Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Повышение уровня психологической компетентности педагогов | Светлана Ахатовна Мансурова. Работа №316542

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Настоящая ситуация предъявляет новые требования к современному человеку. Особенно трудно приходится детям, не имеющим достаточного опыта, чтобы устоять и найти свое место в этом бурном потоке жизни. Следовательно, необходимо определить новые подходы к процессу обучения и воспитания учащихся и повышать психолого-педагогическую компетентность учителей как условие повышения педагогической культуры учителя с целью изучения особенностей усвоения учащимися знаний и построения учебного и воспитательного процессов с учетом этих особенностей для создания оптимальных условий обучения и воспитания учащихся в средней школе. Выход из создавшегося кризиса и повышение педагогической культуры возможны через повышение психолого-педагогической компетентности учителя.

Поэтому необходимость повышения уровня профессионализма работников образования, и развитие их психологической компетентности является достаточно актуальной проблемой. Эта проблема может быть успешно решена, если выявить психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня психологической компетентности педагога.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа №31
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Я УМЕЮ РАБОТАТЬ
Сургут
Цель занятия: переориентирование стереотипных форм мышления педагогов, мешающих эффективному взаимодействию в диаде учитель-ученик.
Задачи:1. Помочь педагогам осознать значение собственного профессионального поведения и своего отношения к учащимся, с последующим изменением восприятия учебной ситуации учениками.2. Развивать способность к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми, умение контролировать свои эмоции и их внешнее проявление, способность к эмпатии и идентификации в процессе межличностного взаимодействия.3. Ознакомить педагогов с основными особенностями развития личности ребенка и причинами возможных отклонений в поведении.
Реализация принципов развивающего занятия направлена на повышение уровня психолого-педагогической компетентности:
Принцип формирования активной ориентировочно-поисковой позиции педагогов по отношению к любым аспектам своего воспитательного опыта.
Принцип формирования у педагогов целостного подхода к анализу проблемных психолого-педагогических ситуаций, позволяющий провести его с различных точек зрения и с возможных позиций в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Принцип формирования у педагогов умения решать любую практическую задачу коллегиально с другими участниками воспитательного процесса.
Этапы развивающего занятия:
1. Вводная часть.
Цель: снятие внутренних ограничений, напряжения; формирование интереса к занятию.
2. Основная часть.
Цель: развитие компонентов психолого-педагогической компетентности.
Этапы основной части:
- теоретическая (информационно-познавательная часть занятия);
- практическая часть, включающая отработку умений и навыков повышения уровня сформированности компонентов психолого-педагогической компетентности учителей.
3. Заключительная часть.
Цель: рефлексия, подведение итога занятия.
Результатом занятия должно стать построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, позволяющей расширить и укрепить позитивные контакты педагогов с учащимися путем повышения их сензитивности к детским переживаниям, приобщения педагогов к базовым знаниям о потребностях и поведении школьников; развития навыков коммуникации в процессе межличностного общения.
Основные правила работы на занятии:
Правило добровольного участия. Взрослый должен иметь естественную заинтересованность в изменениях своего отношения в ходе работы, т.к. принудительно личностные изменения поведения в положительном смысле, как правило, не происходят.2) Правило постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение информации от других членов группы, анализирующих результаты выполнения упражнений. Благодаря этому каждый участник может корректировать свое последующее поведение, заменяя старые неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. 3) Правило практической направленности: формирование и отработка навыков и умений эффективного взаимодействия с учащимися.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть.
Цель: снятие внутренних ограничений, напряжения; формирование интереса к занятию.
Организационный момент — приветствие педагогов, знакомство.
Упражнение Разминка - каждому педагогу необходимо не только ознакомить сидящих рядом со своими предпочтениями (любимое блюдо, жизненный принцип и основной недостаток в личности), но и узнать данную информацию о них (не менее 5 человек).
Задание: участникам дается 3 минуты на обдумывание задания – подобрать слова поддержки или ситуации успеха для перевода недостатков своих коллег в достоинства. Ты должен (на) гордиться этим потому что….
