Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Повышение работоспособности на уроках химии: ключевые методы и практики | Минлиятова Светлана Петровна. Работа №354909

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются основные методы и практики, направленные на повышение работоспособности учащихся на уроках химии. Приводятся примеры интерактивных подходов, активных методов обучения и индивидуализации образовательного процесса. Особое внимание уделяется созданию мотивационной среды, эффективному планированию уроков и применению современных технологий для усиления интереса и вовлеченности школьников.

Ключевые слова: химия, работоспособность, мотивация, активные методы обучения, интерактивные технологии, образовательный процесс.

ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ: КЛЮЧЕВЫЕ МЕТОДЫ И ПРАКТИКИ

 

Минлиятова Светлана Петровна, учитель биологии и химии

МБОУ ХМР СОШ, ХМАО-Югра п. Луговской

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные методы и практики, направленные на повышение работоспособности учащихся на уроках химии. Приводятся примеры интерактивных подходов, активных методов обучения и индивидуализации образовательного процесса. Особое внимание уделяется созданию мотивационной среды, эффективному планированию уроков и применению современных технологий для усиления интереса и вовлеченности школьников.

Ключевые слова: химия, работоспособность, мотивация, активные методы обучения, интерактивные технологии, образовательный процесс.

 

Работоспособность учащихся на уроках химии является одним из ключевых факторов, влияющих на успешность усвоения материала. Современные школьники нередко сталкиваются с трудностями, связанными с абстрактностью химических понятий, сложностью математических расчетов и нехваткой практического опыта. Для преодоления этих барьеров требуется системный подход, включающий использование современных образовательных технологий, активизацию познавательной деятельности и создание условий для индивидуального и коллективного освоения материала.

Основные методы повышения работоспособности на уроках химии

1. Создание мотивационной среды

Эффективная работа на уроках химии начинается с формирования устойчивого интереса к предмету. Учитель может использовать:

Контекстный подход, связывая изучаемый материал с повседневной жизнью (например, обсуждение химического состава продуктов, влияние химии на экологию).

Элементы игры: викторины, химические квесты, ребусы, которые повышают активность учеников.

Визуализацию информации, включая яркие демонстрации опытов, использование моделей и иллюстраций.

2. Активные методы обучения

Ключевая задача — вовлечение учащихся в процесс познания через практическую деятельность:

Работа в группах: распределение ролей при проведении экспериментов позволяет каждому участнику ощущать свою значимость.

Метод проектов: выполнение коллективных проектов, например, исследование качества воды в местной реке.

Ролевые игры: симуляция работы химиков, участие в обсуждениях научных проблем.

3. Индивидуализация образовательного процесса

Для повышения работоспособности важно учитывать уровень подготовки и индивидуальные особенности каждого учащегося:

Дифференцированные задания: подготовка задач разного уровня сложности.

Обратная связь: проведение мини-консультаций, анализ выполненных заданий и разъяснение ошибок.

Поддержка инициативы: создание условий, при которых учащиеся могут самостоятельно предложить эксперимент или идею для обсуждения.

4. Применение современных технологий

Цифровые инструменты и ресурсы открывают новые возможности для обучения:

Интерактивные симуляции: использование виртуальных лабораторий для моделирования химических реакций.

Обучающие платформы: разработка индивидуальных траекторий обучения с помощью электронных образовательных ресурсов.

Видеоуроки и вебинары: просмотр записей сложных экспериментов, которые невозможно выполнить в школьных условиях.

5. Эффективное планирование уроков

Грамотное распределение времени и акцентов на уроке способствует сохранению интереса и работоспособности:

Составление четкого плана урока с выделением этапов мотивации, объяснения нового материала, практической работы и подведения итогов.

Чередование видов деятельности (обсуждение, выполнение практических задач, тестирование).

Использование коротких перерывов для переключения внимания и предотвращения усталости.

Практическое применение

Примером может служить урок, посвященный теме "Кислоты и основания":

Начало урока: обсуждение, какие вещества из домашнего обихода являются кислотами или основаниями (контекстный подход).

Демонстрация опыта: взаимодействие уксусной кислоты с пищевой содой (визуализация и активизация интереса).

Групповая работа: учащиеся проводят эксперимент с индикаторами, записывают результаты и делают выводы.

Обсуждение результатов: анализ наблюдений, разбор ошибок.

Закрепление материала: интерактивное тестирование с использованием мобильных приложений.

Повышение работоспособности на уроках химии требует комплексного подхода, включающего создание мотивационной среды, активные методы обучения, индивидуализацию процесса и использование современных технологий. Эти меры способствуют более глубокому усвоению материала, развитию интереса к предмету и формированию у учащихся ключевых компетенций.

Учителю важно помнить, что успех обучения зависит не только от подачи материала, но и от умения поддерживать внимание и вовлеченность учеников на протяжении всего урока.

 

Список литературы

Золотова Ольга Михайловна, Усков Александр Викторович ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ // Наука и образование.

2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-pri-izuchenii-himi

i

Ковалевская А. А. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ // Вестник магистратуры. 2021. №9-1 (120).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-povysheniya-motivatsii-uchenikov-na-primere-izucheniya-himii

Шкляренко

А. П., Дегтя

ренко Ю. Г. Развивающее обучение с применением интегрированного метода на уроках биологии и химии, его влияние на качество знаний и психофизиологическое состояние школьников // Теория и практика общественного развития.

2015. №14. URL: https://cyberleninka.

ru/article/n/razvivayuschee-obuchenie-s-primeneniem-integrirovannogo-metoda-na-urokah-biologii-i-himii-ego-vliyanie-na-kachestvo-znaniy-i

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X