«Повышения качества подготовки выпускника, с помощью деятельностного подхода» | Жмурикова Анна Михайловна. Работа №337894
Статья описывает методы преподавания математики для студентов колледжей.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладения обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучаемых в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
-
Жмуриковой А.М.
Тема «Повышения качества подготовки выпускника, через использование деятельностного подхода в процессе обучения, на уроках математики»
Актуальность проблемы.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладения обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучаемых в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей
обучающегося
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Задачи преподавателя при системно - деятельном подходе в обучении математике
Характер человека, способности, привычки, интерес формируются в процессе его деятельности. Экспериментально доказано, что многие учащиеся, которых считали неспособными к математике, попадая в новые условия, когда необходимо самостоятельно действовать, мыслить, искать, под влиянием этих новых условий успешно овладевают математическими законами, правилами, теоремами. Именно такие условия обеспечивают умственное развитие школьника.
Основной задачей обучения математике является обеспечение прочного и сознательного овладения обучающимися системой математический знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с этой задачей стоит проблема: научить рассуждать, научить мыслить.
Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие и формирование индивидуальных способностей обучающихся.
Сегодня учить, делая ставку на наказание, ошибочно и малоэффективно. И только дифференцированный подход в обучении является самым оптимальным и разумным. Получать удовольствие от занятия математикой можно лишь при условии, если дифференциация ему доступна. В противном случае один будет учиться налегке, не напрягаясь, другой- пытаясь осилить непосильное. Первый их них не найдет применения имеющимся способностям и не разовьет потенциальные, второй будет чувствовать постоянное унижение, на каждом шагу ощущать собственную неполноценность, умственную убогость, что приведет к отвращению от математики.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, надо задано себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основной из главных задач является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающегося сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом из собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Принципы построения урока, типология уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода.
При системно- деятельностном подходе в обучении математике выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
восприятие информации;
анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
запоминание (создание образа);
самооценка.
Учебная задача- задача, решая которую ребенок выполняет цели преподавателя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность- управляемый учебный процесс.
Учебное действие- действие по созданию образа.
Образ- слово, рисунок, схема, план.
Система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании:
Принцип деятельности- заключается в том, что
обучающийся
, получая знания не в готовом виде, а добывая их
сам,
ч
то
способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей,
общеучебных
умений.
Принцип непрерывности- означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей
развития .
Принцип целостности- предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире
Принцип психологической комфортности- предполагает снятие всех
стрессообразующих
факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности- предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества- означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретению учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения учебной задачи.
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач с применением открытого способа.
Урок контроля и оценки.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
Уроки «открытия» нового знания.
Уроки рефлексии.
Уроки общеметодологической направленности.
Уроки развивающего контроля.
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности обучающегося к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых.
Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений и т. д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
Написание обучающимися
варианта контрольной работы.
Сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы.
Оценка обучающимися
результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Общеучебные умения и навыки
К учебно- организационным навыкам и умениям относятся:
определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение различными формами самоконтроля;
оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
постановка цели самообразовательной деятельности;
определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.
Учебно-информационные
общеучебные
умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
К учебно- информационным общеучебным умениям и навыкам относятся:
работа с основными компонентами учебника;
использование справочной и дополнительной литературы;
различение и правильное использование разных литературных стилей;
подбор и группировка материалов по определенной теме;
составление планов различных видов;
создание текстов различных типов;
владение разными формами изложения текста;
составление на основе таблицы, схемы, графика;
составление тезисов, конспектирование;
подготовка рецензии;
владение цитированием и различными видами комментариев;
подготовка доклада, реферата;
использование различных видов наблюдения;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
проведение эксперимента;
использование разных видов моделирования.
Учебно-логические
общеучебные
умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
К ним относятся:
определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
выявление существенных признаков объекта;
определение соотношения компонентов объекта;
проведение разных видов сравнения;
установление причинно-следственных связей;
оперирование понятиями, суждениями;
классификация информации;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения.
Учебно- коммуникативные
общеучебные
умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.
К ним относятся:
выслушивание мнения других;
владение различными формами устных публичных выступлений;
оценка разных точек зрения;
владение приемами риторики;
организация совместной деятельности;
владение культурой речи;
ведение дискуссии;
Содержание практической деятельности.
