Позитивная социализация детей раннего дошкольного возраста | Ильина Татьяна Анатольевна. Работа №339963
Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОО с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы самого детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Одного обмена информацией между родителями и педагогами о развитии, успехах и трудностях дошкольника уже недостаточно. Актуальным на сегодняшний день является включение родителей в воспитательно–образовательный процесс.
Ильина Татьяна Анатольевна,
воспитатель,
высшей квалификационной категории
МДОУ «Д/с №60 о.в.»
г. Магнитогорска
Позитивная социализация детей раннего дошкольного возраста (опыт работы по взаимодействию с родителями)
Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОО с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы самого детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Одного обмена информацией между родителями и педагогами о развитии, успехах и трудностях дошкольника уже недостаточно. Актуальным на сегодняшний день является включение родителей в воспитательно–образовательный процесс.
Расписание по месяцам мероприятия организационно-методической, психодиагностической, коррекционно-развивающей, экспертно-консультационной и просветительской направленности по отношению к основным объектам психологического воздействия.
Реализация плана осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и прочее. При этом необязательно всю эту работу проводить самому воспитателю – можно приглашать других специалистов. Воспитатель (психолог) организует цикл тематических мероприятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:
• информирование родителей на собраниях о результатах психолого-педагогического обследования детей;
• плановые тематические выступления на собраниях, родительских объединениях и семинарах;
• возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности родителей.
Работу с родителями, в рамках разработанной системы, следует начинать в августе, за месяц до поступления ребенка в группу. Родители в процессе занятий узнают много нового о своих детях. На практических занятиях принимают на себя роль детей, они могут понять и принять поведение своего ребенка, становятся толерантны по отношению к своему ребенку. Родители повышают педагогическую культуру и пополняют знаниями о процессе развития детей раннего возраста в детском саду.
Цикл организованной деятельности с детьми начинается в сентябре с поступлением ребенка в группу детского сада. Занятия с родителями помогают снять тревожность и настроить детей на позитивное отношение к детскому саду, к взрослым и другим детям. Дети с удовольствием играют, рисуют, поют.
Для развития детей раннего возраста используются следующие формы работы:
• Развитие активной и пассивной речи - чтение художественной литературы (сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заячья избушка», «Лисичка со скалочкой», Чуковский «Айболит», Маршак «Сказка о глупом мышонке», рассказы Чарушина, Снегирёва, Толстого, фольклорная литература и др.); музыкальные занятия (слушание звуков «Коробочки», «Что звучит?», «Музыкальные звуки», «Плясовая», «Колыбельная», «Отдыхаем и танцуем», пение и танцы «Народные попевки», Лобачев «Заинька», «Танец зайчат», Френкель «Ай, да мячик», «Кошка с котятами», и др.);
• Сенсорное развитие - игры на сенсорные представления детей («Что катится, что не катится», «Чудесный мешочек», «Найди ключ от домика», «Волшебный мел», «Спрячь матрёшку в ладошках», «Игры с куклами», «Делай как я», «Найди место», «Напоим кукол чаем», «Посадим бабочек на цветочки», «Ёлочки и грибочки»);
• Игровая деятельность - сюжетная игра («Семья», «Парикмахерская», «Гараж», «Столовоя» и др.);
• Конструктивная и изобразительная деятельность - художественно-творческие упражнения (рисование «Дождик», «Дорожки», «Коврик для кошечки», «Жучки» и др., лепка «Палочки», «Карандаши для мишки», «Дождевой червяк», «Клубочки», «Колечки», «Браслеты», «Улитка», «Гнездо для птички», «Ёлочка» и др., аппликация «Шары», «Поляна», «Солнышко» и др.); упражнения с мозаикой.
Занятия с сотрудниками начинаются во второй половине августа. На занятиях воспитателям предлагается подборка игр и разработки занятий с детьми раннего возраста и др.
Диагностика развития детей раннего возраста.
• Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами – К.Л. Печерой, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой.
• Метод опроса родителей
Описанные выше методики позволили исследовать уровень сформированности коммуникативных умений и навыков; уровень игровой активности; уровень творческо-продуктивной деятельности; сформированность навыков самообслуживания у детей раннего возраста; усвоение и выполнение норм и правил детского коллектива. Все результаты по использованию диагностических методик заносятся в карты развития и поведения ребёнка.
Педагог – это, прежде всего посредник между ребенком и родителем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ребёнка должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развить индивидуальность. Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности воспитанника.
Результат психолого-педагогического сопровождения семей с детьми раннего возраста.
В результате совместной работы педагогов, родителей, специалистов, медиков, администрации детского сада — ребенок переходит в младший дошкольный возраст успешно преодолев кризис трех лет.
У него сформированы предпосылки основных интегративных качеств личности:
• физически активный, овладевший элементарными навыками самообслуживания;
• любознательный;
• эмоционально отзывчивый;
• овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (достаточными для детей раннего возраста);
• соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
• способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
• имеющий первичные представления о себе, семье;
• овладевший необходимыми умениями и навыками (достаточными для детей раннего возраста).
Таким образом, задача родителей, воспитателей, психологов, специалистов заключается в том, чтобы организовать системный подход к развитию детей раннего возраста. В этом отношении очень полезна разработанная система психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста в детском саду.