Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Повышение учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках окружающего мира при использовании исследовательских заданий | Колесникова Ирина Валерьевна. Работа №348634

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению методов повышения учебно-познавательной мотивации младших школьников на уроках окружающего мира с помощью исследовательских заданий. Описываются особенности применения исследовательской деятельности как одного из эффективных способов вовлечения учеников в процесс активного познания окружающей среды. Приводятся примеры заданий, стимулирующих интерес к изучению предмета и формирующих навыки самостоятельной работы. Особое внимание уделено созданию образовательной среды, способствующей развитию любознательности и исследовательского подхода к обучению.

Ключевые слова: мотивация, окружающий мир, исследовательские задания, младшие школьники, исследовательская деятельность, активное обучение, интерес к познанию.

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ

 

Колесникова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №14 им. В.А. Уварова, ст-ца Тенгинская

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению методов повышения учебно-познавательной мотивации младших школьников на уроках окружающего мира с помощью исследовательских заданий. Описываются особенности применения исследовательской деятельности как одного из эффективных способов вовлечения учеников в процесс активного познания окружающей среды. Приводятся примеры заданий, стимулирующих интерес к изучению предмета и формирующих навыки самостоятельной работы. Особое внимание уделено созданию образовательной среды, способствующей развитию любознательности и исследовательского подхода к обучению.

Ключевые слова: мотивация, окружающий мир, исследовательские задания, младшие школьники, исследовательская деятельность, активное обучение, интерес к познанию.

 

Учебно-познавательная мотивация — ключевой фактор успешного обучения младших школьников. Одной из важнейших задач учителя является поддержание интереса детей к изучению окружающего мира, что особенно актуально в условиях современного образования, ориентированного на формирование у учеников активной познавательной позиции. Одним из эффективных способов достижения этой цели является использование исследовательских заданий на уроках окружающего мира. Такие задания развивают у школьников не только навыки самостоятельного поиска информации и критического мышления, но и мотивируют их к более глубинному пониманию изучаемого материала.

Исследовательская деятельность младших школьников направлена на активное участие детей в процессе познания окружающего мира через практическую работу и наблюдение. Это помогает не только развивать их исследовательские навыки, но и формировать устойчивый интерес к предмету. Например, при изучении темы «Времена года» учитель может предложить учащимся провести исследование изменений в природе на основании собственных наблюдений. Детям может быть предложено записывать погоду, наблюдать за поведением животных и растений, фиксировать изменения в течение недели или месяца. Это позволяет им не только запомнить основные признаки времен года, но и на практике понять, как они проявляются в реальной жизни. Такое задание способствует развитию навыков наблюдения, анализа и обобщения информации, что усиливает мотивацию к дальнейшему изучению предмета.

Еще один важный аспект исследовательской деятельности — это формирование у учеников умения задавать вопросы и искать на них ответы. Учителю важно стимулировать учеников к самостоятельному поиску решений через исследовательские задания. Например, на уроке, посвящённом экосистемам, можно предложить детям изучить, как меняется количество насекомых в зависимости от температуры и влажности воздуха. Школьники могут наблюдать за насекомыми в течение нескольких дней, записывая свои наблюдения и делая выводы на основании собранных данных. Такое исследование помогает детям не только изучить теоретический материал, но и самостоятельно проверить и обосновать свои выводы, что значительно повышает их интерес к учебному процессу.

Исследовательские задания также способствуют развитию навыков самостоятельной работы и ответственности за свои результаты. Например, при изучении темы «Вода и её свойства» можно предложить учащимся провести простые эксперименты с водой: исследовать, как различные вещества растворяются в воде, и записать свои результаты. Такой подход позволяет детям не только наглядно увидеть изучаемый материал, но и почувствовать себя исследователями, что повышает их вовлеченность и интерес к учебному процессу. Учащиеся начинают осознавать, что полученные ими знания — результат их собственных усилий, что стимулирует дальнейшее желание учиться.

Особую роль в исследовательской деятельности играет коллективная работа. Групповые проекты помогают детям учиться работать в команде, обмениваться мнениями, обсуждать результаты и предлагать совместные решения. Например, при изучении темы «Животные и их среда обитания» можно предложить учащимся в группах исследовать, какие животные обитают в разных климатических зонах. Школьники могут собирать информацию из книг, интернета, проводить сравнения и делать презентации по результатам своей работы. Такой подход развивает коммуникативные навыки, учит работать с информацией, а также помогает формировать навыки критического мышления и анализа. Учащиеся начинают понимать, что познание мира — это процесс, требующий активного взаимодействия с окружающими, что стимулирует их учебную мотивацию.

Еще один важный аспект исследовательской деятельности — это использование учителем реальных примеров из жизни, которые помогают ученикам осознать важность изучаемого материала. Например, на уроках, посвященных теме «Охрана окружающей среды», дети могут изучать проблему загрязнения воды или воздуха и предлагать свои способы её решения. Такие задания способствуют формированию экологического сознания и ответственности за природу, а также мотивируют учеников к активному участию в решении реальных проблем.

Применение исследовательских заданий требует от учителя систематического подхода. Важно не только предлагать ученикам интересные задания, но и поддерживать их на каждом этапе выполнения: от формулировки задачи до анализа результатов. Для этого необходимо создавать учебную среду, в которой каждый ученик чувствует поддержку и возможность самореализоваться. Это может быть достигнуто через создание атмосферы сотрудничества, где ошибки рассматриваются не как неудачи, а как часть процесса обучения.

Повышение учебно-познавательной мотивации младших школьников на уроках окружающего мира является важной задачей современного образования. Использование исследовательских заданий в процессе обучения способствует формированию у учеников интереса к изучению окружающей среды, развитию навыков самостоятельной работы и критического мышления. Исследовательская деятельность позволяет детям не только получать новые знания, но и осознавать их значимость в реальной жизни, что стимулирует дальнейшее желание учиться и познавать мир. Учителю важно поддерживать и направлять учеников в процессе выполнения исследовательских заданий, создавая условия для успешного развития их познавательной активности и мотивации к обучению.

 

Список литературы

1. Петрова Д. В. Опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира для повышения познавательного интереса младших школьников / Д. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 429-431.

2. Пикалова Е. П. Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации / Е. П. Пикалова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 138-140.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×