; высокий уровень культуры, в том числе культуры общения.

• профессиональные качества педагога: любовь к собственному предмету; безукоризненное владение языком и методикой его преподавания; использование коммуникативного метода обучения; коммуникабельность, умение создать хороший психологический климат и создавать общение на уроке; умение применять всевозможные стимулы и подкрепления в процессе создания лексических, грамматических и фонетических знаний и речевых умений.

• социальная значимость иностранного языка.

• использование средств обучения английскому языку согласно возрастным особенностям и интересам учащихся.

• организация учебного процесса: учет индивидуальных особенностей учащихся, создание ситуаций, что дают возможность практически употреблять в речи усвоенную лексику; организации увлекательной внеклассной работы, дополняющей классные занятия.

 

Воздействие данных факторов на формирование мотивации к изучению иностранного языка учащихся имеет свою особенность на разных стадиях обучения. В начальной школе дети не могут еще осмыслить потребность в изучении английского языка. Поэтому перед педагогом стоит цель объяснить надобность знания языка для каждого образованного человека, а также поддерживать энтузиазм к изучению языка и создавать ситуацию успешности, чтобы каждый ученик говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь! В средней и старшей школе ученики еще не всегда осознают стимулы учебной работы, если их к этому не подвести. Опросы старшеклассников показывают, что около 95% учащихся старших классов понимают потребность в изучении иностранного языка, но из них лишь 60% осознают стимулы его изучения. Кроме того, в старших классах интерес к занятиям иностранным находится в прямой связи практического владения им учащимися, условий его преподавания и осознания возможности его практического использования. Цель педагога состоит в содействии, чтобы учебно-познавательные стимулы стали смыслообразующими.

Исходя из этого можно сделать вывод: мотивированный учитель = мотивированный ученик. Таким образом, цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», сможет решить педагог, который владеет методикой, следит за новыми тенденциями в образовании, применяет в своей практике современные технологии обучения иностранному языку, согласно возрастным особенностям и основам работы в подростковом возрасте. Весьма важно, начиная обучение со 2 класса, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в ногу со временем. Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков в дальнейшем. А успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно применяет учитель игровые технологии, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал. В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Это достигается, если в течение всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и использование пособий, которые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней и так далее. Не последнюю роль в поддержании мотивации занимает коммуникация между учителем и учеником. Важно помнить, что не существует глупых вопросов, и если ученик задает вам вопрос, значит он хочет услышать ответ. В данный момент он мотивирован! И только от вашей формулировки и подачи ответа зависит – сохранится ли эта мотивация в будущем. Всегда уточняйте – что является препятствием в овладении материалом и реагируйте не на вербально выраженную демотивацию, а на ее причину.

 

Основные способы мотивации в обучении иностранного языка:

1. Приятная атмосфера на занятиях, которая укрепляет веру учеников в свои способности. Перед учениками ставятся только выполнимые и посильные задачи, педагог всегда озвучивает цель, которая должна быть достигнута или какой должен быть получен результат.

2. Развитие и поддержание внутренней мотивации. Для этого рекомендуется использовать игровые и интерактивные технологии, которые подталкивают учеников самим находить ответы на интересные для них вопросы в ходе общения на иностранном языке.

3. Повышение познавательной мотивации. Внедрение в свою педагогическую практику проведение нетрадиционной формы урока, обеспечивать практическую направленность обучения. Чередовать различные виды деятельности.

4. Разработка системы упражнений, благодаря которым учащиеся видят результат своей деятельности, могут оценить к чему стремились и, что получили, изучив данную тему. Например, чтобы окончательно закрепить изученную лексику, можно предложить детям составить историю по картинкам с использованием новых слов.

5. Формирование устойчивой мотивации благодаря эмоциональной сфере ученика. Необходимо вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности, другими словами, затрагивать как можно больше органов чувств ученика.

6. Хорошими стимулами для учеников служат оценки и внимание со стороны учителя. Чтобы не говорили, оценки не так важны школьнику, для детей важнее как к ним относится учитель, видит ли он их старания.

7. Как бы не была избита фраза, но для мотивации важен индивидуальный подход к каждому ребенку.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×