Смысл обучения математике состоит в том, чтобы сделать каждого немного математиком- развивать способности логически, доказательно мыслить. От уровня математического образования зависит многое. Оно нужно не только тем, кто впоследствии будет заниматься математикой профессионально, а всем без исключения.
Это мой главный инструмент для изучения дисциплины математики, для воспитания интереса к предмету. Я стараюсь доказать, что математика- это жизнь, математика- наука всех наук. Новые темы стараюсь начать с проблемного вопроса, ставлю на основе жизненных примеров.
Нельзя утверждать, что необходимо делать то и то, чтобы добиться определенного результата: к такому же, а может и лучшему результату можно прийти, организуя усвоение материала совсем иначе. При этом каждой «порции знаний» соответствует строго определенная работа. Моя задача- правильно организовать эту работу, т. е. сделать так, чтобы материал обязательно усвоили все обучающиеся.
В своей работе большое внимание уделяю задачам. Очень часто на уроках сталкиваешься с ситуацией: несколько обучающихся «выключены» из учебного процесса. Они не воспринимают объяснение нового материала, не могут решить простейших примеров по новой предыдущим темам. Опыт показывает, что применение обучающих карточек в течение трех- четырех недель помогает им освоить ранее не понятый материал и хорошо воспринять новые темы. Затем они легко включаются в общий ритм учебного процесса.
Обучающая карточка состоит из чередования трех блоков:
опорная формула;
решенные примеры;
Р. С. –реши сам.
Начинается поэтапное дифференцирование.
1 этап- дифференцированная домашняя работа
2 этап- учет знаний обучающихся на уроке. На этом этапе преподаватель делает себе пометки о положительных ответах, ошибках, недочетах. Подводит итог выставляет оценки за работу в классе.
3 этап- организация базового повторения. Что включается в такое повторение? Заполнение выявленных пробелов в теоретическом материале, разъяснение недочетов и ошибок в самостоятельных и контрольных работах. Материал, который планируется повторить, записывается в виде таблицы на доске. При разборе каждого упражнения из таблицы можно предлагать такие, например, задания:
«Выберите из данных ответов верный», «Исправьте ошибку» .
«Назовите правило, по которому выполнялось действие», «Закончите упражнение»
«Поясните причину ошибки», «Дайте определения основным понятиям, использующимся в данной задаче» Обучающимся можно предложить самим придумать задания и вопросы по таблице.
4 этап-проверка усвоения пройденного материала. Она может проводиться в четырех режимах.
Режим «самоконтроль» предлагается обучающим из групп А; В и С поочередно работают у доски; в течение урока к работе у доски привлекаются все обучающиеся; к доске никого не вызывают, но они рассаживаются по группа; члены групп опрашивают друг друга по заранее составленным вопросам.
5 этап- изучение нового материала. Каждая тема требует особого подхода к ее объяснению. Но в организационном плане выделяются четыре урока, в течение которых должна быть усвоена тема.
6 этап- самостоятельные и контрольные работы. Самостоятельные работы разделяются на три вида: решение по образцу (для группы С); выделение нужного ответа из нескольких (для группы В); работа с дополнительным материалом (для группы А). Контрольные работы разделяются по содержанию на базовые (когда проверяется обязательный материал) и так называемые объемные, в которые входят задания по всему материалу изученного курса.
Заключение
Так как каждый обучающийся работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознает свои ближайшие цели и задачи. Так как, работая на определенном уровне трудности, он видит, как работают остальные, его самооценка становится более реальной. Четкость в работе дает возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки.
Ожидаемые результаты. Прогнозирование.
Использование системно-деятельностного подхода в обучении математике с использованием поисково- исследовательского метода и развития мотивационных возможностей в выявлении и развитии творческих способностей позволит:
Внедрить эффективные современные технологии, использовать методики диагностики, психотренинга на уроках математики.
Создать условия для духовного развития личности
преподавателя и обучающегося
на основе взаимного сотрудничества на уроках математики.
Формировать модели конкурентно способного выпускника, имеющего базовые знания по математике.
Оптимизировать учебную нагрузку, создать условия для сохранения и укрепления математического образования и физического здоровья
обучающихся
.