Повышение положительной мотивации студентов к обучению через интерактивные методы и современные технологии обучения | Ярыгина Оксана Юрьевна. Работа №351857
Аннотация. Мотивация является одним из ключевых факторов успеха в обучении, особенно в техникумах, где студенты, зачастую, уже на старте имеют определённые жизненные цели и стремятся получить знания, которые могут непосредственно быть применены в профессиональной деятельности. Однако традиционные методы обучения не всегда могут обеспечить должный уровень вовлечённости и интереса. В статье рассматриваются способы повышения мотивации студентов через использование интерактивных методов и современных технологий обучения. Включение этих элементов в образовательный процесс помогает сделать занятия более динамичными, ориентированными на практическое применение знаний и на развитие критического мышления у студентов. Автор также делится примерами использования различных технологий, таких как кейс-метод, видеоматериалы, онлайн-платформы, а также интерактивные методы, направленные на создание активной и заинтересованной аудитории.
Ключевые слова: мотивация, интерактивные методы, современные технологии, обучение, студенты, техникум, вовлеченность, критическое мышление, практическое применение
Повышение положительной мотивации студентов к обучению через интерактивные методы и современные технологии обучения
Ярыгина Оксана Юрьевна, преподаватель
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Коряжемский индустриальный техникум»
Аннотация. Мотивация является одним из ключевых факторов успеха в обучении, особенно в техникумах, где студенты, зачастую, уже на старте имеют определённые жизненные цели и стремятся получить знания, которые могут непосредственно быть применены в профессиональной деятельности. Однако традиционные методы обучения не всегда могут обеспечить должный уровень вовлечённости и интереса. В статье рассматриваются способы повышения мотивации студентов через использование интерактивных методов и современных технологий обучения. Включение этих элементов в образовательный процесс помогает сделать занятия более динамичными, ориентированными на практическое применение знаний и на развитие критического мышления у студентов. Автор также делится примерами использования различных технологий, таких как кейс-метод, видеоматериалы, онлайн-платформы, а также интерактивные методы, направленные на создание активной и заинтересованной аудитории.
Ключевые слова: мотивация, интерактивные методы, современные технологии, обучение, студенты, техникум, вовлеченность, критическое мышление, практическое применение
Современные образовательные стандарты требуют от преподавателей не только передачи теоретических знаний, но и формирования у студентов навыков, которые будут востребованы на практике. В техникумах, где основное внимание уделяется подготовке специалистов для профессиональной сферы, мотивация студентов приобретает особое значение. Часто студенты приходят в учебные заведения с разными ожиданиями, и задача преподавателя — сформировать у них устойчивый интерес к обучению. Мотивация к обучению становится ключевым фактором, который напрямую влияет на результативность учебного процесса. В этой связи важнейшим инструментом повышения мотивации студентов являются интерактивные методы обучения и современные технологии, которые делают обучение более увлекательным, понятным и соответствующим запросам профессиональной жизни.
В последние десятилетия образовательный процесс претерпел значительные изменения, и традиционные методы преподавания, такие как лекции и чтение учебников, уступили место более динамичным и инновационным подходам. Это связано с необходимостью учитывать потребности и особенности современной аудитории, которая всё более активно использует цифровые технологии и ориентирована на получение знаний через взаимодействие, а не просто через пассивное восприятие информации. Введение интерактивных методов и современных технологий обучения помогает не только улучшить усвоение учебного материала, но и значительно повысить мотивацию студентов к обучению.
Интерактивные методы обучения, как и современные информационные технологии, предполагают активное участие студентов в образовательном процессе. В отличие от традиционного подхода, когда роль студента сводится к восприятию информации, в интерактивных методах студент становится активным участником урока. Одним из ярких примеров таких методов является кейс-метод. Этот подход широко используется в образовательных учреждениях по всему миру, и его внедрение в техникумах может стать эффективным инструментом для повышения мотивации студентов. В рамках кейс-метода студентам предлагаются реальные или смоделированные ситуации, в которых они должны применить свои знания для решения конкретных задач. Это помогает развивать не только профессиональные навыки, но и критическое мышление, способность к анализу и принятию решений. Например, в процессе обучения по специальности "Менеджмент" студентам можно предложить кейс по разработке бизнес-плана для стартапа, который они должны представить и обосновать перед комиссией. Такой подход помогает студентам осознавать практическую ценность теоретических знаний, а также развивает навыки работы в команде и самостоятельного принятия решений.
