Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм обучения | Басырова Марина Фёдоровна. Работа №347603

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы с помощью активных форм обучения. Автор анализирует преимущества использования таких методик, как игровые технологии, дискуссии, проектная и проблемно-поисковая деятельность, приводя конкретные примеры их применения. Активные формы обучения не только способствуют развитию интереса к предмету, но и помогают формировать критическое мышление, навыки общения и самостоятельной работы.

Ключевые слова: активные формы обучения, познавательный интерес, русский язык, литература, игровые технологии, проектная деятельность, дискуссии.

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Басырова Марина Фёдоровна, учитель русского языка и литературы

МАОУ "СОШ №20", Магаданская область, пгт. Сокол

Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы с помощью активных форм обучения. Автор анализирует преимущества использования таких методик, как игровые технологии, дискуссии, проектная и проблемно-поисковая деятельность, приводя конкретные примеры их применения. Активные формы обучения не только способствуют развитию интереса к предмету, но и помогают формировать критическое мышление, навыки общения и самостоятельной работы.

Ключевые слова: активные формы обучения, познавательный интерес, русский язык, литература, игровые технологии, проектная деятельность, дискуссии.

В современных условиях задача учителя русского языка и литературы не сводится только к передаче знаний и формированию навыков грамотного письма и речевой культуры. Одной из главных целей является формирование у учеников устойчивого интереса к предмету. В условиях постоянного потока информации и снижения внимания учащихся особенно важно использовать активные формы обучения, которые позволяют не только усваивать новые знания, но и поддерживать высокую мотивацию и активное участие в учебном процессе. В данной статье рассмотрены активные формы обучения, которые могут существенно повысить познавательный интерес учащихся на уроках русского языка и литературы.

Познавательный интерес — это движущая сила, которая способствует активному восприятию и усвоению учебного материала. Он мотивирует учащихся к самостоятельной работе, исследованию, формированию вопросов и поиску ответов. Важно отметить, что для многих школьников русский язык и литература являются не самыми легкими предметами из-за сложности теоретического материала (грамматические правила, орфография) и необходимости глубокого анализа литературных произведений. Поэтому создание условий для проявления познавательного интереса становится одной из приоритетных задач учителя.

Активные формы обучения — это такие методики, при которых учащиеся не просто получают знания от учителя, но и становятся активными участниками учебного процесса. В отличие от пассивных методов (например, лекций), активные формы требуют взаимодействия, творчества и самостоятельности. К таким формам можно отнести:

Игровые технологии;

Дискуссии и дебаты;

Проектная деятельность;

Проблемно-поисковые методы;

Групповая работа и «мозговой штурм».

Одним из самых действенных способов повышения интереса к предмету является использование игровых технологий. Игры можно применять как в младших классах, так и в старшей школе. На уроках русского языка игровыми элементами могут стать викторины по орфографии и пунктуации, грамматические задания в форме квестов, соревнования по составлению предложений.

Примером успешного игрового подхода может стать «Литературное казино», где ученики соревнуются в знании произведений, героев и авторов. Другой вариант — «Грамматическая эстафета», где ученики решают лингвистические задачи в командной форме.

Активные дискуссии помогают развивать аналитическое и критическое мышление, а также навыки аргументации. На уроках литературы можно организовать дебаты на тему конфликтов в произведениях или проблем, поднимаемых авторами. Например, дискуссия по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» может включать обсуждение моральных аспектов преступления и наказания, рассуждения о мотивах героев. В таких обсуждениях ученики учатся отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других и глубже понимать литературный текст.

Проектная работа является эффективным методом, который способствует развитию самостоятельности учащихся. Ученики могут работать над проектами, связанными с анализом литературных произведений, исследованием тематики или стиля авторов, созданием собственных текстов (эссе, критических статей).

Примером проектной работы может быть исследовательский проект на тему «Судьбы героев войны в русской литературе», где учащиеся анализируют произведения Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова, В.Г. Распутина и др. Итоги работы могут быть представлены в виде презентаций, публикаций в школьной газете или видеороликов.

Проблемно-поисковые методы. Этот метод помогает учащимся самостоятельно находить ответы на сложные вопросы и развивать навыки решения проблем. На уроках русского языка и литературы можно использовать проблемные задания, где ученики должны исследовать определённую лингвистическую или литературную проблему.

Например, при изучении лексики можно предложить ученикам задание: найти и исследовать значения устаревших слов в классических произведениях, а затем сопоставить их с современными аналогами. Это развивает не только лингвистические навыки, но и формирует интерес к языку как к динамичной системе, которая развивается вместе с обществом.

Активные формы обучения способствуют:

Развитию творческого и критического мышления;

Повышению мотивации к обучению;

Формированию навыков самостоятельной работы и самоконтроля;

Улучшению коммуникативных навыков;

Углублению знаний по предмету.

В условиях современного информационного общества особенно важно развивать у школьников умение анализировать, критически оценивать информацию и самостоятельно делать выводы. Эти навыки как раз и формируются через использование активных форм обучения.

Успех применения активных форм обучения во многом зависит от учителя, его готовности экспериментировать, гибкости и способности адаптировать методики под конкретный класс и тему урока. Учителю необходимо создавать благоприятную атмосферу на уроках, где ученики будут чувствовать себя комфортно для проявления своей активности. Важно также учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки, чтобы предложенные формы работы были доступны и увлекательны для всех.

Использование активных форм обучения на уроках русского языка и литературы играет ключевую роль в повышении познавательного интереса учащихся. Игровые технологии, проектная деятельность, дискуссии и проблемно-поисковые методы позволяют сделать процесс обучения не только более эффективным, но и увлекательным. Такой подход способствует развитию критического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков и самостоятельности учеников. В современном образовательном процессе, где знания должны быть не только переданы, но и активно усвоены, активные формы обучения становятся незаменимым инструментом учителя.

Список литературы

Жорабекова Манат Курманбековна, Дуйсенова Газиза Современные методы обучения на уроках русского языка // НИР/S&R. 2024. №3 (19). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka

.

Захарова, С. А. Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках русского языка и литературы / С. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 77-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6442/

Нарыкова Галина Валентиновна Активизация учебной деятельности учащихся посредством интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-posredstvom-interaktivnyh-form-i-metodov-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka-i.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×