II. Основная часть.
Цель: развитие компонентов психологической культуры.
Работа в основной части будет строиться по трехступенчатой схеме. Обсуждение основных понятий и аспектов воспитательного процесса плавно перетекает в практические упражнения, являющимися отработкой умений и навыков эффективного взаимодействия в диаде учитель-ученик.
Педагогам предлагается для обсуждения основное понятие — что такое воспитание? Выслушиваются все ответы и обоснования, задаются наводящие вопросы и коллегиально формулируется правильный ответ — воспитание есть личный пример педагога для учащихся.
Задание:
Пожалуйста проанализируйте собственный образ профессиональной деятельности, заполняя данную табличку: Достоинства и недостатки в моей работе
Достоинства
Недостатки
Попробуйте составить список ваших личностных свойств, которые формируются под влиянием амбивалентных сторон вашего стиля профессиональной деятельности.
А сейчас запишите положительные и отрицательные особенности личности ваших учеников в виде поведенческих характеристик и проведите сравнительный анализ с вашими собственными (сходства и различия).
Сформулируйте вывод самостоятельно, причем с полученным выводом должны быть согласны коллеги.
II.2 Педагогам предлагается для обсуждения следующее понятие — что есть цель воспитания? Выслушиваются все ответы и обоснования, задаются наводящие вопросы и коллегиально формулируется правильный ответ — цель воспитания — самостоятельность детей. Основное средство достижения этой цели — формирование трудовых навыков учащихся.
Задание:
Социализация ребенка — это интериоризация определенного опыта и психологическая зрелость против негативных воздействий социально-психологических факторов. Давайте посмотрим, какой опыт вы как педагоги даете своим ученикам. Для этого вам необходимо заполнить следующее:
Тема урока
Практическое применение
(связь с жизнью)
Обсудите со своими коллегами полученные данные. Обговорите, с чем вы согласны, а с чем — нет. Добавьте коллегам свое видение практического применения их дисциплины. Что нового вы узнали о своем предмете?
Я предлагаю разделиться на пары и определить, кто будет играть роль ребенка, а кто — учителя. Задание будет следующим — научить ребенка одному из пунктов, представленных в таблице. После выполнения задания — поменяться ролями.
Составьте перспективный план обучения ребенка основным умениям по дому.
Исследование педагогами необходимого аспекта воспитательного процесса — методы воспитательного воздействия. Выслушиваются все ответы и обоснования, задаются наводящие вопросы и коллегиально формулируется правильный ответ — совместная деятельность в отношениях учитель-ученик.
Задание:
Составить вербальный портрет идеального ученика в индивидуальной интерпретации и выслушать описание (по 5 минут на участника)
Работа в парах — обменяться портретами и дописать недостающие по вашему мнению пункты, при этом найдя тему по интересам ваших учеников и проговаривая ее друг с другом. Обсудить получившиеся результаты.
С целью осознания своей функциональной значимости педагогам предлагается заполнить таблицу по следующей форме:
Что надо делать и сделать, чтобы ученик стал идеальным?
Что я делаю для этого?
III. Заключительная часть.
Цель: рефлексия, подведение итога занятия.
Задание:
Вам необходимо совместно придумать и составить свод правил для педагогов, который будет помогать в эффективности межличностного общения педагога и учащихся.
Оцените, насколько с полученным результатом будут согласны ваши ученики, что им понравится, а что — нет. На столах у вас лежат листы А3, воспользуйтесь ими для оформления свода правил. Время выполнения задания — 10 минут. Публичное выступление каждой группы педагогов, представление своих работ. Коллективное обсуждение полученных результатов.
Рефлексия:
Давайте поговорим о том, что нового вы узнали на нашем занятии? Чему научились? Что интересного определили для себя? Каковы ваши ощущения на занятии? С каким настроением вы уходите с практикума? Пришли бы вы еще раз к нам?
Заполнение листов — отзывов (самоотчетов) участников практикума.
Всем спасибо и до новых встреч!!!
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×