Позитивное решение конфликтных ситуаций для педагогов ОО | Сукинова Анастасия Викторовна. Работа №291539
Автор: Сукинова Анастасия Викторовна
Материал, представленный для публикации направлен на помощь участникам в преодолении внутренних барьеров и страхов перед кризисной ситуацией, на развитие навыков доверительного общения участников тренинга, на популяризацию тренинга как формы обучения и методы развязывания конфликтов, на активизацию творческого поиска и опыта участников тренинга, на создание доброжелательной, доверительной атмосферы в группе. Мой тренинг будет посвящен навыкам видеть и слышать человека, прислушиваться к его мыслям.
Разработала: Сукинова А.В., педагог-психолог ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» г. Челябинска
Тренинг для педагогов «Тренинг позитивного решения педагогических конфликтов»
Цель: помочь участникам преодолеть внутренние барьеры и страхи перед кризисной ситуацией; популяризация тренинга как формы обучения и методы развязывания конфликтов; развитие навыков доверительного общения участников тренинга; активизация творческого поиска и опыта участников тренинга; создание доброжелательной, доверительной атмосферы в группе.
Ход тренинга:
Вступление – 2 мин.
- Здравствуйте! Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Он предусматривает то, что присутствующие имеют возможность поделиться и обменяться между собой знаниями и проблемами, а также поработать вместе для поиска решения. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов, ведь не секрет, что бывают недопонимание между коллегами и сотрудниками. Что же такое конфликт? Конфликт – это встреча двух и более разных мнений, при которой ни одна из конфликтующих сторон не принимает позицию другой стороны.
- А почему происходят недопонимания и конфликты? Люди разные, с разным опытом, разными убеждениями, принципами, которые иногда мешают видеть другого человека, понимать его чувства и интересы.
- Наш тренинг будет посвящен навыкам видеть и слышать человека, прислушиваться к его мыслям. Тренинговая форма работы требует доверия к группе, поэтому нам нужно выработать общие правила для работы.
Правила:
- Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас» показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
- Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работать вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.
- Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
- Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.
- Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
- Правила приняты. Спасибо. Каждый участник должен их придерживаться.
«Знакомство» – 2 мин.
- А сейчас настало время познакомиться. Нарисуйте свою «визитку», на ней напишите имя, как бы вы хотели, чтобы вас называли на тренинге? Назовите качество, характеризующее вас, на первую букву вашего имени.
Упражнение 1. «Плюсы и минусы конфликта» - 10 мин.
- На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов.
Рефлексия: сложно было выполнять упражнение? Как вы думаете, что легче написать – «+» или «-»?
Н.В.Клюева предлагает характеристику конфликта:
Конструктивные стороны конфликта:
Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом
Деструктивные стороны конфликта:
Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
Представление о победителях или побежденных как о врагах.
Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Упражнение 2. «Я – сильный, я – слабый» – 5 мин.
Ведущий. Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения, для которого необходимо разбиться на пары.
(Помощь одного из участника).
- Вытяни, пожалуйста, вперед руку. Я буду опускать твою руку вниз, нажимая на нее сверху. Ты должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но ты должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...
- Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.
Рефлексия: как вы понимаете это упражнение? Как оно связано с нашей темой?
Упражнение 3. «Конфликтные ситуации» – 10 мин.
Упражнение 4. Ответы другими словами - 10 мин.
Задание: перефразировать неконстуктивные раздражающие и обидные высказывания «Вы должны…» , «Это Ваша обязанность…», «С Вами невозможно разговаривать..», «Вы безответственный человек.. » на конструктивные.
Например: «Вы должны принести мне тетрадь»
«Я была бы рада, если бы Вы принесли мне тетрадь».
«Я буду благодарна Вам, если Вы принесете мне тетрадь».
Вопросы
1. Он должен заботиться обо мне.
2. Ты не должна была ходить на ту вечеринку.
3. Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала.
4. Ты должна была предвидеть возможные трудности
5. Меня заставили.
6. Он - упрямый осел.
7. Он меня унизил.
8. Прекрати меня злить!
9. Ты должна мне дать программу, книгу….
Ответы
1. Мне хочется, чтобы он заботился обо мне.
2. Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку.
3. Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны.
4. Мне хотелось, чтобы ты предвидела возможные трудности.
5. Я не сумела отказаться.
6. Я не смог его убедить.
7. Мне было неприятно.
8. Я начинаю злиться.
9. Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу.
Упражнение 5. Согласие - 7-10 минут.
Найти в словах партнера ЧТО-ТО с чем можно согласиться.
«Прекратите разговаривать со мной в таком тоне!» - «Бывает, что мой тон, кажется обидным для собеседника».
1.Ты совсем с ума сошла!
«Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди».
2. Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обстоятельства!
«Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать».
3. Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!
«Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника».
4. На нашей работе - по настоящему работаю только я!
«Да, Вы действительно тратите много времени и сил на работу, но я также добросовестно выполняю свою работу».
Упражнение 6. «Коллаж» – 10 мин.
Участникам предлагается большое количество вырезок картинок, фраз, слов, фотографий, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, наиболее точно и полно характеризуют конфликт.
Затем на ватмане наклеивают, чтобы получился коллаж.
В конце упражнения рассказывают и объясняют, почему именно так они его сделали, почему именно эти картинки (фотографии, слова, фразы) они выбрали, и почему не выбрали оставшиеся вырезки.
Притча – 5 мин.
Буддийская притча «Забирайте своё себе»
Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал:
– Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?
Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:
– Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
– Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
– Вы – свободные люди, и то, что вы сделали, – ваше право. Я на это не реагирую.
Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»
Один человек из толпы сказал:
– Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
Будда улыбнулся:
– Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите…
Упражнение 7: Рефлексия – 5 мин.
Использование МАК «Ресурсы» Ирины Орда.
Завершение работы.