Не менее эффективным способом повышения мотивации является использование видеоматериалов и мультимедийных презентаций. Видеоуроки, документальные фильмы, интервью с профессионалами в определённой области позволяют студентам увидеть реальные примеры того, как знания, которые они получают в учебном процессе, применяются на практике. Это помогает студентам увидеть смысл и важность учебного материала, а также мотивирует их на более глубокое освоение дисциплины. Преподаватели могут использовать видеоматериалы, связанные с профессиональной деятельностью, чтобы создать у студентов понимание того, как полученные знания помогут им в будущей профессии. Например, преподаватель по дисциплине "Автоматизация производственных процессов" может показать студентам видео с реальными примерами использования автоматизированных систем на крупных производственных предприятиях, что сделает тему более наглядной и интересной.
Современные информационные технологии играют важную роль в создании мотивирующей образовательной среды. Электронные учебники, онлайн-курсы, виртуальные лаборатории — все эти инструменты значительно расширяют возможности для студентов и делают процесс обучения более доступным и гибким. Внедрение онлайн-платформ и цифровых образовательных ресурсов позволяет студентам работать с материалами в любое время и в любом месте, что повышает их вовлечённость в процесс обучения. В техникумах можно использовать такие платформы для создания тестов и контрольных заданий, а также для организации онлайн-дискуссий и обмена мнениями между студентами. Например, платформа для совместной работы над проектами может стать отличным инструментом для разработки командных проектов, что также способствует улучшению взаимодействия студентов и развитию их коммуникативных навыков.
Не менее важным элементом мотивации является организация учебного процесса, ориентированного на практическое применение знаний. Современные студенты нуждаются в тесной связи теоретического обучения с реальной практикой. Например, в техникумах, готовящих специалистов для сферы экономики и бухгалтерии, можно использовать реальные данные компаний для проведения практических заданий. Студенты могут работать с бухгалтерской отчетностью, анализировать финансовые результаты компаний, разрабатывать рекомендации по улучшению финансовой деятельности. Это позволяет студентам увидеть, как их знания могут быть использованы для решения реальных проблем в сфере их будущей профессиональной деятельности.
Геймификация обучения также представляет собой мощный инструмент для повышения мотивации. Введение элементов игры в образовательный процесс позволяет сделать уроки более увлекательными и эмоционально насыщенными. Например, можно организовать соревнования между группами студентов по решению конкретных задач. Преподаватель может предложить студенческим группам решить кейс за ограниченное время, зарабатывая очки за каждый правильный шаг, что стимулирует студентов к активному участию и развитию командной работы.
Одним из самых эффективных способов мотивации является создание позитивной атмосферы на занятиях, где студенты чувствуют себя уверенно и поддержанно. Для этого преподаватель должен проявлять внимание к каждому студенту, вовлекать их в процесс обучения, поощрять за успехи и конструктивные предложения. Современные технологии позволяют организовать такую атмосферу, создавая виртуальные классы и форумы для обмена мнениями, где студенты могут обсудить трудные вопросы, задать вопросы преподавателю или своим коллегам, что способствует их активному участию в учебном процессе.
В заключение следует отметить, что повышение мотивации студентов в техникумах требует интеграции различных инновационных подходов и технологий, которые делают процесс обучения более доступным, интересным и ориентированным на реальные задачи. Интерактивные методы, такие как кейс-метод, использование видеоматериалов, онлайн-курсов и платформ для совместной работы, являются мощными инструментами, которые помогают студентам не только осваивать теоретический материал, но и применять его на практике. Внедрение таких технологий способствует не только повышению мотивации, но и развитию профессиональных навыков, необходимых для успешной карьеры в выбранной области.
Список литературы
1. Варлакова Ю. Р. «Особенности применения интерактивных методов обучения в профессиональном образовании» // Вестник ТГПУ. — 2017. — №8(185). — С. 87–90.
2. Лопатина Н. И. «Проблемность развития учебной мотивации студентов вуза» // Психолого-педагогический журнал. — 2017. — Т. 16. — №2. — С. 95–99
3. Черняк Т. А., Лосич Ю. В. «Интерактивные методы обучения как способ повышения мотивации обучающихся» // Юный учёный. — 2022. — № 2 (54). — С. 79–82.